kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Растения наш домашний доктор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе "Мир экологии", "Растения наш домашний доктор"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Растения наш домашний доктор"»

Цели урока:

 1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами  укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление, творческое воображение и коммуникативное общение на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.

Расширять представления детей о пользе лекарственных растений, правильно называть и узнавать их (на картинках, в сушеном виде, запаху, вкусу). Систематизировать знания детей, стимулировать интерес к природе.

Воспитывать у детей экологическую культуру, желание активно беречь и защищать природу.

Оборудование: компьютер для презентации лекарственных растений, карточки для индивидуальной, работы.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… (Ромашки)

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы,   откроем одну интересную, важную для человека страницу.

Послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они -  лекарства для людей,

 Помогают от болезней,

 Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

-О чём это стихотворение? (о растениях, которые помогают нам при многих болезнях)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей) (травы, которые лечат разные болезни - лекарственные травы)

-А какие вы знаете лекарственные растения?

Тема сегодняшнего занятия: «Растения – наш домашний доктор».

II. Актуализация знаний.

-  Ребята, вы когда-нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем. Представьте, что ваши любимые игрушки-зверята заболели. Что срочно необходимо делать?

Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

-Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства?( в аптеке)

-А что такое аптека?

Аптека – это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

Игра «Верите ли вы, что…»

На парте у вас таблица с номерами вопросов, а справа пустые клеточки. Я буду задавать вам вопросы, а вы во втором столбике будете ставить «+», если согласны, и «-», если не согласны.

 1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные? (-)

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней? (+)

3. Верите ли вы, что во время болезни можно лечиться только таблетками? (-)

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством? (-)

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным? (-)

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше. (-)

7. Верите ли вы что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай. (-)

 -Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.

В старину говорили: “На каждую хворь найдётся своя трава”.

-Как вы понимаете эти слова? (размышления детей).

Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями.

Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных препаратов. (словарная работа)

Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.

Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .

Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?

- Издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая, прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны!

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Я вам приготовила интересную информацию - думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях - и нашла ЛЕГЕНДУ.

-Что такое легенда? (рассказ, предание о каком-либо событии) Садитесь удобнее. Я нашла легенду об одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают? (знающие)

-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию.

А хотите узнать больше таких растений? Давайте посмотрим презентацию и познакомимся с некоторыми лекарственными растениями.

-А сейчас мы отдохнем.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Зверобой, душица, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

    1. Ромашка.

Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

-Правильно, ромашка.

-А как вы догадались? (ответы детей)

-Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей).

-Верно дети, ромашка промоет ранку, поможет больному животику.

1 Аптечная ромашка.

  Про ромашку надо знать.
 Белый крошечный цветочек – 
 Для припарок, для примочек.
 Если воспаление,
 Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется для лечения ангины, кашля, болеутоляющее средство. Это растение однолетнее. Поэтому, если на одном месте сорвать все ромашки до того, как созревают семена, то на будущий год ромашек на этом месте может и не быть.

  1. Зверобой.

-(показ растения зверобой)

-Как называется это растение? (ответы детей)

– Правильно, это растение называют зверобой.

-Как вы думаете почему? (предположения детей)

Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Давайте рассмотрим это растение.

-Какой стебель у зверобоя?

-Правильно, дети, стебель у зверобоя прямой, ветвистый, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы, что вы видите? (ответы детей).

-Да, они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа.

- Где растет это растение?

-Дети, растение зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

-Так чем же полезен зверобой? (ответы детей)

-Правильно, дети, недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

 «страшной силой» -  косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения. Но зверобой не убивает съевших его животных. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

3 Подорожник

-Как вы думаете, как называется это растение? -Правильно, подорожник.

-А где его можно встретить?

-Да дети, подорожник можно встретить и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего растёт возле дорог.

-Какие листья у подорожника?

-Правильно, дети, листья у подорожника плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что?

-Правильно, семена.

- Почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.

-Как вы думаете, что можно лечить подорожником?

-Все верно дети, при порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

4 Тысячелистник – многолетнее растение. Каждый лист тысячелистника как пёрышко птицы. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Цветки собраны в корзинки. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием. Приложит человек листья этого растения к ране, и кровь остановится.

5 Одуванчик — В старинной северной сказке говорится, что когда-то одуванчиков нигде не был. И людям было грустно встречать весну без красивых цветов. Попросили они солнце: «Подари нам красивые цветы!» Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились лучи на весеннюю траву и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Они растут на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения.

6 Валериана лекарственная- происходит от латинского слова « валере», которое означает «быть здоровым». Очень меткое имя для целебной травы. Её свойства известны людям с глубокой древности. Её порошками, настоями и товарами из корней этого растения лечили и головные боли, и нервные болезни желудка и сердца. Древние врачи считали, что валериана возбуждает мысль, приносит спокойствие.

7 Пастушья сумка — получила своё название из-за формы плодов, напоминающих заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Пастушья сумка встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв, останавливает кровь. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежее выжатого сока или недавно собранного растения.

8 Чистотел - встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьём служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бородавки.

9 Липовый цвет - настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях. Кору используют для лечения ожогов, плоды - для остановки носовых кровотечений.

А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?

-Для чего они нужны? Почему вы так думаете? (чтобы растения приносили пользу)

Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Мы уже знаем как относится к растениям в лесу. А вот советы сборщика лекарственных трав.

10 Лопух – А сейчас я вам покажу еще одно растение. Я уверена, вы его узнаете (показ картинки лопуха).

-Что это за растение? (лопух).

-Правильно, это обыкновенный лопух.

-А где можно встретить его? (ответы детей)

-Мы его встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов.

-А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

-Колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

-Давайте его рассмотрим.

-Дети, скажите какой стебель у лопуха?

- Правильно дети, у лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками.

-А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух медоносом. Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям.

Как вы думаете, какую пользу приносит лопух? (ответы детей)

-Правильно дети, если вы поранитесь – приложите лопух к ранке, то она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком, и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

11 Душица

Что это за растение? (показ душицы)

-Правильно, душица.

-Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.

-Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей)

-Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.

-Как вы думаете, чем полезна душица?

-Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

Дети, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? (ответы детей).

-Да, вы правы, собирание лечебных, целебных трав целая наука. Я расскажу вам, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Сроки хранения лекарственных трав:

Травы, цветы, листья, почки – два года.

Плоды – три года.

Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

III.Итог занятия. Рефлексия.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.

-Какую тему изучали на уроке?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Растения наш домашний доктор"

Автор: Трушина Татьяна Павловна

Дата: 18.03.2021

Номер свидетельства: 575832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Путешествие с комнатными растениями" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-s-komnatnymi-rastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423595335"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока познания мира 2 класс "Растение — живои? организм""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-2-klass-rastieniie-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "294011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455591223"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "Лекарственные растения" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-sotsial-no-bytovoi-oriientirovki-po-tiemie-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208012"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430728509"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок СБО по теме: "Лекарственные растения" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-sbo-po-tiemie-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218285"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433749750"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе" "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-obobshchieniie-nabliudienii-za-osiennimi-izmienieniiami-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "183566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425900730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства