Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план по теме "Вопрос исследования"»
Раздел долгосрочного плана: 5.1 Мир науки
Школа: Сш№22
Дата:
Имя учителя:. Закарьяева М.Б
Класс: 5
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока:Вопрос исследования»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
5.1.2.1 – формулировать вопрос исследования и предположения
Цели урока
Ознакомить с методами изучения природы. Расширить знания об инструментах, приборах, применяемых для познания природы, развивать умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
Цели обучения
Все учащиеся смогут:Научиться пользоваться веществами, переводить из численного в именованный и обратно; выявлять при работе с текстом основные понятия и определения через диалог
Большинство учащихся будут уметь:
Работают над формированием умения давать краткий, логически выстроенный ответ
Некоторые учащиеся смогут:
проверить умение применять теоретические знания на практике;
Критерии оценивания
Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении.
Языковые цели
Научиться измерять расстояние на глобусе, знать различия между планом местности и картой, знать виды карт,.
Предметная лексика
изучают и углубить знания о живой планете, сравнить растительный и животный мир.
Серия полезных фраз для диалога/письма
Докажем прямым методом, что...
Привитие ценностей
предлагается поработать с энциклопедией изучить особенности строения растений и животных
Межпредметные связи
Связь с литературой: умение обосновывать (доказывать) свою точку зрения, опираясь на известные факты, жизненный опыт
Навыки использования ИКТ
Навыки работы с ActiveStudio
Первоначальные знания
Аксиомы планиметрии
Тип урока
Комбинированный
Ход урока
Запланиро-ванные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
начало урока
Приветствие «Здравствуйте!» (Работа в паре.)
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев
рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью.)
Для актуализации знаний обучающихся можно
предложить им вспомнить, по какому алгоритму они
проводили исследования в начальной школе. Для этого
можно использовать различные способы:
– использовать словарную змейку в учебнике;
– расставить в правильной последовательности этапы на интерактивной доске или в групповой работе приклеить разрезанные карточки на листе А4.
Педагог самостоятельно или с помощью обучающихся определяет цель урока, ставит задачи, которые необходимо решить к концу этого урока
Середина урока
Данный этап состоит из трех тематических вопросов:
– определение проблемы исследования;
– изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, название работы;
– формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
Определение проблемы исследования Задание 1.
Учитель с помощью вопросов создаёт проблемную ситуацию в классе.
– Как хорошо вы знаете свой класс?
– Что связывает вас и ваших одноклассников?
– В чем заключается уникальность каждого ребенка в этом классе?
Предлагает в группах составить вопросы, которые помогут узнать о своих одноклассниках ту информацию, которая им мало известна, выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка и найти сходства между всеми детьми класса. Перед проведением данной работы необходимо напомнить обучающимся о правилах работы в группе. Объяснить, что составляемые вопросы не должны унижать чье-либо достоинство, быть корректными и грамотно сформулированными.
Затем каждая группа предлагает свои вопросы учителю, и лучшие вопросы выписываются на доске. Они послужат планом для исследования.
Учитель обращает внимание на предложенные вопросы. Задает вопрос:
– можно ли эти вопросы назвать проблемой исследования? Предлагает обучающимся познакомиться с понятием «проблема исследования». Для реализации этой задачи можно использовать несколько приёмов работы:
– предложить обучающимся в группе сформулировать определение понятия и затем сравнить его с эталоном в учебнике;
– предложить обучающимся по предложенным опорным словам составить формулировку понятия и затем сравнить ее с эталоном в учебнике.
Необходимо обратить внимание на особенность определения проблемы: не рекомендуется охватывать исследованием очень широкий круг вопросов, выбрать 1–2 вопроса, наиболее интересных для исследования.
Таким образом, обучающиеся из предложенного списка вопросов выбирают 1–2 вопроса для микроисследования в классе.
Задание 2.
Обучающиеся самостоятельно знакомятся с определениями понятий «предмет исследования», «объект исследования». Озвучивают свои мысли с предметом и объектом исследования по выбранной проблеме.
Для закрепления усвоения данного вопроса учитель предлагает провести блиц-опрос, где обучающиеся должны будут быстро определить предмет и объект исследования на предложенную проблему. В качестве примера можно предложить следующие проблемы:
– Как происходит изменение облика деревьев с понижением температуры воздуха?
– Какой корм позволяет домашнему питомцу повышать уровень его массы? И т.д.
Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, название работы Задание 3.
Предлагает вспомнить следующий этап проведения исследования (можно предложить обратиться к листу, на котором ребята распределили основные этапы работы над исследованием).
Педагог предлагает использовать технику критического мышления «Групповая дискуссия». Обучающиеся в группе делают предположения (желательно организовать 4 группы), для чего необходимо изучать различные источники литературы в научном исследовании.
Затем происходит обмен листами между группами, и обучающиеся подчеркивают красным цветом ту информацию, которая повторяется в их листе, синим цветом ту информацию, которая для них оказалась новой, и дописывают зелёным цветом ту информацию, которой нет на листе второй группы.
Затем две группы озвучивают информацию, которая сошлась на их листах, и две группы озвучивают ту информацию, которая отличалась от информации соседей. Все это фиксируется учителем на доске. Затем вырабатывается общее мнение о том, зачем необходимо изучать различные источники литературы при проведении научного исследования. В случае необходимости учитель корректирует и направляет обучающихся.
С целью выяснения усвоения материала учитель просит обучающихся определить, какие источники информации могут помочь им в выбранном ими исследовании и записать названия источников себе в тетрадь.
Формулировка цели, задач и гипотезы исследования
Педагог предлагает вспомнить из курса естествознания, какие слова помогают сформулировать цель исследования. (стратегия «Мозговой штурм»).
С помощью предложенных слов обучающиеся определяют свою цель исследования и записывают её в тетрадь.
Задание 4.
Обучающимся предлагается самостоятельно ознакомиться с алгоритмом составления гипотезы исследования и в тетради сформулировать гипотезу по предложенному исследованию в классе.
Затем гипотезы озвучиваются в группе, и лучшие варианты гипотезы озвучиваются в классе. Выбирается одна из гипотез и записывается на доске.
Учитель предлагает обучающимся разобраться, в чем заключается различие и сходство между целью и задачами исследования. Для этого заполняется диаграмма Венна. (Целесообразно перед этой работой еще раз вернуться к определению понятия «цель исследования» и познакомиться
учебнике с понятием «задачи исследования»). Обучающиеся коллективно определяют задачи предстоящего микроисследования. Записывают их в тетради.
Задание 5.
Обучающиеся в паре составляют правила проведения анкетирования. Составляют вопросы для проведения исследования по выбранной теме.
Конец урока
Рефлексивное оценивание заключается в оценке своей работы.
Предлагаемая методика самооценки «Лесенка успеха» используется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.
1-я ступенька – ученик не понял новую тему, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новую тему и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Педагогу необходимо особое внимание обратить на тех обучающихся, которые выбирают первую и вторую лесенки успеха. Возможен вариант индивидуальной беседы о возникших у ребенка на уроке проблемах.
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Учитель распределяет задания для парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся
Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя
Формативное
оценивание
проводится на всех этапах урока,
через наблюдение
за
работой
учащихся
в
группе,
их
самостоятельной
работой.
Дополнительные
вопросы
в
процессе
работы
над
темой
урока.
Анализ результатов ученической
рефлексии.
Регламентированное использование интерактивной доски, проветривание кабинета
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?