Просмотр содержимого документа
«Творческий проект»
Коммунальное государственное учреждение
“Многопрофильная гимназия № 41 имени А. Пушкина
отдела образования акимата города Тараза»
Тема: «Хлопок-белое золото земли.»
Направление:гуманитарное
Секция:биология
Автор проекта:Каримова Анжелина, ученица 3 «Д» класса
Руководитель проекта: Есжанова А.К., учитель начальных классов
Тараз, 2019
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретическая часть
История возникновения хлопка……………………………………… 5
Произрастание и свойства хлопка…………………………………… 6
Хлопок - достояние Южно-Казахстанской области ……………….. 8
2. Практическая часть.
Анкетирование. Результаты анкетирования………………………………. 10
Заключение ………………………………………………………………… 12
Список литературы ……...………………………………………………... 13
Приложение………………………………………………………………… 14
Аннотация
Зерттеудің тақырыбы: «Мақта- жердің ақ алтыны».
Бағыты: Биология
Зерттеу объектісі: Мақта
Гипотеза: «Ақ алтын» болып саналатын мақтаны бағалы техникалық дақыл бола тұра табиғи заттар дайыйндауда емес, өндірудің басқа түрлерінде де пайдаланады деп болжайық .
Міндеті: Мақтаны әртүрлі белсенді ауқымда қасиеттерін зерттеуге және қолдануға болады.
Зерттеудің әдіс-тәсілдері: Ақпарат жинау.
Аннотация
Тема исследования: «Хлопок – белое золото земли.»
Направление: Биология
Объект исследования: Хлопчатник.
Гипотеза: Предположим, что хлопчатник, который называют «белым золотом», являясь ценной технической культурой, используется не только в изготовлении натуральных тканей, но и в других видах производства.
Задача: Исследование свойств и применения хлопка в разных сферах деятельности.
Методы исследования: Сбор информации. Опрос.
Annotation
Researchissue: « Cotton is the white gold of the earth».
Direction: Biology
Subjectof inquiry: Cotton plant
Hypothesis: Cotton plant is the « white gold »,which is used not only for the manufacture of natural fabrics but also in other types of production.
Objective: Property research and use of cotton in different fields of work.
Methodsofresearch: Information gathering.
Введение:
Хлопок белеет в коробочках тёмных,
Как снежная пена, как снежные волны.
Сверкают ряды тех полей белопенных,
Как белые звёздочки в гуще Вселенной.
Проблема здоровья и состояния окружающей среды 21 века, заставляют современного человека задумываться об экологичности того, что он носит, чем питается, что использует при лечении и в быту. Всё больше ценятся натуральные продукты питания и одежда из натуральных тканей, которую изготовляют их хлопка и льна. Вы знаете, какое текстильное растение самое распространённое на земле? Из чего производят ситец, сатин, бязь, фланель и марлю? Что одновременно способно давать мёд, топливо, масло, удобрения, вату?
На одном из уроков естествознания мы познакомились с хлопком, как с природным сырьём. А самым интересным открытием- для меня было то, что каждая часть этого чудо растения приносит пользу.Тогда меня очень заинтересовала это тема. Мне было интересно узнать подробнее об этом расстении. И я решила, что исследовательская робота будет связана с этим чудо-растением.
1.Теоретическая часть.
История возникновения хлопка
Изучив литературу, которую я нашла в интернете и в других печатных изданиях, я поняла, что во всем мире белым золотом принято называть хлопок. По своему значению в экономике и в промышленности хлопок занимает одно из ведущих мест, он стоит в одном ряду с производством металла, добычей газа, нефти. Вот почему с древности хлопок называют «белым золотом». Хлопчатник появился приблизительно сто миллионов лет назад в тропиках. Здесь цвели высоченные раскидистые хлопковые деревья, а в полупустынных зонах образовались устойчивые к засухе кустарники.
Впервые хлопок стал культивироваться 7000 лет назад. Во времена Средневекового периода, хлопок становится известен в Европе. Наступление промышленной революции в Англии обусловило быстрое развитие хлопковой индустрии. В Советском Союзе хлопок выращивался в Средней Азии.
1.2. Произрастание и свойство хлопка.
Сегодня хлопок выращивают на пяти континентах в зоне между 47º северной широты и 32º южной широты. Основными производителями хлопка являются Китай, Соединённые Штаты Америки и Индия. Небольшие плантации есть в Западной Африке, в Киргизии, в Казахстане, в Узбекистане, в Пакистане, в Таиланде и в Южной Америке.
Хлопок не очень привередлив, но ему нужно тепло и температура не менее 30º, а при температуре ниже 0 погибает.
Существует 50 видов хлопка, которые приспосабливаются к разному климату. Пока он не созрел - это густой зеленый, по высоте похожий на наш смородиновый, куст. Высота его 1-1,5 метра. Хлопчатник развивается по-особенному, говорят определить стадию его развития невозможно, так как на одном кусте можно увидеть каждую из них. Почка, которая превратится в цветок, сначала жёлтого цвета, а после опыления становится сиреневой. Цветок в свою очередь превращается в семенную коробочку (это плод размером с грецкий орех). Когда они созревают, коробочки лопаются, и из них показываются красивые белые волокна, точно комья снега. Это и есть собственно хлопок, самое ценное, белое золото.
Хлопок - мягкое, тонкое, пушистое волокно, которое растет в семенной коробочке - плоде хлопчатника. Волокно несколько скручено вокруг своей оси. Хлопчатник семейства мальвовых, высотой до 2 м. Растение развивается при тридцатиградусной жаре и требует постоянного полива. Он распространён в тропических и субтропических областях во всем мире, включая Америку, Азию и Африку.
Цветки хлопчатника крупные, белого, жёлтого или кремового цвета живёт только один день. Затем лепестки опадают , начинается образования коробочки с семенами. Плод- коробочка разделена на 3-5 гнезд. В каждом гнезде находится от 5-11 семян. На каждом семени развивается от 5 до 15 тысяч волокон длиной 3-5 см. Уборку хлопчатника начинают, в период созревания, когда коробочка лопает и из неё покажется белое, пушистое волокно. Собирают волокно с семенами и пухом. Вся эта масса называется хлопок – сырец. Хлопок – сырец содержит по весу примерно 40% волокна и 60% семян.
Хлопок - достояние Южно-Казахстанской области:
Южный регион Республики Казахстан является основным производителем и экспортёром хлопкового волокна,что очень важно для нашей экономики.
Хлопчатник как ценная техническая культура возделывается только в Южных областях Казахстана, на площади 154 тыс гектаров из них 66тыс. Это такие местности, которую нельзя использовать для выращивания овощей, фруктов или зерновых культур. Хлопчатник единственная культура, которая растёт в подобных условиях. В Южно-Казахстанском регионе, хлопок вырашивают в 9 районах. Первые уборочные работы начинаются в Мактааральском,Шардаринском и Сарыагашском районах. Позже подключаются другие районы. И завершают уборочный сезон хлопка Туркестанские крестьяне.
В основном наша страна экспортирует белое золотло в России, Китай и Европу. Хлопковое волокно идёт на текстильную обработку для получения хлопчатобумажной пряжи. Из него получают около тридцати видов ткани- таких как: сатин, батист, бумазея, муслин, бязь, ситец, миткаль, маркизет, поплин, тафта, диним, фланель, марля и т.д. В состав многих видов ткани, входит, как хлопчатник так и сентетические вещества, и широко используются в производстве одежды, в текстиле и обивке мебели.
Преимущества хлопка: мягкость; дешевизна; натуральность; практичность; высокая прочность. Недостатки хлопка: легко мнётся; имеет тенденцию к усадке.
Хлопок подходит любому человеку, он дарит нам безмятежное, спокойное настроение.
Хлопок прекрасно снимает стрессы, помогает при душевных травмах и неврозах. Постельное белье из хлопка не липнет к телу, не бьет током, не скользит по поверхности кровати, даря нам спокойный сон. Хлопок не впитывает запахов, гипоаллергенен. Поэтому мы может не волноваться за свое здоровье и здоровье своих близких. Ткани из хлопка хорошо пропускают воздух, легко впитывают и хорошо испаряют влагу. Поэтому под таким постельным бельем нам будет комфортно: не жарко и не холодно. Хлопковые ткани очень мягкие и легкие. Способны дарить нам приятные ощущения и окутывать своей нежностью.
Хлопок - экологически натуральное, растительное волокно, на 100% гипоаллергенно и безопасно. Хорошо пропускают воздух, согревает в холод, а в зной придаёт нашему организму прохладу. По химическому составу, хлопок состоит из 95% целлилозы и 5% жировых и минеральных примесей.
2. Практическая часть.
Анкетирование. Результаты анкетирования
Среди ребят я провела анкетирование, в котором участвовало 30 одноклассников. На вопрос: «Как вы думаете, что называют «белым золотом»?, 8 человек ответили: « Не знаю», на вопрос: «Растет ли у нас в Казахстане хлопок, и в каком регионе?» все участники ответили: « Хотели бы знать».
На заключительный вопрос: «Что производят из хлопка, кроме ткани?» по особому оживлению и вызванному интересу я поняла, что моё исследование будет интересно и моим одноклассникам.
Результаты анкетирования приведены в нижеследующих диаграммах:
1. Как вы думаете, что называют «белым золотом»?
2. Растет ли у нас в Казахстане хлопок? Где?
3. Что производят из хлопка, кроме ткани?
Ответы на данные вопросы демонстрируют общую осведомленность одноклассников. Но эти знания общие и на более конкретные вопросы учащиеся ответить затрудняются. Поэтому моя работа очень актуальна, так как, хлопчатник - ценнейшее культурное растение, переработка которого является безотходной. Он применяется во многих сферах нашей жизни.
Хлопок и сегодня занимает ведущее место в ткацкой промышленности. Хлопчатобумажная ткань практична и приятна к телу. Хлопчатник используют в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. В фармакологии продолжают изучать лечебные свойства хлопка. Я думаю, что нас ждут новые открытия связанные с этим чудо-растением.
Моя гипотеза подтвердилась. В результате работы над исследованием я не только познакомилась с историей происхождения хлопчатника, местами, условиями его произрастания, но и изготовила макет хлопчатника, который с удовольствием вам продемонстрирую. Поэтому данный проект я считаю полезным и познавательным.
Заключение
После проведенной мной работы по изучению и исследованию хлопчатника я поняла, что не зря его называют «белым золотом», так как выращивание и использование его является безотходным. Хлопок и сегодня занимает ведущее место в ткацкой промышленности. Хлопчатобумажная ткань практична и приятна к телу. Хлопчатник используют в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. В фармакологии продолжают изучать лечебные свойства хлопка. Я думаю, что нас ждут новые открытия и новые лекарства, которые помогут излечить недуги многих людей.
Таким образом, хлопчатник - ценнейшее культурное растение, переработка которого является безотходной. Он применяется во многих сферах нашей жизни. Моя гипотеза подтвердилась.
В результате работы над проектом я не только познакомилась с историей происхождения хлопчатника, местами, условиями его произрастания, способами его переработки и использования, но и изготовила макет хлопчатника, сама сшила корпешку из хлопчатобумажной ткани, и изготовила картину в технике аппликации.
В следующем году я продолжу изучение хлопчатника, с целью исследования экосистемы и принесенного урона окружающей среде при потребительском отношении человека в процессе выращивания хлопка. Например, уже сегодня я знаю, чтобы земля не истощалась - необходимо ежегодно чередовать посев хлопка с земляными орехами. Так как именно орехи насыщают землю микроэлементами, которые делают ее плодородной. Я считаю, что нынешнему поколению нужно беречь почву, для того, чтобы сохранить её плодородие для потомков.
Список использованной литературы
1. «О казахстанском хлопководстве.» - статья 2013 год. Яков Фёдоров
2. «Хлопковая одиссея» – статья из №25/1999 газеты «География» издательского дома «Первое сентября».
3. «Всё обо всём». Популярная энциклопедия для детей. Филологическое общество «Слово». Москва 1999г.
4. Айтматов Ч. Лунная дорога хлопка. Эхо мира. Издательство: "Правда" (1985).
5. «Советский энциклопедический словарь», Москва 1989г.
6. «Хлопковая одиссея» – статья из №25/1999 газеты «География» издательского дома «Первое сентября».
На конкурс представлен проект ученицы 3 «Д» класса Каримовой Анжелины на тему «Хлопок – белое золото земли.».
Объектом исследования является культурное растение хлопчатник.
Предмет исследования: использование хлопка в различных отраслях производства.
В проекте раскрыты цели и задачи исследования.
Актуальность проекта определяется возвращающим интересом человечества к продуктам и текстилю натурального происхождения.
Автор проекта изучает различные источники информации по теме, анализирует материал с целью всестороннего изучения применения хлопчатника в различных отраслях производства.
В процессе работы над проектом ученица знакомится с историей возникновения хлопчатника, выясняет, где и как он произрастает, исследует, в каких целях его используют.
Для автора проекта стало значимым не только изучить теоретический материал, но и выполнить практическую работу. Она изготовила макет хлопчатника. Сшила из хлопчатобумажной ткани корпе набив ее ватой, а так же выполнила картину из лоскутков ткани в технике аппликация.
Материал, собранный автором в ходе исследования, может быть использован на уроках окружающего мира и технологии в начальных классах.