Просмотр содержимого документа
«Зачем нужна экономика»
«Зачем нужна экономика?»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Сформировать представление об экономике как о хозяйстве, проследить путь развития хозяйственной деятельности людей, рассмотреть основные составляющие экономики;
Развивать экономическое мышление учащихся;
Воспитывать гражданина как будущего хозяина страны.
Основные термины урока: потребности, экономика, богатство.
1.Организационный этап.
…Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.
А.С.Пушкин
Сегодня мы начинаем знакомиться с понятием «экономика». Что такое экономика с точки зрения хозяйства? Зачем люди создали экономику? Что такое богатство? Цивилизация? Технологии? Мы научимся понимать смысл словосочетания «богатство страны» и анализировать причины, которые толкают человека на деятельность.
2. Новая тема.
1) Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. Оно обозначает: др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома». Но в русском языке оно прижилось в другом значении: название хозяйства не только отдельной семьи, но и страны в целом.
Прежде чем начать знакомство с новым для вас понятием «экономика», нам необходимо понять другое, не менее важное понятие «потребности».
Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек И зеленых лягушек, Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных, Вот из этого сделаны девочки.
С.Маршак
Так из чего же «сделан» человек? Это сложный вопрос и каждый даст на него свой ответ… Давайте представим себя людьми разных профессий и ответим на него с их точки зрения…
Итак, мы с вами: (на слайде схема, в которой не обозначено соответствие профессий и «содержания» ответов):
Обозначьте стрелками соответствие ответов, согласно мнению каждого специалиста
Готовы? Учащиеся излагают варианты соответствий. Нас будет интересовать, прежде всего, мнение экономиста.
Итак, потребность - желание или нужда в чем- либо необходимом для человека.
2) первое групповое задание, цель которого - составить список основных потребностей. Класс делится на команды по 4 человека (две соседние парты).
Представьте себя в роли Робинзона Крузо, вы попали на необитаемый остров. Что вам обязательно бы потребовалось, чтобы выжить?
Составляем список в порядке убывания важности потребностей. На составление - 3 минуты,
(Дети работают маркером на листах и вывешивают на доску). Обобщая ответы, получаем следующий список:
Потребности бывают простейшими, жизненно необходимыми и те, которые делают жизнь более благоприятной и комфортной (блага).
3) Цель следующего задания – проверить, как вы усвоили понятие «потребности».
Определите потребность в каждом из предложенных примеров, исходя из того как они обозначены цифрами на доске. Приведите свой пример. Если вы считаете, что это потребность в еде - ставите цифру 1, если в жилье - З.и так далее.
Примеры:
Маша купила йогурт в столовой(1).
В сентябре директор заключил договор о медицинском страховании школьников (4).
Соседи переехали в новую квартиру (З).
Мой друг завел кошку (5).
На праздник мне купили новый костюм(2).
Заслушиваются примеры 2-3 учащихся, класс определяет вид потребности.
Попробуйте определить основное свойство потребности из следующего стихотворения Михаила Матвеевича Хераскова:
Желаний никогда своих не умеряем
Имея что-нибудь, мы лучшего желаем.
Основное свойство потребностей - безграничность.
Можно ли удовлетворить потребности, сидя на одном месте? С помощью джина? И как в этом случае поступить? (учащиеся высказывают свое мнение)
Вывод из ответов:
Человеку самому приходится делать для себя все, что он хочет получить. Именно такая деятельность, направленная создание предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей, называется хозяйственной или экономической.
4) Когда началась экономическая деятельность людей? Когда люди занялись трудом и создали примитивное орудия труда, т.е. примерно 2,5 млн. лет назад.
Цель следующего задания - проверить ваше умение выбирать главное из текста. Работаем с учебником страница 7. Внимательно прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:
1,2 группа – что необходимо для полного удовлетворения потребностей людей?
3,4 группа - назовите причины отсталого положения России до и после революции.
5,6 группа - попробуйте сформулировать рецепт экономического благосостояния любой страны.
(Ответы оформляются детьми на листах и крепятся на доске, после чего заслушиваются).
Успешная экономическая деятельность способна сделать и отдельного человека, и общество в целом богатым. Давайте попробуем доказать это.
Но сначала нам нужно выяснить: что же такое «богатство»? (учащиеся высказывают свои версии значения данного термина)
Учитель: С точки зрения экономиста богатство - это все то, что способно удовлетворять потребности человека, что желанно и что человек стремится заполучить в собственность. Впервые эта мысль осенила, жителей Др. Греции и отражена она в мифе о жадном и глупом царе Мидасе (учебник стр. 8). (заслушивается аудиофайл) (Богатство любой страны будет определяться не количеством золота в хранилищах, а количеством произведенных товаров и услуг, нужных гражданам способами использования произведенного.
Прокомментируйте высказывание немецкого философа А.Шопенгауэра: «Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда». Что важнее богатства?
3. Вторичное закрепление.
1. Бинарный тест, цель - проверить уровень усвоения материала (учащиеся отвечают «да» или «нет»).
1. Потребности человека - ограничены.
Для удовлетворения потребностей необходима деятельность по созданию предметов и услуг.
Технология – способ использования инструментов.
Блага – только предметы для удовлетворения нужд и потребностей людей.
Началась деятельность с появлением первого человека на Земле.
Любая деятельность должна быть рациональной.
Богатство - это в первую очередь золото и драгоценные камни.
4.Итог урока. Какие понятия мы изучили? Что вы узнали нового?
5.Домашнее задание:
повторить все экономические термины;
составить список своих потребностей;
прочитать и уметь объяснить материал учебника глава 1;
УМК:
И.В.Липсиц Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности»,- М.: Вита - пресс, 2011
М.А.Заиченко." Преподавание основ экономики в 7-8 классах". Пособие для учителя. М.: Вита-пресс, 2013
Н.А.Заиченко «Опорный конспект школьника по экономике»,-М.: Вита-пресс, 2013
И.В.Липсиц "В помощь учителю, работающему с учебником «Экономика» (История и современная организация хозяйственной деятельности) 7-8". Пособие для учителя. (CD-ROM)