В предложенной методической разработке представлена методика проведения воспитательного мероприятия "Игра - викторина" с использованием активных методов работы со студентами в форме деловой ролевой игры с использованием производственных ситуаций, презентаций, рефлексии, логично структурированный и подробно описанный ход воспитательного мероприятия "Игра-викторина".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «игра - викторина»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «СНЕЖНЯНСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
воспитательного мероприятия
«ИГРА - ВИКТОРИНА»
по дисциплине:
ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
2017
Методическая разработка воспитательного мероприятия «ИГРА- ВИКТОРИНА» по дисциплине ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит.
Подготовила – Маловик Н.Н. - преподаватель квалификационной категории «Специалист первой категории» ГПОУ «Снежнянский горный техникум» - 2017 год.
В предложенной методической разработке представлены: методика проведения воспитательного мероприятия «ИГРА – ВИКТОРИНА» с использованием активных методов работы со студентами в форме деловой, ролевой игры с использованием производственных ситуаций, презентаций, рефлексии; логично структурированный и подробно описанный ход проведения воспитательного мероприятия «ИГРА – ВИКТОРИНА».
Для преподавателей дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерський учет государственных профессиональных образовательных учреждений.
Рецензенты :
1. Цемах И.В. – преподаватель квалификационной категории «Специалист высшей категории», директор ГПОУ «Снежнянский горный техникум».
2. Малыгина Е.А. – зав.отделением металлургии и техносферной безопасности, преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум».
Рассмотрено и утверджено на заседании цикловой комиссии дисциплин
Протокол № _______ от ___________2016 г.
Председатель цикловой комиссии __________________ Я.Г.Минакова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………..……………………………4
1. Основная часть……………………..……………………………………6
Методические рекомендации по проведению воспитательного
мероприятия……………………………..………………………………….6
План занятия........................................................................................8
Сценарий проведения воспитательного мероприятия...................11
2. Заключительная часть………………………………………………...20
2.1. Выводы……………………………………………………………....20
2.2. Список литературы (для преподавателей), интернет- ресурс……21
Приложения:……………………………………………………………..22
Дидактический материал (тесты для блиц-опроса, карточки-задания, кроссворды, критерии оценивания знаний и умений студентов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть…»
Аристотель
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Невозможно учить и учиться, не изменившись, не обновив свои знания, не отыскав новых подходов. Эффективность этого процесса прямо зависит от уровня внедрения инновационных технологий.
Каждый преподаватель — творец собственной технологии. На современном этапе развития образования задача преподавателя — ломать стереотипы, создавать новый образовательный продукт, конкурентоспособный на образовательном рынке и рынке труда. «Работа учителя — это гармония сердца и ума», — писал В. Сухомлинский.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс именно на занятии, которое было и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно укрепляется его функция, способ организации.
В современных условиях, когда социально-экономические отношения в обществе постоянно развиваются, возникает потребность в образованных, мобильных специалистах, готовых к таким условиям профессиональной деятельности. Профессионалы - это не только те, кто хорошо знает теорию, имеет большой багаж знаний, но и умеет решать непредвиденные проблемы, порождаемые практической деятельностью. Поэтому задачей современного экономического образования является не только дать теоретические знания, но и подготовить специалистов новой формации, приблизить обучение к конкретной человеческой практики.
Решить эти задачи помогает применение игровых методов обучения, проведение деловых, ролевых игр. Одним из разновидностей дидактических игр являются игры-викторины. В отличие от других, они имеют особые цели и алгоритмы проведения.
Главной их целью является повторение и закрепление изученных теоретических материалов по теме, формирование познавательного интереса к изучению дисциплин экономического направления, развитие умений быстро реагировать в экстремальных ситуациях, работать в команде и т.п.
Занятие-викторина имеет в своей модели элементы мозговой атаки, непринужденного соревнования, конкуренции между командами, инсценировки и различных видов контроля (тестов, экономических диктантов, решение задач и т.д.).
Воспитательное мероприятие «ИГРА-ВИКТОРИНА» способствует расширению и углублению знаний студентов, развивает логическое мышление, ловкость, смекалку, стимулирует изучение дополнительной литературы, периодических изданий. Кроме этого, с помощью игрового конкурса реализуются воспитательные цели - развивается чувство коллективизма, взаимопомощи; раскрываются индивидуальные особенности студентов, что не оказались на традиционных занятиях; приобретают умения вести дискуссию, диалог.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению воспитательного мероприятия
«ИГРА - ВИКТОРИНА»
Учебно-воспитательный процесс в государственном профессионально-образовательном учреждении направляется на подготовку квалифицированного специалиста среднего звена, который является конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, ответственным, свободно владеющим комплексом профессиональных навыков, способен к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Для решения этих задач необходимо осуществлять поиск нетрадиционных направлений учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому, проведение декады цикловой комиссии экономических дисциплин в ГПОУ «Снежнянский горный техникум» является основой успешного учебно-воспитательного процесса студентов. Это, прежде всего, довольно распространенный вид внеаудиторной совместной работы преподавателей и студентов, при организации которого накапливается большой опыт. Это конференции, разнообразные игры, викторины, конкурсы, соревнования, встречи с интересными и знаменитыми людьми, выпуски стенгазет и бюллетеней, выставки художественных работ студентов, праздничное оформление заведения, концерты и т.д. Эти меры не сохраняют своей полной самостоятельности, а занимают подчиненное, положение, потому что объединяются общей целью.
Общая воспитательная цель всех проводимых декад в техникуме - воспитание творческой мысли и расширение творческих возможностей студентов, умение свободного коллективного общения, формирование у студентов комплекса личностных качеств и черт характера, что является основой повседневных действий, поступков.
Сегодня возникла острая потребность в личностях, которые умеют самостоятельно мыслить, убеждать живым словом, побудить к действиям во имя торжества истины, добра, красоты. Именно декада цикловой комиссии экономических дисциплин поможет студентам специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» умственно понять и внутренне принять современную жизнь, формируют у них научное мировоззрение, способствуют определению у студентов гражданской зрелости как во внутреннем мире, так и в конкретных делах, вырабатывают умение формулировать и отстаивать собственную позицию, стать активными строителями нового государства.
«ИГРА - ВИКТОРИНА» состоит из четырех раундов, каждый раунд – соответствующая экономическая игра, оценивается каждым членом жюри в оценочном листе, используя приложения методической разработки. Преподаватель в игровой модели выступает и как инструктор (ознакомление с правилами игры, консультация во время ее проведения) и как ведущий (организатор обсуждения). Студенты становятся активными участниками игрового конкурса, решая вопросы по экономическим дисциплинам, принимая на себя ответственность за выбранное решение.
Таким образом, анализируя образовательный процесс в ГПОУ «Снежнянский горный техникум», можно утверждать, что использование игровых образовательных технологий помогает разнообразить методы обучения и контроля знаний студентов, активизировать учебный процесс; совместная работа преподавателя и студента способствует контакту, познанию студентов, главное при этом - добровольное участие последних, возможность вызвать интерес к дисциплине; подбираются материалы, которые углубленно изучаются студентами.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Группы: БУ-14, БУ-15 по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Курс: 2 - 3
Дата 21.02. 2017 год
Тема занятия:Формирование экономического мышления среди студентов
техникума
Тип занятия: проблемно-поисковый с использованием инновационных технологий и активных форм обучения
Форма проведения занятия: Повторение и закрепление пройденного материалав игровой форме – ролевой и деловой игры, с контролем полученных знаний путем решения производственных задач и творческих практических заданий.
Вид занятия: воспитательное мероприятие с элементами игрового конкурса
«ИГРА-ВИКТОРИНА» среди студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Цели занятия:
дидактическая
проверить и обобщить полученные знания по теме «Сущность, виды и функции денег»;
закрепить на практике учебные умения и навыки владения экономическими дисциплинами;
формировать и систематизировать теоретические знания по экономическим дисциплинам;
развивать творческое мышление, инициативу, интерес к приобретенным экономическим знаниям, умение обосновать свои мысли, умение самоанализа и самоконтроля.
развивающая:
развить стремление к анализу полученной информации;
воспитательная:
способствовать расширению кругозора студентов;
формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени;
воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
воспитывать культуру поведения и речи;
создавать доброжелательную атмосферу и устанавливать эмоциональный контакт, объединить студентов в коллектив;
прививать навыки исследовательской и познавательной деятельности студентов;
поддерживать интерес к профессии бухгалтера.
методическая:
формировать компетенцию принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
усовершенствовать методику и приемы организации учебно- воспитательного процесса с использованием интерактивных методов обучения, обеспечивающих эффективность качества знаний студентов.
Образовательная технология: инновационная – викторина с элементами игры.
Продолжительность занятия: 80 мин.
Организационная форма: игровой конкурс с подготовкой докладов (рефератов), презентаций со взаимным рецензированием, с элементами дискуссии, учебно-ролевой игры.
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. . Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .
Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии. М., 2008.- С.5-6.
Булеев И.П., Пилецкая С.Т. Деньги и кредит. Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2010.- 120 с.
Вдовенко Л.А., Сушко Н.М., Фаюра Н.Д.Финансы: Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2010. - 152 с.
Данилов А.Д., Серебрянский Д.Н. Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие. - К.: КНТ, 2008. - 528 с.
Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.
Кларин М.В. Инновации в обучении. – М.: Наука, 2007.-С.- 17.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
Организация учебно - воспитательного процесса. Учебно - методическое пособие. Выпуск 17, 2011.
Основы экономики: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ/ред.И.Ф.Радионовой. - Каменец-Подольский: Азбука-Новая, 2011.
Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. – 2005. – № 1. – с.181.
Худолей Л.М. Методика преподавания финансовых дисциплин: учебное пособие. - К.:Изд-во Европ.ун-т, 2008. - 77 с.
СЦЕНАРИЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ИГРА - ВИКТОРИНА»
Подготовка к игровому конкурсу.
1. Определить состав команд по 4 человека.
2. Выбор капитанов команд, названия команды и ее эмблемы.
Ход действия игрового конкурса.
І. Правила игрового конкурса:
«ИГРА - ВИКТОРИНА» состоит из четырех раундов для команды и трех конкурсов для болельщиков.
Правила проведения каждого конкурса и оценивания конкурсов оглашается на каждом этапе проведения воспитательного мероприятия.
ІІ. Игровой конкурс «ИГРА-ВИКТОРИНА».
в начале игрового конкурса команды выбирают игровые места, называют капитана, одевают эмблемы, готовят бумагу и ручки.
Точно в назначенное время ведущий знакомит присутствующих с командами и объявляет состав жюри.
Начинается игровой конкурс.
Ведущий:
Дорогие друзья, стало хорошей традицией проведение цикловой комиссией экономических дисциплин настоящего праздника – игрового конкурса среди студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Эта специальность наиболее современна и практична. Сегодня нужны бухгалтеры-экономисты, которые могут быстро адаптироваться в нестандартных ситуациях и новых условиях рыночных отношений. Профессия бухгалтера связана не только с глубокими познаниями всех сфер общественной жизни, но и с наибольшей ответственностью за каждую цифру в документах. Именно, потому сегодня мы проверим знания наших студентов – бухгалтеров и определим, как хорошо они освоили основы экономических дисциплин: экономику, экономическую теорию, статистику и азы бухгалтерского учета. Итак, мы оглашаем игровой конкурс.
Мы рады приветствовать всех членов жюри, участников нашего конкурса, болельщиков команд.
Эту встречу будет оценивать независимое жюри в составе:
- директор техникума – Цемах Ирина Владимировна;
- заместитель директора по учебной работе – Гомон Анна Викторовна;
- заместитель директора по воспитательной работе – Диденко Елена Петровна;
- заведующая заочного отделения – Бровикова Евгения Павловна;
- методист техникума – Миськив Елена Петровна
- председатель цикловой комиссии - Минакова Яна Григорьевна.
А сейчас мы приветствуем команды студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Первая команда в составе: Алиева Арзу, Ищенко Анна, Степанова Юлия, Станецкая София.
Вторая команда в составе: Мащенко Юлия, Кузнецова Анна, Сапицкая Мария, Ноздреватых Ксения
А теперь позвольте представить тему нашей викторины, название которой я надеюсь Вы назовете после нашей презентации.
ОНИ - великий созидатель. Там куда они текут, вырастают улицы и заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота в плодородные нивы.
ОНИ – великий разрушитель. Из-за них совершаются любые преступления, вспыхивают войны, обращаются в руины целые страны, льется кровь миллионов.
ОНИ – пустые бумажки. Они бессильны перед волей человека, сказавшего себе, что счастье надо искать в других ценностях.
ОНИ – полновластный и умелый координатор. Благодаря им люди без всяких планов узнают, что, сколько и как делать. Достаточно им исчезнуть, и гигантский механизм экономики замрет.
ОНИ – сама справедливость. Только им под силу победить, пожалуй, главный человеческий порок – эгоизм, поскольку желание обладать ими заставляет нас сотрудничать с себе подобными.
ОНИ – воплощение несправедливости. Гений, благородство у них не в почете. Они презирают слабых.
ОНИ - великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе.
ОНИ – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее им вынужден служить.
ОНИ – продолжают жить. Меняют имена и обличия. В недалеком будущем превратятся в «невидимые» - «электронные». Но и загнанные в компьютерные сети, станут ли послушными? Удастся ли их приручить?
Так же ОНИ?ОНИ – ДЕНЬГИ.
История денег корнями уходит в глубокую древность. Документальные подтверждения их существования обнаруживаются, примерно, с 12 века до н.э.
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней пустотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. И темой нашей викторины тоже буду деньги.
Объявляем первый раунд:
Игра «Экослово» - участники команды определяют о каком экономическом понятии идет речь.
Правила игры:
1. В игре принимают участие все игроки команды.
2. Каждая команда по очереди отвечает на заданные вопросы.
3. Количество времени на обдумывание ограничено (10 сек.)
4. За каждый правильный ответ команда получает 2бала, за конкурс – общая сумма баллов.
5. Отвечать следует быстро и четко.
Задание жюри – контролировать количество правильных ответов каждой команды.
Задание первого конкурса ( приложение А):
1. Этот специфический товар обладает удивительной способностью обмениваться на любой иной товар и при этом считается общин эквивалентом? (Деньги).
2. Совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения ВВП, с целью формирования финансовых ресурсов и использованием их для удовлетворения иных общественных интересов и потребностей? (Финансы).
3. Назовите один из главных документов страны, официально признанный соответствующими органами на определенный период и предназначенный для обеспечения, распределения и перераспределения ВВП между отраслями экономики, слоями населения и территориями государства, с целью улучшения эффективности экономики и благополучия граждан? (Бюджет государства).
4. Назовите одну из причин развития инфляции, которая превышает доходы государственного бюджета? (Бюджетный дефицит).
5. Назовите основоположников концепции классической политэкономии, считавших для сохранения свободной конкуренции, что государство не должно вмешиваться в экономику? (Адам Смит и Давид Рикардо).
6. Определите, как называется обязательный платеж в соответствующий бюджет, согласно действующего законодательства? (Налоги).
7. Этот термин появился еще в 13 веке и означал «обязательную выплату денег», в наше время под ним понимают совокупность экономических отношений, связанных с оборотом денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП? (Финансы).
8. Это слово по-французски буквально в переводе означает - «весы»? (Баланс).
9. Назовите основные функции финансов? (Распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая).
10. Определите деятельность государства, предприятий относительно целенаправленного использования финансов? (Финансовая политика).
11. Назовите в каком веке впервые упоминался рубль как мерная денежная единица? (12 век).
12. Наука, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей? (Экономика).
Ведущий: Итак, мы закончили первый раунд (мы даем возможность жюри подвести итоги первого этапа нашей игры).
Ведущий: А сейчас конкурс для болельщиков «Кассир». На сцену приглашаем по одному болельщику из зала (два помощника выносят два подноса и два мешочка с монетами.)
Представьтесь: имя и группа - команда…………………………………..
Представьтесь: имя и группа – команда …………………………………..
(Два помощника высыпают на подносы мелочь – 133 рубля). Уходят.
Дорогие болельщики перед каждым из Вас на подносе находится одинаковая сумма денег. Вам необходимо как можно быстрее подсчитать доход! Готовы? Начали! (звучит музыка)
Вот так мужчины с виртуозностью зарабатывают деньги!
Итак заработок первого болельщика составил …………………………
Заработок второго болельщика составил…………………………………..
А я объявляю что в кошельках было по 133 рубля! Побеждает болельщик команды …………………….., и команда поучает один дополнительный балл.
Ведущий: А мы продолжаем поединок и переходим ко второму раунду «Домашнее задание» - каждая команда должна представить презентацию по теме:
- первая команда – «Происхождение рубля»
- вторая команда – «Развитие технологий изготовления денег».
Оценка конкурса «Домашнее задание»:
1) Тема задания:
- полностью раскрыта, имеет логическую завершенность – 5 баллов;
- тема задания раскрыта не до конца (отсутствует ответ на главный вопрос, не имеет последовательности при выполнении задания) – 4 балла;
- не отвечает сущности задания – 1 балл.
2) Оформление презентации:
- отвечает определенным требованиям – 5 баллов;
- имеет незначительные ошибки при оформлении презентации – 4 балла;
- не отвечает определенным требованиям – 1 балл.
3) Актерское мастерство – от 5 до 1 баллов.
Требования и рекомендации относительно разработки и содержания презентаций с помощью Power Point (приложение Б).
Ведущий: А сейчас конкурс для болельщиков «Деньги на ветер» и приглашаем по одной девушке из зала от каждой команды.
Представьтесь: имя и группа - команда…………………………………..
Представьтесь: имя и группа – команда …………………………………..
Вам необходимо как можно быстрее и дальше сдуть купюру! Победившей команде добавляем по одному баллу.
Ну что, 50 рублей?! Мелочь для разминки. А как на счет 100 рублей? Думаю и это не предел! А теперь финальная попытка! На счет три. Раз, два,….три! (фанфары)
Вот так женщины с легкостью пускают «Деньги на ветер»!
Побеждает болельщица команды ………………………………………….
Предлагаем жюри подвести итоги первых конкурсов.
Ведущий: Наступило время для нашего следующего раунда.
Игровой конкурс «Пинг-понг» - команды должны ответить на заданные вопросы.
Правила игры:
1. В игре принимают участие команды в полном составе.
2. Каждая команда отвечает по - очереди на заданные вопросы (отвечать следует четко и громко).
3. Время на обдумывание ограниченно. (10 сек.)
4. В случае продолжительного молчания – вопрос переходит к команде соперников.
5. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, за весь конкурс – сумму набранных баллов.
Задание жюри – контролировать количество правильных ответов каждой команды (болельщики команды предупреждены, что в случае подсказки с команды будут сняты заработанные баллы)
2. Появление дробей было связано с жизненной необходимостью справедливого раздела имущества. А как вы думаете с чем связано появление в математике отрицательных чисел? (Долг записывался с отрицательным знаком).
3. Зоологический эталон бедности – это что или кто? (Церковная мышь – Беден как церковная мышь).
4. Фольклорный пример неудачного бартера – это что? (Шило на мыло).
5. Именем какого насекомого назван рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блошиный рынок).
6. Каким словом называют и очень длинную табуретку, и маленький стол? (Лавка).
7. Что представляет собой брутто без нетто? (Тара).
8. Как называю биржевого спекулянта, играющего на повышение курса бумаг? (Бык – этот термин возник по аналогии между действием спекулянта и движением, типичным для быка, поддевающего что-то либо снизу вверх).
9. Мера веса для лиха и изюма – это…что? (Фунт – По чем фунт лиха –т.е. узнать сполна горе, трудности. Не фунт изюму – не пустяк, не шутка).
10. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма ?» (Чипсы)
11. На чем разбогател сказочный коротышка Пончик из сказки Носова «Приключения Незнайки на Луне»? (На соли).
12. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? (Галопирующая инфляция - Стремительный рост цен от 20 до 200% в год).
13. Лицо торговой точки – что это? (Витрина).
14. На Руси неисправимых должников били палками до тех пор пока не расплатятся. Как тогда называлась процедура взимания долга? (Правеж – от слова платеж).
15. Какую из общеобразовательных дисциплин можно назвать экономической? (Экономическая география - изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов).
16. Как журналисты называю слаборазвитую страну с экономикой аграрного типа? (Банановая Республика).
Ведущий: Спасибо командам. А сейчас попросим многоуважаемое жюри подвести итогиигрового конкурса «Пинг-понг».
Один из представителей жюри объявляет итоги игрового конкурса «Пинг-понг».
Ведущий: Наступило время для четвертого раунда - команды должны разгадать «Золотой кроссворд» (приложение В). Внимание команды - ключевое слово в этом конкурсе «золото», именно оно может быть как в вопросе, так и в ответе.
Условия игры:
Команды должны разгадать кроссворд, за каждый правильно отгаданный термин кроссворда – команда получает по 1 баллу, максимальное количество составляет – 14 баллов.
Ведущий: Итак, пока команды отгадывают кроссворд, мы вместе с болельщиками проведем последний конкурс «Экономические загадки».
Условия игры:
В игре принимают участие болельщики обеих команд. За каждый правильный ответ на загадку болельщик получает 1 «УСЛОВНУЮ ЕДИНИЦУ».
ІІІ . Подведение итогов игры и награждение победителей.
Ведущий: Для подведения итогов нашей «ИГРЫ – ВИКТОРИНЫ»» на сцену приглашаем членов жюри (Звучит торжественная музыка).
Слово предоставляется директору техникума Цемах Ирине Владимировне.
Ведущий: А сейчас наступает кульминация нашего праздника, мы торжественно награждаем наши команды памятными призами. Поздравляем команды от чистого сердца и надеемся в дальнейшем наблюдать за вашими победами в освоении экономических дисциплин. Дорогие друзья, еще раз поздравляем Вас с нашим маленьким праздником «декадой цикловой комиссии экономических дисциплин». До новых встреч!
ВЫВОДЫ
Сегодня производство, с активно внедряющимися инновационными и компьютерными технологиями диктует изменения в сфере формирования человеческого интеллекта, особенно в сфере его формирования –образовании.
Решение проблем повышения качества образования требует новых, инновационных подходов не только к определению его содержания, но и организации процесса обучения.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Поэтому педагогический процесс в образовательных учреждениях среднего профессионального образования призван обеспечить процесс саморазвития личности обучающегося, самостановление его как компетентного специалиста способного самостоятельно принимать ответственное решение и ответственность за сделанный выбор перед собой, своей страной и человечеством. Такой подход к процессу профессионального образования, на мой взгляд, позволяет одновременно удовлетворить и запросы общества в социализации подрастающего поколения, и запросы самих обучающихся в их индивидуализации.
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. . Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .
Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии. М., 2008.- С.5-6.
Булеев И.П., Пилецкая С.Т. Деньги и кредит. Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2010.- 120 с.
Вдовенко Л.А., Сушко Н.М., Фаюра Н.Д.Финансы: Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2010. - 152 с.
Данилов А.Д., Серебрянский Д.Н. Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие. - К.: КНТ, 2008. - 528 с.
Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.
Кларин М.В. Инновации в обучении. – М.: Наука, 2007.-С.- 17.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
Организация учебно - воспитательного процесса. Учебно - методическое пособие. Выпуск 17, 2011.
Основы экономики: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ/ред.И.Ф.Радионовой. - Каменец-Подольский: Азбука-Новая, 2011.
Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. – 2005. – № 1. – с.181.
Худолей Л.М. Методика преподавания финансовых дисциплин: учебное пособие. - К.:Изд-во Европ.ун-т, 2008. - 77 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ИГРА «ЭКОСЛОВ»
1. Этот специфический товар обладает удивительной способностью обмениваться на любой иной товар и при этом считается общин эквивалентом? (Деньги).
2. Совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения ВВП, с целью формирования финансовых ресурсов и использованием их для удовлетворения иных общественных интересов и потребностей? (Финансы).
3. Назовите один из главных документов страны, официально признанный соответствующими органами на определенный период и предназначенный для обеспечения, распределения и перераспределения ВВП между отраслями экономики, слоями населения и территориями государства, с целью улучшения эффективности экономики и благополучия граждан? (Бюджет государства).
4. Назовите одну из причин развития инфляции, которая превышает доходы государственного бюджета? (Бюджетный дефицит).
5. Назовите основоположников концепции классической политэкономии, считавших для сохранения свободной конкуренции, что государство не должно вмешиваться в экономику? (Адам Смит и Давид Рикардо).
6. Определите, как называется обязательный платеж в соответствующий бюджет, согласно действующего законодательства? (Налоги).
7. Этот термин появился еще в 13 веке и означал «обязательную выплату денег», в наше время под ним понимают совокупность экономических отношений, связанных с оборотом денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП? (Финансы).
8. Это слово по-французски буквально в переводе означает - «весы»? (Баланс).
9. Назовите основные функции финансов? (Распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая).
10. Определите деятельность государства, предприятий относительно целенаправленного использования финансов? (Финансовая политика).
11. Назовите в каком веке впервые упоминался рубль как мерная денежная единица? (12 век).
12. Наука, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей? (Экономика).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ подготовленных средствами Power Point
1. Презентация не должна содержать более 6 -10 слайдов.
2. Из них: слайд №1 отводится для титульной страницы.
Титульная страница обязательно должна содержать:
название учреждения (министерство, учебное заведение, группа);
название темы;
сведения об исполнителях (ФИО, группа, курс).
3. Слайды №2 - 5 (9) назначаются для изложения материала.
4. Слайд № 6 (10) должен содержать сведения об избранное информационное источник (сведения об авторе, название работы, электронный адрес, адрес веб-ресурса, и т.д.).
5. Страницы слайды не должны быть перегружены текстовой информацией.
6. Разрешается использовать средства Word Art (декоративный текст).
7. Содержание презентации должно соответствовать содержанию темы домашнего задания.
Информационное сообщение к презентации группы БУ-15
Происхождение рубля.
Первые упоминания рубля как мерной денежной единицы можно причислить к XII веку. Если быть точнее, то в письменном источнике, берестяной грамоте, которую датируют 1281-1299 гг., имеется первое упоминание о нем, что позволяет понять, когда появился рубль.
Устоявшееся мнение о появлении самого понятия «рубль» является продолжением истории гривны Киевской Руси. Привычно для большинства, что само слово «рубль» получилось от глагола «рубить», ведь в безмонетный период гривны, слиток серебра продолговатой формы, нередко рубили на части для осуществления дробных расчетов.
В современной России указывается еще одно мнение. Согласно некоторым исследованиям история начинается в Новгороде, где наравне с гривной Киевской Руси появилась в обиходе своя новгородская гривна по форме продолговатого слитка с зарубками, получившая впоследствии название рубль, только не как производная глагола рубить, а как указатель отличительной внешней особенности самих слитков. Сказать точно в каком году появился рубль невозможно, ведь название пришло из просторечия.
Использование первых монет.
История первых слитков рублей продлилась до конца XIV. При правлении Дмитрия Донского появились новые монеты, что возобновило их оборот на землях современной России. За период его правления, с 1362 по 1389 год, в качестве одной из мер противостояния монголо-татарскому игу началась чеканка собственных денег. Они весили 0,93 грамма и приравнивались к 1/200 рубля. На тот момент это отвечало потребности обывателей для расчета за товары и услуги.
Название новая монета имела «деньга», что собственно оставалось данью татарского влияния. Формат и внешний вид был неказистый. Форма не всегда придерживалась круглой, лишь сама чеканка в центре расплющенного диска сохраняла округлую форму с нанесенным своеобразным рисунком.
Рубль продолжал использоваться как мерная единица. Условно приравнивался к 68 грамма серебра. Копейки, которые появились в обиходе, составляли 1/100 рубля. Кроме этого ходили также Новгородские деньги, равные 1/200 рубля, и полушки – 1/400.
Подобная система, по сути, была не удобна и не практична. Она признавалась наиболее отсталой в развитии среди всех европейских. Но это не помешало ей работать до начала XVIII века.
Появление первого настоящего рубля.
Следующей значимой вехой в истории русских денег стал 1654 год, когда появился первый рубль. Тогда под эгидой царя Алексея Михайловича появилась рублевая монета. Она перечеканивалась с германских монет, поэтому фактически не являлась самостоятельной валютой. На ней изображался двуглавый орел и царь на коне. Приравнивался рубль все так же к 100 копейкам, вот только реального веса в нем было лишь на 64 копейки серебра. В народе стали его называть «ефимка».
Изменения в денежной системе при Петре I.
Следующим важным этапом развития российских денег стал период правления Петра I. Он столкнулся с необходимостью реформы из-за состояния глубокого кризиса в стране. Этот процесс занял пятнадцать лет, за которые постепенно водились новые деньги и корректировались старые, чтобы свести обменные курсы под единый стандарт.
Началом изменений в истории рубля стал выпуск золотых червонцев ценой в 3 рубля. Они изготавливались, как и дукаты Западной Европы, из 3,4 г золота. В линейке номиналов позже появился двойной червонец и двойной рубль весом 7,8 и 4 г золота, соответственно.
Для более точного расчета использовались медные копейки. Медь тогда ценилась дорого, так что хватало 28 грамм, чтобы приравнять их как 1/100 серебряного рубля. Деление денег на сто прижилось на территории России и вошло в обиход даже на смежных землях, которые испытывали волей-неволей влияние московских правителей.
Впоследствии денежные знаки видоизменялись, притом уменьшался вес включенного серебра. В итоге к 1764 году рубль остановился на 18 г серебра, сохранив этот вес до 1915 года.
Уменьшение веса коснулось и рублей из золота. Изначально они содержали 27 долей драгоценного металла, а к концу XIX века сохранилось только 17,424 долей. Дальнейшее развитие рубля продолжилось в 1775 года, когда появились:
полтины;
полуимпериалы;
империалы.
Изначально империал равняется 10 рублям и содержит 69,36 доли золота. К началу XX века содержание золота уменьшилось, и теперь даже империал равнялся 7,5 рублей.
Использование драгоценных металлов естественным образом накладывало ограничение по выпуску денежных знаков. Особенно это сказывалось в виду отсутствия разведанных золотых приисков в распоряжении московских правителей. Особенно резко дефицит денег ощутили во время войны с Турцией, ведь требовались огромные финансовые вливания для поддержания развития и боеспособности армии.
Появление первых бумажных рублей.
Первые в истории ассигнации появились в 1769 году при Екатерине II. Для погашения ассигнаций были выбраны рубли не из золота или серебра, а из меди. Собственно это одна из наиболее забавных ситуаций в истории рубля. Так как медь значительно дешевле серебра, а количество металла должно соответствовать стоимости монеты, пришлось немного постараться, чтобы отчеканить новые рубли.
В итоге в 1771 году пришлось разработать специальный штемпель, который отчеканивал монеты весом 1,6 кг меди. Это собственно были попросту квадратные плиты со стороной 20 см. Называлась такая деньга – Сестрорецким рублем.
Впоследствии была допущена критическая ошибка. Ассигнации выпускались бесконтрольно, и вскоре их стало больше, чем было фактического обеспечение в металле в банках Москвы и Санкт-Петербурга. Это привело к обвалу их стоимости, на что также повлияла война 1812 года. Несмотря на это, окончательный вывод из обращения ассигнаций произошел только в период 1839-1843 гг.
К этому времени были подготовлены мероприятия для осуществления новой реформы, касающейся развития денежной системы. Она базировалась на введении монометаллизма на основе серебра. Поправки, сделанные в этот раз, продержались до 1852 года.
Пополняется история российского рубля использованием и других драгоценных металлов. С 1828 году появился платиновый царский рубль. Точнее чеканили некоторое количество монет из платины, что стало возможным после запуска прииска по добыче платины на Урале. Они приравнивались к двум золотниками или по номиналу к 3 рублям. Последующие два года выпускались дополнительно платиновые монеты по 6 и 12 рублей. Их вес превышал серебряные, так как в то время платина еще практически не применялась в технике, поэтому не считалась особо ценным металлом.
Информационное сообщение к презентации группы БУ-14
Развитие технологий изготовления денег.
Важные реформы.
В дальнейшем история рубля в России пополнилась не металлическими вариантами денег, а в основном банковскими кредитными билетами. Началось активное развитие бумажных денег.
К началу Крымской войны, произошедшей в период 1853-1857 годов, произошло окончательное завершение развития ассигнаций. Хоть они и ходили еще среди населения, но банки уже не принимали их в обмен на золото или серебро.
Для дальнейшего развития российской валюты потребовалась реформа, предпринятая в 1895-1897 годах. Ее выдвинул министр Витте С.Ю., который предлагал монометаллизировать золотые деньги вместо серебряных. Это поднимало покупную ценность и возможности ведения торговли с зарубежными компаньонами.
Для обращения запускался бумажный рубль, подкрепленный золотыми монетами при курсе один к одному. Так что количество отпечатанных рублей не должно было превысить количество самого золота, имеющегося в запасах.
Инновационными можно назвать технологии печати денег. Использовалась многокрасочная печать Ивана Орлова, которая в честь разработчика и была названа орловской. Далее его метод был опробован и признан наиболее подходящим и во всем мире, ведь позволял создавать билеты высокого качества, с беспрецедентной на то время защитой от подделок.
Смутные времена и судьба царского рубля.
Дальнейшая история России полностью видоизменила денежную систему. Все началось с японской войны 1904-1905 г., после которой страна столкнулась с революцией 1905-1907 г., а впоследствии вступила в Первую Мировую войну. Это стало началом краха Русской империи и зарождения новой страны.
К 1915 году из обращения фактически полностью исчезли золотые, серебряные и даже медные монеты всех достоинств и номиналов. Наступила короткая пора фактического безденежья. В качестве средств расчета использовалось что угодно, кроме установленного для всех формата денег.
Повсеместно использовались различные суррогаты, которыми пытались заменить недостающую денежную массу для сохранения хоть какого-то хозяйствования и подотчетного товарооборота.
Советский рубль.
После Социалистической революции 1917 года, началась гражданская война, продлившаяся до 1920. Большевики предприняли некоторые шаги к восстановлению и развитию единой платежной денежной системы. Хотя из-за плохой координации все равно возникало множество различных друг от друга денег, которые сложно было свести к одному формату.
Можно считать, что с 1923-1924 года началась история развития рубля советского периода. Был выпущен золотой червонец, который по включенному в него золоту приравнивался к 10 рублям царского периода. Курс постоянно корректировался в виду инфляционных изменений.
На начало 1923 года червонец равнялся на 175 рублей, отпечатанных 1923 года и 17,5 тыс. деньгами 1922 года. Стоит отметить, что с червонцев начался период советского дизайна для денег. Изображен на нем был сеятель в поле, дизайн которого был подготовлен главным модельером монетного двора Васюткиным А.Ф. на основании известной скульптуры Ивана Шадра.
Монеты из серебра на размен червонцев были разработаны в 1921 году, но появились в обиходе в 24-м году. С этого года вовсе прекратили выпуск серебряников, перейдя на чеканку полтинников.
Уже в 1931 году началась история возникновения рубля, изготовленного из недрагоценных металлов. С этого времени большую часть средств представляли бумажные рубли и разменные монеты из никеля и его сплавов. С 1951-1954 года началась подготовка самой крупной денежной реформы в СССР. Подбирались единые утвержденные дизайны и материалы, которые будут отвечать всем требованиям надежности, эффективности и экономичности.
В 1961 году реформа наконец-то была приведена в действие. Была осуществлена очередная деноминация рубля. Новый рубль приравнивался к 10 старым, и с этим отношением проходила полная замена всех средств в стране. С этого же времени начались выпуски различных юбилейных монет, приуроченных к знаменательным историческим событиям и значимым событиям текущего времени. Драгоценные металлы использовались лишь для юбилейных монет, в то время как основная масса изготавливалась из мельхиора и других сплавов, обеспечивающих прочность и износостойкость.
Современная Россия и новые рубли.
Рубль, будучи в использовании для простых расчетов, уже не претерпевал изменений вплоть до 1991 года. В основном его развитие ограничивалось выпуском различных видов и красивых перспектив в виде юбилейных монет. Приурочивали их к значимым торжествам, например, 50-летие СССР, 20 лет победы над фашизмом и к таким событиям как олимпиада 1980 года.
Последние деньги советского периода были отпечатаны в 1991-1993 годах. Союз уже распался, однако на территории России еще ходили старые денежные знаки. Кризис и жуткая гиперинфляция последующих годов быстро вывела из оборота старые купюры, на замену которым появились новые ипостаси рубля, только с все большим количеством нулей даже на самой маленькой купюре.
Потребовалось еще несколько денежных реформ в 1993, 1998, 1998 годах для того, чтобы российский рубль предстал в своем современном виде. Были предприняты действия по переоценке значимости рубля и его деноминация, также изменился и его дизайн, степень защищенности от подделок.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВОПРОСЫ К «ЗОЛОТОМУ КРОССВОРДУ».
По горизонтали:
Какой мифологический персонаж превращал в золото все к чему прикасался?
Что сделано из «золота» у трудолюбивого умельца ? ….
Какой персонаж сказки А.С.Пушкина в случае опасности кричал: «Царствуй, лежа на боку!» ?
Какое жидкое полезное ископаемое во всем мире называют «черным золотом»?
Назовите один из «титулов» певца Николая Баскова?
Как называют образ действий, при котором избегают крайностей риска, смелых решений ?
Как называется известный футбольный приз ?
По вертикали:
Какой русский поэт написал стихотворение «Отговорила роща золотая»?
Молодой длинноносый специалист по выращиванию деревьев с золотыми плодами?
Какую медаль вручают за высшее спортивное достижение ?
В каком городе кинематографисты вручают приз «Золотая пальмовая ветвь»?
Какому государству в 13-м веке платили дань русские княжества?
Как называется событие, которое муж и жена отмечают через 50 лет после вступления в брак?
Какой «ягодный» приз получают деятели американского кино за худший фильм года?
2. Появление дробей было связано с жизненной необходимостью справедливого раздела имущества. А как вы думаете с чем связано появление в математике отрицательных чисел? (Долг записывался с отрицательным знаком).
3. Зоологический эталон бедности – это что или кто? (Церковная мышь – Беден как церковная мышь).
4. Фольклорный пример неудачного бартера – это что? (Шило на мыло).
5. Именем какого насекомого назван рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блошиный рынок).
6. Каким словом называют и очень длинную табуретку, и маленький стол? (Лавка).
7. Что представляет собой брутто без нетто? (Тара).
8. Как называю биржевого спекулянта, играющего на повышение курса бумаг? (Бык – этот термин возник по аналогии между действием спекулянта и движением, типичным для быка, поддевающего что-то либо снизу вверх).
9. Мера веса для лиха и изюма – это…что? (Фунт – По чем фунт лиха –т.е. узнать сполна горе, трудности. Не фунт изюму – не пустяк, не шутка).
10. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма ?» (Чипсы)
11. На чем разбогател сказочный коротышка Пончик из сказки Носова «Приключения Незнайки на Луне»? (На соли).
12. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? (Галопирующая инфляция - Стремительный рост цен от 20 до 200% в год).
13. Лицо торговой точки – что это? (Витрина).
14. На Руси неисправимых должников били палками до тех пор пока не расплатятся. Как тогда называлась процедура взимания долга? (Правеж – от слова платеж).
15. Какую из общеобразовательных дисциплин можно назвать экономической? (Экономическая география - изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов).
16. Как журналисты называю слаборазвитую страну с экономикой аграрного типа? (Банановая Республика).