Закрепить знания о знакомых деревьях, о взаимосвязи растений с окружающей средой; дать детям знания, какую ценность преподносит дерево для человека и живых существ; развивать познавательный интерес к живой природе, воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость. Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья. Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект открытого занятия по экологии: "Лесная сказка".
Дети входят под медленную, красивую музыку на импровизированную поляну. Воспитатель обращает внимание на то, что лес сказочный, красивы, растут разные деревья, такой лес любят птицы. Смотрите, сколько птиц на деревьях, как красиво!
Ведущий: Ребята, смотрите, под елочкой сидит маленький гномик. Он, наверное, скучает или задремал. Давайте споем ему песенку и разбудим.
Песня «Пестрый колпачок» музыка Георгия Строев
Раз сидел веселый гном На пеньке под елкой И латал свой колпачок Хвойною иголкой.
Г ному было много лет,
Он не удивлялся,
Что колпак за столько лет
У него порвался.
Припев:
Тила-лада, тила-ла Он не удивлялся,
Что колпак за столько лет
У него порвался.
От заплаток колпачок Пестрым был у гнома. Сине-красно-голубой- Розово-зеленый.
Припев:
Т ила-лада, тила-ла Пестрым был у гнома, Сине-красно-голубой- Розово-зеленый.
Ну, а гномик песню пел На пеньке под елкой И латал свой колпачок Хвойною иголкой.
Припев:
Тила-лада, тила-ла На пеньке под елкой, И латал свой колпачок Хвойною иголкой.
Гном: Долго я вас, дети, ждал,
Даже вроде задремал.
Встретить здесь вас на поляне Мне лесничий приказал.
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу:
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы
Послушать не хотите ль вы?
(В грамзаписи «Звуки леса, голоса птиц»)
Гном. Очень красивый, дремучий лес. Но мы с вами должны в лесу следить за порядком. Беречь лес. Показывает рукой на лес, обращается к нему: «Лес, мы твои друзья!».
Ребята, а ведь в лесу есть еще и лесные друзья! Кто они?
Дети. Муравьи, дятлы, птицы, звери.
Гном: Верно, я приглашаю вас сейчас в муравьиный городок, в лесную сказку.
Действующие лица:
Ведущий, Муравьи-дети, Муравей-генерал, Муравьиная королева, Водяной, Гусеница (5 детей под зеленым покрывалом, гусеница с большой головой короной, Баба-Яга.
Лесная поляна, старый заросший колодец.
Ведущий: Лесная сказка дивная,
Когда-то приключилась,
Короткая, не длинная,
Посмотрим, что случилось.
(Звучит мелодичная музыка).
Гном:
Жили в лесу добряки - муравьи
В лесу санитарами были они,
Где старый валежник с дорог унесут,
От гусениц злобных деревья спасут.
А жили муравьишки под старой сосной,
В глуши наслаждались они тишиной.
Никто в том лесу из людей не бывал,
Лишь старый колодец про все это знал.
Муравьишка.
Зайдешь в лесную даль и глушь
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят - Шевелятся, зыблются, кишат.
В это время муравьи заняты строительными работами. Муравьи в этом деле великолепные мастера (купол муравейника покрыт слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек). Муравьи работают, носят веточки, палочки, листья, яички.
Муравьиный Генерал.
Что в лесу произошло,
Кто в лесу приносит зло?
Ест кору и точит ветки,
Ночью рвет паучьи сетки?
Надо, братцы, проследить,
Кто повадился шалить.
Я дозорного сейчас Быстро выберу из вас.
Раз-два, муравьи
Стерегут дома свои.
Три, четыре - доктора Просыпаются с утра.
Пять, шесть - не зевают,
Дружно лес свой охраняют.
Семь, восемь - не ленись Дружно за бревно берись!
Девять, десять - муравей Самый сильный из зверей!
Муравьиная Королева: (маленькому муравьишке)
Ты теперь садись на пень.
Должен сторожить весь день.
Ночью ты не думай спать,
Будешь лес наш охранять.
Если кто придет вредить,
Будешь В КОЛОКОЛ звонить. {Дает муравьишке колокольчик)
А солдаты-муравьи Защитят дома свои.
(Муравьи уходят по домам, один прячется возле колодца под елочкой).
Ведущий:
Закатилось солнышко, вечер наступил,
Муравьишка маленький
Лес свой сторожил.
Вдруг откуда ни возьмись
Зашуршали ножки.
И увидел муравей
Ножки на дорожке.
(Идет Гусеница /пять детей под зеленым покрывалом/, змейкой приближаются к муравейнику).
Муравьишка вскакивает:
Это кто такой ужасный
Весь зеленый, безобразный?
Выходи, червяк, на бой!
Защищаю дом я свой!
Гусеница.
Эй, уродливый малыш,
Что ты там еще пищишь?
Кто посмел мне угрожать
И на битву вызывать?
Я тебя как растопчу,
Растопчу и проглочу!
(Муравьишка звонит в колокольчик, прибегают остальные муравьи, завязывается бой. Гусеницу тащат к заросшему колодцу, стаскивают с нее шкуру (покрывало) и бросают в колодец).
Муравьиная Королева:
Чтоб она нам не вредила,
Чтоб деревья не губила,
Эту злую Гусеницу Отправляем жить в темницу.
Год в колодце просидит,
Может лес ее простит.
(из колодца появляется Водяной, он поет):
Я - Водяной, я - Водяной,
Никто не водится со мной,
Внутри меня водица,
Ну, как с таким водиться?
Эх, жизнь моя жестянка!
Да ну ее в болото!
Живу я как поганка,
А мне летать, а мне летать
А мне летать охота!
Я - Водяной, я - Водяной!
Поговорил бы кто со мной.
А то мои подружки - Пиявки, да лягушки.
Тьфу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка,
Да ну ее в болото!
Живу я как поганка.
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!
Водяной.
Мы сейчас у леса спросим,
Кто мне Гусеницу сбросил
Уж не вы ли, муравьи,
Мне подарок принесли?
Муравей:
Что ты, дядя Водяной,
Мы не ссорились с тобой.
Эту злую Гусеницу
Отправляли мы в темницу,
Мы не знали, Водяной,
Что колодец этот твой!
Водяной: Ну ладно! Я на вас не обижаюсь. Как тут весело у вас, ноги так и рвутся в пляс!
(Водяной и Г ном пляшут под русскую народную мелодию).
Внезапно врывается Баба-Яга.
Лесом, лесом я летела, на полянку прилетела, отдохнуть здесь захотела, да, наверное, не придется - вон сколько народу собралось, покой мой нарушают! Что же вы здесь делаете?
Муравьи, Гном, Водяной (все одновременно) - Мы бережем свой лес!
Баба-Яга. А я Баба-Яга злая и вашему лесу я могу и навредить. Вот я сейчас и узнаю, как вы умеете свой лес беречь и защищать. А ну-ка быстро мне ответьте, что означает этот знак? (Серия «Напоминающих знаков» по книге А. П. Молодовой «Экологические занятия с детьми») - показывает напоминающий знак «Не разоряй муравейники». Правильно, этот знак вы отгадали, а вот этот ни за что не отгадаете (знак «Не ломай ветки деревьев») и так несколько знаков: «Не руби деревья», «Не повреждай ягодные кустарники и не вырывай их с корнями», «Не рви цветы в природе», «Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле».
Баба-Яга. Ну, молодцы, ребята! Я хотела вашему лесу навредить, но сейчас я почувствовала, что общаясь с вами, подобрела, я становлюсь хорошей Бабой-Ягой; здесь мне делать нечего, полечу-ка я дальше. (Под музыку Баба-Яга улетает).
Водяной:
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство родной земли.
Все деревья в нем, ягоды, травы –
Нам на пользу, друзья, взращены!
Гнор.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод,-
Так, пожалуй, считай - не сочтешь!
Свято помни, что лес - наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь!
Дети:
1-й ребенок:
Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтобы вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2- й ребенок:
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
3- й ребенок:
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
4- й ребенок:
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Ведущий: Нужно беречь и ценить природу. Лес - это бесценная кладовая природы. Люди, приходящие в лес, - это гости. Они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. А вот каким качеством должны быть наделены люди, мы сейчас узнаем, если разгадаем волшебное слово. У меня в руках картинки, в которых нужно заменить цифру буквой, стоящей по счету на этом месте. (Дети называют картинки и выкладывают буквы: дом (1, кот (2, бабочка (3, рыба (1, ведро (5, ветка (3, лиса (4). Получилось волшебное слово -
ДОБРОТА
Воспитатель еще раз говорит о доброте к природе, животным, ко всему окружающему и, конечно, о добром отношении друг к другу.