kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект лекций по теме "Деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

П методическом пособии дан конспект лекций по теме "Деньги", дисциплина Экономика.

Просмотр содержимого документа
«Конспект лекций по теме "Деньги"»

Министерство образования и науки Архангельской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»)

14 кегль

строчные





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по теме: Деньги


ОУД. 09. ЭКОНОМИКА





Автор:

Преподаватель ГАПОУ АО

«Вельский индустриально –

экономический колледж»

Ромашова Светлана Викторовна







Вельск 2018

Тема: Деньги



План урока:

  1. История возникновения денег.

  2. Виды денег.

  3. Функции денег.



1. История возникновения денег.

С далекой древности известны деньги, поя­вившиеся как результат более вы­сокого развития производства и товарных отношений.

Условием обмена становится разделение тру­да, а объектом обмена выступают продукты сельского хозяйства, ремесленные изделия, орудие труда и т.п. Меновая торговля (про­дукт на продукт) между общинами, соседними племенами посте­пенно приобретает системный, товарный характер. Сложность мно­гоступенчатых обменных операций по мере развития производства привела к выделению из то­варного мира одного, универсального товара, который должен служить средством обмена и использовать­ся в качестве единицы счета и средством платежа. Таким универ­сальным товаром становятся деньги.

В экономической литературе существует много определений де­нег. Одно из наиболее простых следующее: деньги – это все то, что принимается в обмен на товары и услуги.

Часто деньги опреде­ляют так: деньги – это специфический товар, выпол­няющий роль всеобщего эквивалента, обеспечивая тем самым возможность обме­на одних благ на другие.

Деньги возникли много тысячелетий тому назад самопроизвольно, не­за­ви­симо от воли и желания людей. Очень долго люди не могли рас­крыть их сущ­ность, не понимали причины огромной власти денег, их созидательной и одновре­менно разрушительной силы. Подлинным от­крытием в этой области стали взгляды классиков буржуазной политэко­номии А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов, обобщенные и раз­витые К. Марксом в его выводах о то­варной при­роде денег и их происхождении из процесса обмена в результате разделения об­ществен­ного труда.

Чтобы представить себе проблему денег, достаточно сказать, что, по данным австрийского экономиста Карла Менгера, на эту тему, начиная с древнегреческого писателя Ксенофонта (ок. 430  ок. 354 гг. до н.э.) вплоть до начала XX в. Опубли­ковано в мире около 6 тыс. специальных работ. К ним следует добавить огромное количество работ, опубликован­ных в XX в. Тем не менее феномен денег по-преж­нему остается загадкой. В самом деле, почему, например, увеличение количества денежных зна­ков у отдельного лица приумножает его индивидуальное богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию богат­ства общества? К. Маркс, посвятивший проблеме денег много удивитель­ных стра­ниц, писал: «Трудность состоит не в том, чтобы понять, что день­ги товар, а в том, чтобы выяснить, как и почему товар становится деньгами». Англичанин Гладстон говорил, что даже любовь не свела с ума такое большое число людей, как мудрст­вование по поводу сущности денег. Генри Форд, один из основоположников авто­мобильной промышленности США, заметил: «Тот человек, который решит про­блему денег, сделает для человечества больше, чем полководцы всех времен».

Деньги по своему происхождению – это товар. Выделившись из общей то­варной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же свой­ства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью и стоимо­стью, по­скольку на производство товара – денег (золота, на­пример) затрачено определен­ное количество общественного труда.

День­ги – историческая кате­гория, развивающаяся на каждом этапе товар­ного производства и наполняю­щаяся новым содержанием.

Современные деньги, имея единую природу с товарами, существенно от них отличаются:

  • в отличие от товара, имеющего одну потребительскую стоимость, деньги обла­дают двоякой потребительской стоимостью. С одной сто­роны, это обычная потребительская стоимость, а с другой – общест­венная потре­би­тельская стоимость, то есть способность быть всеобщим эквивалентом: товар существует и функционирует только водной, реальной форме, а деньги – в трех: реальной, идеальной и в виде денежных знаков;

  • денежный фетишизм гораздо сильнее влияет на индивидуальную и об­ще­ствен­ную психологию людей, и отсюда его отрицательное и положи­тельное влияние на поведение людей, их судьбы и обществен­ные про­цессы.

В условиях рыночной экономики деньги выступают стимулирующим сред­ством в области учета затрат общественного труда и формирова­ния про­порций общественного производства. Деньги занимают особое место в эко­номике, явля­ются необходимым существенным элементом рынка, правиль­ная организация и регулирование которого со стороны общества и государ­ства без денег невоз­можны.

Эквивалент – равнозначный продукт. При обмене используются товар­ные эквиваленты, то есть товары, равноценные друг другу. Всеобщим изме­рителем то­варных эквивалентов служат деньги.

У разных народов и на различных этапах истории одного и того же на­рода в роли всеобщего эквивалента выступали раз­личные товары (скот, зерно, меха, шкуры, раковины и др.)

Интересно знать:

За­коны вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1892-1750 гг. до н.э., свидетельствуют:

- если человек нанял пахаря, он должен платить ему 8 гуров зерна в год;

- если человек нанял вола для молотьбы, его наемная плата – 20 ка зерна;

- если человек нанял волов, телегу и погонщика, он должен платить 180 ка зерна за 1 день;

- подделка денег карает­ся смертью.

Закон ввел штрафы в серебре. Помимо зерна эквивалентом денег в Вавилоне выступало также золото.

В древней Греции искусная в различных ремеслах ра­быня шла за четыре быка. Имели хождение и так называе­мые «свиные» деньги – связки раковин, клыков и свиных хвостиков, имевшие вполне определенное назначение: на них покупали свиней и платили за невесту. Дублерами де­нег выступали также бивни слонов и китовый ус, зубы мед­ведей и кенгуру, челюсти дельфинов и акул, клыки собак и кабанов.

Раковины считались денежной единицей в XIII в. Даже в странах с более вы­сокой цивилизацией – Индии, Японии. Во II тысячелетии до н.э. в Индии единица менового счета коро­ва. В Карфагене (Средиземноморье) в III в. До н.э. стали вы­пускать кредитные кожаные знаки, поскольку в торговом обо­роте не хватало ме­таллической монеты.

На острове Санта-Крус (в южной части Тихого океана вос­точнее Новой Гви­неи) имели хождение деньги из птичьих перьев.

«Меховые» деньги ходили в Венгрии и на Руси. В Древ­нем Новгороде, на­пример, шкурки белок шли взамен мелких монет. Связанные по 18 штук, скреп­ленные специальной свинцовой пломбой с изображением княжеского знака, эти шкурки приравнивались по ценности к серебряной арабской монете – дирхему. На сделки покрупнее требовались пачки по сорок шкурок. Уместно вспомнить при этом старинное вы­ражение «сорок сороков».

Металлические золотые деньги «статер» появились впер­вые в VII в. До и. э. в малоазийском государстве Лидия (грече­ская колония). Римский диктатор Юлий Цезарь в 100-44 гг. до н.э./ в 48-46 гг. до н.э. положил начало одной из самой круп­ной в Римской империи золотой эмиссии в целях единообра­ияя расчетов и удоб­ства управления. В первой половине XVIII столетия на Екатеринбургском монет­ном дворе выпускались медные рубли в виде четырех­угольных плит, клейменных пятью штемпелями. Весила такая плита-монета 1,64 килограмма. Позднее, в 1771 г., чеканились уже круглые монеты, но вес сохранялся. Назывались они «сестро­рецкими рублями». Выпуск бумажных денег в России на­чался при Екатерине II в 1769г.

*Самая большая в мире старинная медная монета, найденная в Китае, офици­ально занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Ее вес – 40 кг. Она изготовлена в пе­риод династии Мин (1368-1644 гг.).

В 618-907 гг. в Китае были в обороте медные деньги ве­сом 3,2 г, в XII в. До н.э. – нефрит, слитки меди и золота. Из­вестно, что в период действия на Аляске Российско-американской компании (1799-1867 гг.) для расчета с рабочи­ми ее главное правление выпустило в оборот кожаные деньги из тюленьей кожи досто­инством в 1,2, 5,10 и 20 руб.

В Персии в конце V в. До н. э. царем Дарием I введены в обращение золотые монеты «дарики»; в то же время в Персии имели хождение золотые и серебряные монеты Лидии и Гре­ции. Дарий I запретил хождение на территории Персии ино­земных денег, ввел единую денежную систему (стандартиза­цию) в золотой мо­нете. Золотую монету мог чеканить только царь, а серебряник и медные монеты сатрапии, а также мест­ные правители. В колонии Греции (Лидии) в VII в. Появля­ются металлические монеты: серебряные драхмы (около 30 коп. се­ребром) и мед­ные оболы (6 коп.). Крупные счета вели в Гре­ции по восточному образцу, считая 100 драхм за одну мину, а 60 мин называли «талантом» (около 2 тыс. руб. сереб­ром), хо­тя таких реальных денежных единиц в Греции не было.

Слово «монета» происходит от итальянского храма Юно­ны-Монеты (настав­ницы), где в 262 г. до н.э. чеканились рим­ские серебряные «денарии» (30 коп. се­ребром). В Западной Европе история денег начинается с реформ Карла Великого в Ixв. Согласно указу, из одного фунта чистого серебра чека­нились 240 серебряных пенни. Один шиллинг приравнивался к двенадцати пенсам. В средиземноморских странах до XIIв. Господствовал золотой солид (монета римской империи) или но­мизма Византийской империи. В VIIIв, в денежном обра­щении этого региона появился мусульманский динар, содер­жащий около 4,25 г чистого золота; в ХШ в.– различные западноевропейские золотые монеты, содержащие около 3,5 г зо­лота, отчеканенные в итальянских городах (Милане, Генуе, Венеции и др.). Инте­ресен эпизод из российской истории де­нег. За похвальную оду в свою честь импе­ратрица Елизавета подарила Ломоносову 2 тыс. руб. медной монетой, подарок ве­сил 1800 килограмм.

В октябре 2004 г. в Австрии отчеканена золотая монета весом 30 кг, стоимо­стью 100 тыс. евро.

*Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке (бумага там произведена приблизительно в 100 г. н.э.). Это особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельства об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.

Бумажные деньги произвели впечатление на путешественников, посещавших Китай в VIIVIII вв. Знаменитый Марко Поло писал, что выпуск бумажных денег – это новый способ достижения той цели, к которой так давно стремились алхимики. Придуманы они ради удобства торгового оборота, как и металлические.

В VIII в. Правительство Чингиз – Хана свободно обменивало бумажные денежные знаки на золото, поэтому подделка бумажных денег приносила большие доходы и, считалось страшным преступлением. К 1500 г. в Китае был прекращен выпуск бумажных денег из – за трудностей, связанных с избыточным выпуском и инфляцией.

Однако, существовавшие тогда в Китае частные банки не прекращали эмиссию бумажных денег.

Для превращения товара в деньги необходимо:

  • общее признание факта как покупателем, так и продавцом, то есть оба субъ­екта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар-деньги;

  • наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для по­стоян­ной обмениваемости;

  • длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквива­лента.

По мере развития товарного производства и обмена из всей совокупности об­ращающихся товаров стихийно выделяются отдельные товары, которые в данный период времени на мест­ном рынке начинали играть роль главных предметов об­мена; стоимость всех товаров стала выражаться в одном товаре, кото­рый стано­вится всеобщим эквивалентом. Возникла всеобщая форма стоимости.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента; металли­ческие и бумажные знаки, вы­ражающие стоимость товаров, работ и услуг.

*При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.

Интересно знать:

В 1900 г. доллар США приравнивался к 1,50463 г золота, в 1934 г. – к 0,888671 г, в 1973 г. (февраль) – к 0,736 г.

В России золотое содержание рубля было установлено в конце XIX в. Оно равнялось 0,774234 г, в 1950 г. (март) – 0,222169 г, а в 1961 г. (с изменением мас­штаба цен) — 0,98741 г.

Страны – участницы Международного валютного фонда в 1980-х го­дах отме­нили официальную цену золота и золотое содержание де­нежных единиц. Теперь официальный масштаб цен складывается стихийно на мировом рынке путем со­поставления стоимости това­ров посредством цены. В России также с 1992 г. от­сутствует офици­альное соотношение рубля и золота.

Золоту и серебру было отдано предпочтение, т.к. они обладали определенными признаками:

  • однородность (т.е 2 куска золота одинаковые по массе ничем не отличаются друг от друга);

  • делимость (можно разделить на равные части);

  • портативность (даже небольшие кусочки по массе имеют высокую стоимость);

  • сохраняемость (не подвергаются внешним воздействиям).

В современных условиях произошел процесс демонетизации зо­лота, т.е. ут­рата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными знаками стоимости – кредит­ными деньгами.

С господства неразменных кредитных денег масштаб цен пре­терпел сущест­венные изменения. Государство устанавливает:

  • -название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюр­ность;

  • порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготав­ливаемой, как пра­вило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;

  • правило обращения наличных и безналичных денег;

  • валютный курс национальной денежной единицы к ино­странным исходя из спроса своей валюты и публикует его в официальной печати.

Таким образом, при современных кредитных деньгах, не раз­менных на зо­лото, цена товара находит свое выражение не в одном специфическом денежном товаре, а во всех других товарах.


2.Виды денег

Исходя из природы материала различают: натуральные и символические деньги.

Натуральные деньги – (вещественные) или действительные (их номинальная стоимость соответствует реальной стоимости).

Символические деньги – знаки стоимости, т.е. заменители натуральных. К ним относятся бумажные (денежные знаки) и кредитные деньги (вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки).

Исходя из формы расчетов:

Наличные деньги – образуют бумажные (действительные) деньги и разменные монеты.

Безналичные деньги – денежные средства, которые используются во взаимных расчетах через банки безналичным оборотом, а также для накопления денежных средств на расчетных счетах в банках.

Широкое применение в безналичных расчетах получили электронные деньги.


3.Функции денег

К Маркс указывал на пять функций, выполняемых деньгами его эпохи – золотыми монетами (эпоха Золотого стандарта):

  1. Мера стоимости;

  2. Средство обращения;

  3. Средства платежа;

  4. Средство образования сокровищ;

  5. Мировые деньги.

С уходом эпохи золотого стандарта деньги выполняют четыре функции:

  1. Средство обращения.

  2. Средство платежа.

  3. Мера цены (стоимости).

  4. Средство сбережения (накопления).

Функция - средство обращения – возможность использовать деньги для непосредственного обмена товара, т.е. деньги служат посредником при обмене товаров.

Деньги как средство платежа выполняют свою функцию не только при продаже товаров в кредит, но и при погашении других обязательств. Эту функцию выполняют неполноценные деньги, обычно реальные, деньги, а при взаимном погашении долговых обязательств – идеальные.

Функция денег как мера стоимости обусловлена тем, что денежная единица используется обществом в качестве масштаба для соизмерения цен различных товаров и услуг, т.е.отражают сущность денег как всеобщего эквивалента.

Функция денег как средства накопления обусловлена тем, что деньги – наиболее удобная форма хранения богатств. Обладая высокой ликвидностью, они мобильны и в обязательства.

*ликвидность – способность товара (денег) без затруднений меняться на другие товары или услуги.


Тест для закрепления темы (выбрать один правильный вариант ответа):

1. Бумажные деньги отличаются от кредитных тем, что они…
а) не подлежат вывозу за пределы страны;
б) являются наличными деньгами;
в) предназначены для оплаты недорогих товаров;
г) имеют принудительную покупательную способность.

2. Если мы приобретаем товар в кредит, то деньги выступают как средство…
а) потребления;
б) накопления;
в) платежа;
г) обращения.

3. По одному из определений, деньги – это…

а) абсолютно ликвидное средство обмена;

б) средство измерения стоимости любого товара;

в) универсальное средство обмена;

г) правильны все варианты.

4. Какие благородные металлы чаще использовались для денег?

а) золото;

б) серебро;

в) олово;

г) золото и серебро.

5. Мировые деньги это…

а) деньги, используемые в международных платежах;

б) самая дорогая валюта в мире;

в) валюта отсталых стран;

г) все драгоценные металлы.



 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект лекций по теме "Деньги"

Автор: Ромашова Светлана Викторовна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "233152"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443013586"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему : П.П.Ершов «Конек – Горбунок""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_na_tiemu_p_p_iershov_koniek_gorbunok"
    ["file_id"] => string(6) "346758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475178215"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект по обществоведению "Рынок и рыночная экономика" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-po-obshchiestvoviedieniiu-rynok-i-rynochnaia-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "108242"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403623833"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект классного часа "Я в мире профессий""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiektklassnoghochasaiavmirieprofiessii"
    ["file_id"] => string(6) "285614"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454224869"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "«А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». "
    ["seo_title"] => string(90) "a-n-ostrovskii-sozdatiel-russkogho-natsional-nogho-tieatra-etapy-bioghrafii-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "193975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427716128"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства