Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая
Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая
Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая
Цели и задачи урока:
Создать условия для:
усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;
формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас
поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией
развития умений организации поисковой и исследовательской работы, самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации
формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая».
- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение?
- Познакомимся с человеческими расами.
III. Изучение нового материала.
- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись.
Уровень древнего Мирового океана был ниже современного на 130 метров, поэтому существовали «сухопутные мосты» между материками. По сухопутному «мосту» древние люди проникли в Северную Америку, а затем и в Южную Америку. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии. (по карте)
Индейская легенда Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Как же это было на самом деле?
Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас.
Что же такое раса?
Раса – это большие группы людей, имеющих общие, передаваемые по наследству, внешние признаки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая »
Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая
Цели и задачи урока:
Создать условия для:
усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;
формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас
поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией
развития умений организации поисковой и исследовательской работы, самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации
формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности
Ход урока:
. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая».
- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение?
- Познакомимся с человеческими расами.
. Изучение нового материала.
- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись.
Уровень древнего Мирового океана был ниже современного на 130 метров, поэтому существовали «сухопутные мосты» между материками. По сухопутному «мосту» древние люди проникли в Северную Америку, а затем и в Южную Америку. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии. (по карте)
Индейская легенда Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Как же это было на самом деле?
Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас.
Что же такое раса?
Раса – это большие группы людей, имеющих общие, передаваемые по наследству, внешние признаки.
Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, черную и желтую. Но современные биологические исследования внешних признаков людей позволили человечество поделить на 4 географические расы.
Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы
Раса
Цвет кожи
Волосы
Другие внешние признаки
Районы проживания
Европеоидная раса (40%)
Беловатый или смуглый
Разных оттенков, волнистые или прямые
Узкий нос, тонкие губы
Евразия, Северная Америка, Северная Африка
Монголоидная раса (20%)
Желтоватый или темно-смуглый
Жесткие, прямые, темные
Узкие глаза, уплощенное лицо
Азия, Америка
Негроидная раса (10%)
Темный
Курчавые или волнистые, темные и жесткие
Широкий нос, толстые губы, карие глаза
Африка, Океания
Австралоиды (0,3%)
Темный
Волнистые, темные
На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос
Австралия, Новая Гвинея
- Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле
- Но есть примеры, когда проявлялось превосходство одной расы над другой. Знакомство с терминами «расизм», «расовая дискриминация» .
Закрепление пройденного «Викторина»
1.Сколько и какие выделяют большие расы?
2.Каковы отличительные признаки представителей европеоидной расы?
3.Каковы отличительные признаки представителей монголоидной расы?
4.Каковы отличительные признаки представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы?
5. Каковы гипотезы происхождения рас?
Домашнее задание:
§
Я — европеоид, монголоид
Я – россиянин (в кокой стране живем)
Я – русский, украинец, крымский татарин (по национальности)
Я – крымчанин, раздольненец, орловчанен (по месту жительства)
Огромное значение в этом вопросе имеет вклад Николая НиколаевичаМиклухо-Маклая. Будучи зоологом он прославил русскую науку своими исследованиями.
В них Миклухо-Маклай руководствовался идеей, что различия между расами и народами не изначальны, а обусловлены различиями в условиях их существования и особенностями среды обитания. Собранные им в ходе экспедиций 1871-1883 гг. материалы являютсяценным вкладом в мировую науку. Он опроверг сложившиеся в науке того времени представления о коренных различиях между отдельными расами.Его работа - убедительное доказательство того, что многие физические особенности отдельных народов в действительности объясняются внешними факторами. Он первым описал папуасов, как определенный антропологический тип и доказал, что папуасы такие же полноценные и равноправные представители человечества. Что не существует «низших» и «высших» рас.
Письмо
Здравствуйте шестиклассники!
Я узнал о том, что по географии вы изучаете тему «Расы» и решил обратится к вам с вопросом, а кто же я?
О себе сообщаю: Родился я в городе Москве. Моих родителей звали Надежда Осиповна и Сергей Львович. Один из моих предков, а точнее прадед Абрам Петрович Ганнибал (до крещения Ибрагим) негр по крови. В семилетнем возрасте был захвачен в плен турками и доставлен из Эфиопии в Стамбул. Там его выкупил русский посол и подарил царю Петру I.
Но не смотря на это я русский. Весь мир меня считает великим русским.
Ну всё же волосы мои черны и кудрявы, кожа желта, да и нос далеко не европейский.
Кто же я?
Ваш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
К какой расе вы отнесете А.С.Пушкина? Можем ли мы точно её установить?
Во внешности многих людей можно увидеть черты, которые свидетельствуют о смешении рас. Как в случае и с Пушкиным. Он потомок представителей европеоидной и негроидной расы. На Земле растет доля людей, в облике которых присутствуют признаки различных рас. Они образуют смешанные расы или этнические группы.
Негроидная+ Европеидная = мулаты
Европеидная+Монголоидная= метисы
Монголоидная+Негроидная= самбо
Сегодня население Земли составляет свыше 7 млрд человек.