Цель: Расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в классе, школе;
обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; закрепить правила ухода за комнатными растениями.
Развивающие:
расширять кругозор детей, развивать познавательную активность;
учить составлять паспорт комнатных растений.
Воспитывающие:
воспитывать экологическую культуру через бережное отношение к комнатным растениям;
прививать любовь к природе.
Коррекционные:
развивать мышление, связную речь, память;
развивать внимание и наблюдательность;
развивать умение слушать, вступать в диалог.
Форма урока: комбинированный
Методические приемы: объяснение нового материала, закрепление, обобщение изученного материала
Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.
Возрастная категория: 5 класс
УМК: учебник, карточки-инструкции.
Средства наглядности:
раздаточный материал: карточки с заданиями (каждому), карточки с содержанием о комнатных растениях (каждому); памятка по уходу за комнатными растениями (каждому); книги о растениях.
презентация к уроку
Оборудование: комнатные растения разных видов; отростки растений; карточки «условные знаки», трубочки, ножницы;
Технологии:
- наблюдение, практическая работа, распознавание и описание;
- здоровьесберегающая;
- групповая;
- компьютерные средства обучения.
I. Организационный момент
Приветствие гостей.
- Надеемся, вы сегодня пришли с хорошим настроением в школу, и оно останется таким до конца урока.
II. Мотивация
Учитель: Тему данного урока мы определим вместе с вами.
-Для этого вы должны будете отгадать загадку, которая и подскажет, чему будет посвящен наш урок: Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут и растут (комнатные растения)
III. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с комнатными растениями, которые есть в нашем классе, школе. А также, поговорим о том, какие условия надо создать для их жизни рядом с нами, как мы можем заботиться о них, чтобы эти растения радовали нас своей красотой.
-Но, сначала вспомним, что мы уже знаем о комнатных растениях?
Фронтальная беседа с учащимися.
Задание №1:
На листочках вопросы. Прочитать и дать устно ответ.
1. Чем похожи комнатные растения? Какие части во внешнем строении они имеют?
Корень, ______._______ .________
2. Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.
4. Я тоже в комнате расту, И пусть я без цветов – Тебе я ранки залечу Без всяких докторов. ____________
5. Значение комнатных растений для человека?
Являются украшением помещений,…..
Учитель (вывод): зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые пагубно влияют на различных микробов. Они создают благоприятную среду, хорошо влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и являются их украшением.
(Ответы на вопросы разные по сложности: слабые учащиеся №1, 4 сильные № 2,3,5
IV.Объяснение нового материала
Учитель: Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут в домашних условиях?
(Ученики высказывают свои предположения)
- Прочитайте об этом на учебнике на стр. 132.
Учитель: Люди издавна стали привозить растения из тёплых заморских стран, где круглый год лето, чтобы радовали они нас холодной зимой. Чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни, научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.
Вспомните, как люди ухаживают за растениями, какие виды работ выполняют?
1.Полив комнатных растений
2. Удаление пыли с листьев
3.Рыхление почвы
У каждого на парте есть памятка по уходу за комнатными растениями. Прочитайте вслух
Памятка по уходу за комнатными растениями
Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.
Вода, которой мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой-либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Поливать растения надо так:носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка понемножку. Ждать пока вода впитается.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.
Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
V.Исследовательская работа
Давайте сегодня мы побудим натуралистами. Работаем в парах. Представим, что мы купили комнатное растение. Сейчас поближе познакомимся с ним. (на каждую парту предлагаю по комнатному растению: фиалка и хлорофитум). Задача: определить место растения в классе, узнать, как за ним нужно правильно ухаживать?
Необходима о нем информация. Где эту информацию мы можем получить? (книги, интернет).
Для этого выполним следующее задание
Задание №2 (работа в парах)
(Обучающиеся получают карточки, на которых дана информация о растении и задание).
Рассмотрите растение. Прочитайте информацию о растении.
Найти ответы на вопросы:
1. Название комнатного растения, что оно обозначает.
2. Родина растения.
3. Признаки внешнего вида
4. Условия содержания в квартире.
1 группа-1 ряд
Узамбарская фиалка (Сенополия)
Родом комнатная фиалка из жаркой Африки.
Цветёт фиолетовым цветом. Отсюда и название растения- «фиалки».
Стебель у растения короткий. Листья до 8 см. длиной, овальные или округлые, с волнистым краем, темно- зеленые, снизу опушенные.
Сообщение учителя: Сегодня трудно поверить, что когда – то эти цветы встречались только в Африке. Может, еще долгие годы не получили бы узамбарские фиалки такой всемирной славы, если бы не случай с бароном Сен – Полем и его возлюбленной. Будучи губернатором Восточной Африки, барон любил горные прогулки, во время одной из которых он увидел незнакомые фиолетовые цветы, имеющие интересные листья.
Сен – Поль отослал цветы отцу, а тот в свою очередь отправил их директору ботанического сада. Барон даже не подозревал, что найденные им цветы увековечат в своем названии его имя - они были названы сенполиями, а европейцы назвали их фиалками.
Условия содержания фиалок:
1.Фиалки неприхотливы, любят много света, но не способны переносить прямые солнечные лучи, ставить их лучше на северное или западное окно, чтобы свет был рассеянным.
2. Температура: в период активного роста 18-25°C. Растение нужно беречь от сквозняков
3. Очень важно, в чем растет этот цветок. Горшок должен быть небольшим, Землю лучше брать специальную, легкую и рыхлую.
4. Полив: вода наливается в поддон, чтобы корни не загнили. Поливать летом через день, зимой дважды в неделю. Земля в горшке с фиалкой должна быть влажной.
Группа 2 – 2 ряд
Хлорофитум.
Родина – Южная Америка. Хлорофитум переводиться как «зеленое растение с пучками». Хлорофитум: неприхотливое, выносливое комнатное растение. Он быстро растет. У растения красивые изогнутые листья, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Их можно отделить и укоренить.
Относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна. В слишком темном месте растение теряет свою красоту.
Температура зимой не ниже 18°С. Летом и весной комнатное растение хлорофитум требует обильного полива, а зимой – умеренного.
Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой полив умеренный.
Влажность воздуха: Летом время от времени листья полезно опрыскивать и устраивать теплый душ. Обязательно опрыскивание, если растение содержится рядом с отопительной системой.
Сообщение учителя: хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его использовать для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.
Учитель: теперь зная о растениях, которые мы купили, много полезной информации найдём ему место в классе. Самое главное – научиться правильно за растениями ухаживать. Что растениям нужно для жизни? (свет, вода, тепло, воздух, почва).
Задание №3 Сейчас мы с вами будем учиться составлять мини паспорта комнатных растений – подсказки тем, кто будет заботиться о растении. Для этого воспользуемся таблицей условных обозначений и условными знаками.
Работа с таблицей «Условные знаки» и паспортом растений. (ученики в соответствии с паспортом и опорой на таблицу находят нужные знаки и составляют мини паспорта:
Фиалка: Хлорофитум
(Презентация слайд «фиалка» и «хлорофитум»)
Найдите паспорт этих растений из предложенных карточек. Делаем паспорт:взять трубочки для сока, разрезать пополам, сделать небольшие надрезы с одного края, в надрез вставить в заламинированную карточку – мини паспорт растения готов.
VI. Обобщение изученного материала
Знаете ли вы, что:
что цветы чувствуют заботу о них;
к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;
у цветов характер как у маленьких детей;
обижать цветы нельзя, они живые: дышат, растут, питаются!
Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют. У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья. Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, воздух, тепло, вода, почва).
Учитель: Хочу, ребята, дать вам небольшие рекомендации, если вы решили поселить у себя дома комнатное растение, но не уверены, как за ним правильно ухаживать, нужную информацию можно найти в специальных книгах о комнатных растениях (выставка книг) или в интернете.
Помните, если вы будете соблюдать правила ухода за растениями, будете любить свое растение, то оно обязательно будет вас радовать. А если вы хотите порадовать и своего друга, то подарите ему цветок. Срежьте лист и поставьте его в стакан, скоро от среза отрастут корни и растение можно поместить в горшок, я вам тоже сделаю такой подарок – подарю каждому росток уже с корнями.
VП. Рефлексия
- О какой группе растений мы говорили сегодня?
- Для чего человек выращивает комнатные растения?
Чему научились на уроке?
Что сделали полезного?
Появилось ли у вас желание еще принять участие в исследовательской работе?
VШ. Итоги урока.
Оценки за урок.
IХ. Домашнее задание
Повторить правила ухода за комнатными растениями.
Читать текст стр.132-135
Задание: найти в школе фиалки и хлорофитум, вставить в горшки паспорт. Для чего мы это делаем? (чтобы знали, как за растениями ухаживать).