kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глобальные экологические проблемы и их устойчивое развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почвы, загрязнение вод мирового океана и перенаселение.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные экологические проблемы и их устойчивое развитие.»

3 урок. Глобальные экологические проблемы и их устойчивое развитие.


Цель: Познакомить с глобальными экологическими проблемами.

Задачи:

  1. Дать определение понятия «Экологическая проблема».

  2. Сформировать представление об устойчивом развитииэкологических проблем.

  3. Развитие у учащихся интереса к окружающей среде, мышления,памяти.

Тип урока: урок-лекция.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Средства обучения: схема.

Основные понятия:«Экологическая проблема», «Урбанизация», «Устойчивое развитие».


Ход урока:

Приветствие




Рассказ







Записать в тетрадь


Рассказ




Записать в тетрадь






Рассказ






Записать в тетрадь


Рассказ







Записать в тетрадь



Рассказ





Записать в тетрадь



Рассказ




Записать в тетрадь







Рассказ







Записать в тетрадь




Рассказ









Записать в тетрадь





Рассказ

















Записать в тетрадь



Рассказ





Записать в тетрадь



Рассказ






Раздать для вклеивания в тетрадь















Написать на доске

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!


Формирование знаний.

Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почвы, загрязнение вод мирового океана и перенаселение.


Экологическая проблема – это изменение природной среды в результате деятельности человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.


Это проблема антропогенного характера. Иначе говоря, она возникает вследствие негативного воздействия человека на природу.


К числу наиболее острых для человечества экологических проблем можно отнести:

  • Демографический кризис (резкое увеличение численности населения на Земле)

Резкое увеличение темпов роста населения Земли, продолжается с середины ХХвека. В конце 1990-х гг. ХХ века население достигло 6 млрд, тогда как в 1930-х гг. оно составляло 2 млрд. К 2010 г. уже 7 млрд. Однако, по мнению многих ученных численность со временем стабилизируется на уровне 10 – 12 млрд человек.


Специфика демократических процессов в разных странах связана с целым комплексом факторов, среди которых наибольшее значение имеют социально-экономическое и экологические. Если в промышленно развитых странах воздействие на природу связано в основном с техногенным загрязнением, то в развивающихся странах основное воздействие связано с прямым уничтожением природы в результате непомерно высоких нагрузок на экосистемы: вырубка лесов, исчерпание природных ресурсов и т.д.


  • Урбанизация (от лат.Urbanus – городской) – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.


Если до 1900 г. в городах жило около 14% населения Земли, то в наши дни в городах живет больше половины населения планеты. В городах требуется высочайшая концентрация продовольствия, воды, топлива и других ресурсов жизнеобеспечения. Главные следствия урбанизации: истощение энергетических ресурсов, загрязнение окружающей среды, деградация водных, лесных и почвенных ресурсов. По некоторым данным в городах заболеваемость людей в среднем в два раза выше, чем в сельской местности.


  • Загрязнение атмосферы. Основная проблема – сжигание ископаемого топлива.

Основные вещества загрязняющие атмосферу, являются газы (90%) и твердые частицы (пыль).


Ежедневно среднестатистический человек вдыхает порядка 20 000 литров воздуха, содержащего, помимо жизненно важного кислорода, целый перечень вредных взвешенных частиц и газов. А вследствие деятельности человека в атмосферу поступают пыль, углекислый газ, угарный газ, диоксид серы, метан, оксиды азота.


  • Загрязнение почвы.Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты, как тяжёлые металлы, пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в растения и воду, даже родниковую.


Ежегодно люди загрязняют окружающую среду 85 млрд. тоннами отходов. Среди них твёрдые и жидкие отходы промышленных предприятий и транспорта, с/х отходы (в том числе ядохимикаты), бытовой мусор и атмосферные выпадения вредных веществ.


  • Загрязнение воды. Главными загрязнителями являются нефть и нефтепродукты.Лидерами по отравлению вод мирового океана признаются сельское хозяйство и пищевая промышленность.


  • Разрушение растительного покрова. Вырубка лесов – одна из острейших глобальных экологических проблем.


В функционировании природных экосистем роль лесных сообществ огромна. Лес поглощает атмосферные загрязнения, защищает почву от эрозии, регулирует сток поверхностных вод и т.д. Кроме того, леса играют большую роль в процессе фотосинтеза, что важно для поддержания равновесия климатической системы. Катастрофические последствия вырубки лесов широко известны, их уничтожение продолжается. Площадь лесов на планете ежегодно уменьшается почти на 2%.


  • Разрушение озонового слоя Земли. В 1970-х гг. экологи обнаружили, что озоновый слой разрушается под воздействием хлорфторуглеродов. Эти химические вещества входят в состав охлаждающих жидкостей холодильников и кондиционеров, аэрозолей/спреев и огнетушителей.


В меньшей степени истончению озонового слоя способствуют и другие антропогенные воздействия: запуск космических ракет, полёты реактивных самолётов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, сокращение лесных угодий планеты. Существует также теория, согласно которой, истончению озонового слоя способствует глобальное потепление.

В результате разрушения озонового слоя ультрафиолетовое излучение беспрепятственно проходит через атмосферу и достигает поверхности земли. Воздействие прямых УФ-лучей пагубно сказывается на здоровье людей, ослабляя иммунную систему и вызывая такие заболевания как рак кожи и катаракта.


  • Глобальное изменение климата.Повышение концентрации углекислого газа, метана, оксида азота и водяного пара в атмосфере – это очередная мировая экологическая проблема, именуемая глобальным потеплением (или парниковым эффектом).


В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные).

Если температура в течение XXI века увеличится ещё на 1C – 3,5C, как прогнозируют учёные, последствия будут весьма печальными:

  • поднимется уровень мирового океана (вследствие таяния полярных льдов), возрастёт количество засух и усилится процесс опустынивания земель,

  • исчезнут многие виды растений и животных, приспособленные к существованию в узком диапазоне температур и влажности,

  • участятся ураганы.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Взаимодействие человека с природой видоизменяет ее. Антропогенные изменения в природе носят положительный для человечества характер: развиваются сельское хозяйство, промышленность, строятся и растут города, улучшаются ландшафты.

Однако антропогенное воздействие ведет к негативным для окружающей среды последствиям.


Под устойчивым развитием понимают такое развитие, при котором человечество может удовлетворять свои потребности, не подвергая риску способность следующих поколений также удовлетворять свои потребности.


В основе концепции лежит утверждение, что окружающую среду и социально-экономическое развитие невозможно рассматривать как изолированные сферы. Поэтому лишь в мире со здоровой социально-экономической средой может быть здоровая окружающая среда.


В «Программе действий», которая была принята на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), отмечалось «что в мире, где так много нужды и где окружающая среда ухудшается, невозможны здоровое общество и экономика».


Хотя это не означает, что экономическое развитие должно остановиться, оно может пойти «по иному пути, перестав столь активно разрушать окружающую среду».

При этом должны будут предотвращены экологические проблемы, такие как изменения климата, опустынивание. Концепция также предполагает развитие экологического образования, работу различных экологических объединений и др.



Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Глобальные экологические проблемы и их устойчивое развитие.

Автор: Токмакова Ольга Александровна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка урока курса по выбору «Уроки для устойчивого развития» для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_kursa_po_vyboru_uroki_dlia_ustoichivogho_razvi"
    ["file_id"] => string(6) "437275"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509995844"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Экологическое воспитание младших школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskoievospitaniiemladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "264555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449746883"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Человечество и глобальные проблемы. "
    ["seo_title"] => string(42) "chieloviechiestvo-i-ghlobal-nyie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "232084"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442748065"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час на тему: "Самый большой урок в мире""
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyichasnatiemusamyibolshoiurokvmirie"
    ["file_id"] => string(6) "261984"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449240646"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства