План - конспект урока: Мир вокруг.
Тема: Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями.
Тип урока: Комбинированный, урок закрепления полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательная: Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли). Познакомить с новым видом ухода за цветами - рыхление.
Коррекционно - развивающая: Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учётом структуры трудового процесса.
Воспитательная: Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.
Оборудование урока: комнатные растения, таз, лейки с водой, тряпочки, клеёнки, кисточки, пульверизатор, деревянные палочки. Фартуки, нарукавники. Модель структуры трудового процесса.
- Организационно - подготовительный этап
- настрой учащихся на работу, организация внимания.
- проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
- обратить внимание детей, что в классе присутствуют гости.
2.Основной этап
Вводное слово учителя.
- Кругом всё белое и синее,
Всё в тонком кружеве теней,
А лес укрыт пушистым инеем.
Уснул до первых вешних дней.
И снятся сны ему спокойные,
И птичьи песни на заре,
Стоят безмолвно сосны стройные
В тяжелом зимнем серебре.
За окном зима. И каждому из нас хочется попасть туда, где тепло, светло и радостно.
И сейчас мы попадём в страну, где ярко светит солнце, птички поют песни и цветут цветы.
(на доске висят плакаты с садовыми цветами).
Ребята, вы видите эти красивые цветы: тюльпан, роза, гладиолус, гвоздика. Это - садовые цветы и растут они в саду. Скажите, в какое время года растут цветы в саду? (весной, летом, осенью).
А зимой в саду эти цветы растут? (нет, не растут).
Проверка домашнего задания.
Как называются растения, которые растут и цветут в комнате?
(комнатные растения).
- Какие комнатные растения есть в классе?
- Назови растения: Это - бегония. Это - фиалка.
- Опиши листья: Какой лист фиалки по величине? Какой лист бегонии по величине? Какой лист больше - фиалки или бегонии? Какого цвета листья бегонии и фиалки?
- Для чего люди держат комнатные цветы? (для уюта и красоты)
- Сообщение темы, целей урока.
- Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с некоторыми видами комнатных растений и как за ними ухаживать.
- Среди комнатных растений нашего класса есть цветок - бальзамин «огонёк». Его называют так за красные и малиновые цветки. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название «Ванька-мокрый», за свои прозрчно-водянистые стебли.
- Это фикус. Его еще называют растение-пылесос. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения фикуса достаточно для очистки воздуха на кухне.
Комнатные растения, несмотря на холодные и суровые зимние дни, по-прежнему остались зелёными и даже цветут.
В окошко солнце светит
В комнате тепло,
И куда не взглянешь
Все кругом светло.
На окне пестреют яркие цветы.
Золотом облиты темные листы.
- Встреча с бабушкой Федорой.
В класс к детям приходит бабушка Федора с комнатным цветком. Здоровается с детьми и говорит им о том, что ей подарили для уюта и красоты в доме комнатный цветок, но она совсем не знает, как это растение называется и как ухаживать за ним. Бабушка Федора просит помочь ей.
Учитель предлагает детям помочь бабушке Федоре. Дети называют и показывают растения, стоящие на столе.
- Игра «Назовите растения».
Учитель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условия игры меняется («На каком месте бальзамин? бегония? фиалка?»)
Бабушка Федора хвалит детей за то, что они так много знают о растениях, и просит их рассказать, как дети ухаживают за ними.
- Уход за комнатными растениями.
Учитель: Чтобы комнатные растения были красивыми, за ними надо ухаживать. Как нужно ухаживать за цветами?
Дети: Цветы нужно поливать.
Учитель: Как узнать, что растение нужно полить?
Дети: Земля сухая на ощупь, листочки вялые.
Учитель: Какой водой нужно поливать цветы?
Дети: Комнатной водой, которая стоит со вчерашнего дня.
Учитель: Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и были красивыми?
Дети: Вытирать пыль с листочков.
Учитель: Крупные листья протираем тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой, чтобы не размыть её, и поливают из лейки или пульверизатора. С листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточкой.
Учитель: а ещё нужно цветы рыхлить.
- Словарная работа: рыхление.
Учитель: рыхлить землю нужно, для того чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы к корням поступал воздух.
Учитель: Чем вы рыхлите землю?
Дети: Палочками.
Учитель: а почему палочками?
Дети: Чтобы не ранить корни.
- Техника безопасности: обращение с деревянными палочками (заострённые концы).
- (Совместная практическая деятельность учителя и детей)
- Практическая работа: (учитель распределят работу детей, контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом).
- Бабушка Федора благодарит детей за хороший рассказ, прощается и уходит.
- закрепление полученных знаний.
- На доске выставляется модель структуры последовательности трудового процесса.
- Заключительный этап.
- Пальчиковая игра «Цветок»
Наши нежные цветки, распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
- Итог занятия.
Учитель: Чему вы сегодня научились? Для чего нужно ухаживать за растениями?
Дети: Чтобы растения были красивыми, хорошо цвели и росли.
- Уборка рабочего места.