Просмотр содержимого документа
«"Воздух и его роль в жизни человека"»
Занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«ВОЗДУХ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами. Показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
МАТЕРИАЛ: одна банка с водой и стакан, рисунок дома – природы и обычного дома, полиэтиленовые мешочки, кубики, каштаны, салфетка, стаканы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома – природы и обычного дома. Что в них есть?
Дети: В доме природы есть деревья, вулканы, солнце, животные, птицы, тучи. В обычном доме есть газовые плиты, растения, птицы, животные…
Педагог: Обратите внимание: на обоих рисунках много пустого не закрашенного места. Почему? И в нашем обычном, и в доме природы есть…(ответы детей).
- Правильно вы сказали, есть воздух, которым мы дышим. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе (показывает банки).
- Ребята, посмотрите это чистая банка, как вы думаете есть ли что – нибудь в ней.
Дети: Банка пустая и в ней ничего нет.
Педагог: Дети, это не так: в банке что – то есть, просто это что-то вы, ребята, не смогли увидеть.
- ребята, перед вами лежит полиэтиленовый мешочек. Заполните мешочек кубиками (дети выполняют задание).
- Каким стал мешочек?
Дети: Выпуклым.
Педагог: Добавьте кубиков еще в мешочек. Каким стал мешочек?
Дети: более выпуклым.
Педагог: А теперь заполните мешочек каштанами (дети выполняют задание).
- Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: выпуклость мешочка зависит от количества, содержащегося в нем вещества.
Педагог: Возьмите полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотрите их и ответьте есть ли что – нибудь в них?
Дети: Он пустой, в мешочке ничего нет.
Педагог: А теперь возьмите мешочек и скрутите его со стороны отверстия. Что стало с мешочком?
Дети: Он стал выпуклым?
Педагог: Но ведь выпуклым мешочек может быть тогда, когда в нем что-то есть, следовательно, что-то раздуло мешочек.
Дети: В мешочке был воздух.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на стульчик сесть опять.
Педагог: Ребята, хотя воздух и невидим, все – таки его можно обнаружить и кое – что о нем узнать.
ОПЫТ: Взять стакан (с приклеенным на дно кусочки пластилина) ввести в него салфетку и прижать ее ко дну. Повернуть стакан отверстием вниз и опустить в таз с водой (дети проделывают то же самое).
Педагог: Есть ли вода в стакане?
Дети: Вода вошла в стакан.
Педагог: Замочила ли она салфетку?
Дети: Замочила, не замочила.
Педагог: А вот мы сейчас и проверим. Выньте стакан из воды и потрогайте салфетку.
Дети: Салфетка сухая.
Педагог: А как вы думаете почему?
Дети: В стакан вошло мало, потому что в стакане был воздух.
Педагог: Чтобы вы убедились, что воздух находится вокруг нас, я проделаю еще один эксперимент.
- Возьму воронку с надетым на узкую часть резиновым шариком и опущу воронку в воду, что вы увидели?
Дети: Шарик раздуется.
Педагог: Почему?
Дети: Потому что воздух вышел из воронки в шарик.
Педагог: Ребята, так скажите мне, где же есть воздух.
Дети: Воздух есть в комнате, в стакане, целлофане, в банке.
Педагог: На следующем занятии мы проделаем с вами еще ряд опытов, где вы убедитесь, что воздух есть в воде, земле, в кирпиче.
«Мыльные пузыри» С. Маршак
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускай из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла,
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Он воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Нарядный, разноцветный,
Пропал он навсегда,
Расплылся не заметно,
Растаял без следа…
Педагог: Дети вы обратили внимание, чем был надут мыльный пузырь?