ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IVвида»
Конспект урока
по социально-бытовой
ориентировке
по теме: «Лекарственные растения»
учитель 1 категории: Рудакова Н. В.
Тема урока: «Лекарственные растения».
Цели урока:
Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.
Развивающие - Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.
Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.
Воспитывающие - Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.
Оборудование: термосы, ст. ложка, электроплита, кроссворды, травы, аптечные упаковки, выставка книг, сито, ковшик.
Презентация “Лекарственные растения”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание.
Уж прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок.
II.Повторение.
- Вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке, нам поможет кроссворд.
- Итак, что же за слова нам встречались в кроссворде?
Так что же мы изучали на прошлом уроке?
Дополните, что еще входит в состав домашней аптечки.
Где следует хранить домашнюю аптечку?
Можно ли принимать лекарственные препараты без назначения врача?
Помните! Самолечение опасно для жизни!
III.Сообщение темы и задач урока.
- А сегодня на уроке я хочу познакомить вас с лекарственными растениями, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него.
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех желающих их тайну разгадать.
- Итак, тема нашего урока «Лекарственные растения». (слайд 1)
Откройте тетради и запишите тему урока.
IV. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях.
- Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, (слайд 2) а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство, останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. (слайд 3) Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что-то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.
Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (слайд 4) (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. (слайд 5) Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
- Я подготовила для вас выставку книг о лекарственных растениях. Посмотрите, пожалуйста. Здесь представлены современные травники. Вот, например, книга профессора, доктора медицинских наук Николая Павловича Алаксеева. В ней очень подробно пояснено, как и когда собирать лекарственные растения, как готовить из них лекарственные препараты и как сочетать различные сборы для получения наибольшего оздоровительного действия.
- А это детский народный лечебник. В нем даны советы женщине, как выносить крепкого и здорового малыша. Ну, а когда ребенок родится, книга станет надежным помощником в его воспитании, профилактике и лечении различных заболеваний – с первых дней жизни малыша и до школьного возраста. Я думаю вам будет интересно познакомиться и с остальными книгами выставки.
( слайд 6) Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения.
-Посмотрите на экран. Слайд 7. Знакомо ли вам наше первое растение?(липа)
Липа цветет. И опять над бульваром
Будто разлит одуряющий мед,
Будто охвачен пахучим пожаром
Город, в котором липа цветет.
- Что вы знаете об этом растение?
Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.
- При каких заболеваниях применяется?
2. Крапива. Слайд 8.
В углу
под забором
гаражных строений
крапива
нескошенной силой бушует
и жгучим
напором
прохладу от тени
она защищает,
кусает, лютует.
- Что знаете об этом растении?
Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.
Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая. Используют при болях в желудке, для улучшения работы сердца.
Современная народная медицина тоже отличает крапиву - «Одна крапива заменяет семерых врачей», — говорит народная мудрость.
3. Ромашка. Слайд 9.
Погляди-ка из оконца,
Там – РОМАШКА,
Капля cолнца.
Ты цветочков-то нарви
И здоровье береги!
Ромашка аптечная обладает прекрасным антисептическим действием. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта, при метеоризме и диарее, в виде полосканий - при ангинах; в виде примочек - при нарывах.
4.Шиповник.Слайд 10.
На зорьке румяной шиповник проснулся.
Он каждым листочком к заре потянулся.
А зорька к нему потянулась в ответ,
Бутоны окрасила в розовый цвет.
И в каждый бутон, как раз в серединку,
Вложила она голубую росинку.
Заденешь случайно шиповник плечом,
Окатит тебя он душистым дождем.
- Что знаете об этом растении?
Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
В аптеке растения можно приобрести вот в таких упаковках.(демонстрация)
Прежде чем отправиться за лекарственными растениями самостоятельно, что надо узнать?
-Правильно, сроки сбора этих лекарственных растений. Слайд 11.
- Прочитайте сроки сбора.
Так, когда же собирают плоды шиповника? Цветки липы? И т д.
Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Слайд 12.
Настой, отвар – водные растворы, предназначенные для внутреннего или наружного применения. Запишите определение в тетрадь.
- Определение отвара и настоя одно, но между ними все-таки есть различие. А в чем оно, я думаю, вы сможете ответить сами.
Прочитайте рецепт приготовления настоя, отвара. Слайд 13. В чем же различие?
Главное их различие – в способе приготовления. (При приготовлении настоя раствор заливают кипятком и настаивают, а отвар надо кипятить 10 минут)
Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.
- А сейчас прочитайте рецепт и определите настой это или отвар. Слайд 14.
1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка.
2) Настоять 20 минут.
3) Процедить. (настой липового цвета)
- Скажите, а как вы приготовите настой крапивы?
Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев, измельченных до 0,5 мм, обливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.
Зарядка для глаз.
V. Практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам самим приготовить настой и отвар из шиповника, а также настой липового цвета. Давайте повторим правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью и электроплитой.
Включать и выключать плиту сухими руками.
Следить, чтобы при закипании вода не выливалась через край.
При сильном кипении сократить огонь или выключить плиту.
Пользоваться прихватками, снимая горячую посуду с плиты.
Работа по технологическим картам.
1. Приготовление отвара из шиповника.
2. Приготовление настоя из шиповника.
3. Приготовление настоя липового цвета.
VI. Ролевая игра. “ Прием больных”
(стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)
Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.
Дети: Здравствуйте, доктор!
Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.
Входите.
1-й больной (входит).
Доктор: На что жалуетесь?
1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).
Доктор (выслушивает, отстукивает).
Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.
1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).
Доктор: Заходите, следующий.
2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!
Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?
2-й больной. Глотать больно.
Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.
Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.
2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).
Доктор: Следующий!
3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).
Здравствуйте доктор!
Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?
3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.
Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).
Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.
3-й больной. Спасибо доктор (уходит).
Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.
Викторина «Узнай растение»
Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.
VII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Для чего нам это надо знать?
- С какими лекарственными растениями познакомились?
- Что готовят из лекарственных растений?
- В чем различие между настоем и отваром?
VIII. Домашние задание.
Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.
IX. Чаепитие.
Дети пробуют различные травяные чаи.