kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экологическое воспитание младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. 


На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который  в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда  разум людей  достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии,  не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с  природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих  контактов не уберечь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание младших школьников"»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

 

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. 


На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который  в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда  разум людей  достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии,  не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с  природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих  контактов не уберечь.


Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием.
Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых,  общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность  педагогов любой специализации., именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.


Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому, особая и значимая роль  в экологическом воспитании и образовании принадлежит преподавателю начальных классов. Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.
В рамках МАОУ СОШ № 8 проблема экологического воспитания и образования является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей.
Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном пороге обучения  детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ученика и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за комнатными цветами дома и в классе, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом

  • содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

    Стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. «… Обучение может порождать какие-то качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель» - констатирует в своих трудах И. Я. Лернер. Это призывает выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы МАОУ СОШ № 8 нет предмета «Экология», определенная система работы по экологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошие результаты. Работа по экологическому воспитанию детей нашла в отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира.
    Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
    Здесь все зависит от мастерства педагога, который поставленные воспитательные цели конкретизирует, «вплетает» в канву других уроков, привлекает к творческой деятельности детей, тем самым прочно закрепляет полученные раньше экологические знания. Главной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания и образования младшего школьника является определенная выработанная система занятий.
    Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:
     установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
     обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и  со средней школой);
     создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;
     расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
     углубить теоретические знания в области экологии;
     формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;
     обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.


В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий  потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.


Перечисленное фактически характеризует функции экологического воспитания младших школьников в условиях МОУ СОШ № 8 в 3 «А» классе, которые в обобщенном виде могут быть представлены в следующем виде:
Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.
Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.
Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.


Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп в ближайшем парке, исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных,  выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в Красную книгу  и многие другие виды деятельности.


Мы считаем, что большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, биологическом кабинете и т. п.). Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы  также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.


Структура занятия представляет собой несколько частей, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, игра, и т. д.


Как видно из приведенного примера, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития – игровую  с ведущей деятельностью  периода обучения в начальных классах – учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения.


Введение заданий,  основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим знаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждого ребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования, не умение вырезать, склеивать и т. п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка). Для младшего школьника, как показывает  практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации – рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся  на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.


В образовательном пространстве МАОУ СОШ № 8 экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее – выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а в общем, единого для всего человечества дома – планеты Земля. Каждый преподаватель начальных классов определяет по собственному усмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например, прежде всего детям предлагается серия занятий  по выяснению, что такое экология. В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Дается, выясняется простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняется сущность и значение экологии на основе различных примеров.
Далее в процессе разнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Выявляются наиболее характерные отличительные признаки схожих видов. Объяснение учителем или самостоятельный поиск ответа на вопрос о происхождении названий некоторых видов животных, или растений. После чего проводятся занятия по упражнению (в том числе и игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных. Когда дети станут хорошо ориентироваться в полученных знаниях, можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которым угрожает исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучению способов охраны природы: знакомство с существованием охраняемых природных территорий – заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство с памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений; с помощью видеофильмов организация путешествий по заповедникам нашей страны.
Так постепенно занятия по экологическому воспитанию и образованию расширяются – это  выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы;  изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т. д.









Пояснительная записка к элективному курсу

Элективный курс «экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Ознакомление с окружающим миром» в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  1. Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких доступных примеров;

  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.



В целом, элективный курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Данный курс рассчитан на 34 занятия(1 ч/ неделю).Он изучается параллельно курсу «Мир вокруг нас» и подготовлен с учетом программы и учебника по данному предмету (автора:А,А.Плешакова).













План – сетка по проведению элективного курса

«Экология для младших школьников»

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое экология

2

Распознавание растений и животных ближайшего природного окружения

3 ч

3

Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение

1 ч

4

Способы охраны природы

2 ч

5

Роль неживой природы в жизни живого

3 ч

6

Жизнь в почве

1 ч

7

Разнообразие живой природы

4 ч

8

Экологические связи в живой природе

4 ч

9

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

5 ч

10

Мастерим домики для птиц (практическая работа)

1 ч

11

Учимся передавать знания другим ребятам(КВН, утренники, беседы, праздники, экскурсии)

3 ч

12

Связь между состоянием природы и здоровьем человека

2 ч

13

Экологические катастрофы

2 ч

14

Подведение итогов работы за год (праздник «Самая чистая радость- радость природы!»)

1 ч





Нами была проведена анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.



Анкета



1.Нравится ли тебе бывать в природе?
а) да

б) нет


2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

а) слушать птиц, любоваться природой, гулять

б) загорать, купаться
в) играть в подвижные игры

г) собирать ягоды,

д) рвать цветы

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

а) нет, не приходилось

б) подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними

в) лечил собаке глаз

г) отогревал зимой птиц

д) лечил раненную птицу

е) подкармливаю зимой птиц


4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

а)не принимал участие
б)делал с папой скворечник

в)принимал участие в озеленении класса, школьного двора



5.Какие книги о природе ты читал?

а) не люблю книги о природе

б) читаю книги В.Бианки, Е.Чару шина и др..






Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах.
Были взяты 2 класса: экспериментальный (21 человек) и контрольный класс (28 человек) - ученики 2 класса (2007- 2008 уч. год).
Далее приводятся ответы учащихся экспериментального класса на вопросы анкеты.

1.Нравится ли тебе бывать в природе?
а) да- 19 чел

б) нет-2 чел


2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

а) слушать птиц, любоваться природой, гулять -11 чел

б) загорать, купаться – 12 чел
в) играть в подвижные игры – 5 чел

г) собирать ягоды, грибы- 2 чел

д) рвать цветы - 0

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

а) нет, не приходилось -2 чел

б) подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними -4 чел

в) лечил собаке глаз -1 чел

г) отогревал зимой птиц – 1 чел

д) лечил раненную птицу – 2 чел

е) подкармливаю зимой птиц- 11 чел


4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

а)не принимал участие- 1 чел
б)делал с папой скворечник -11 чел

в)принимал участие в озеленении класса, школьного двора- 9 чел



5.Какие книги о природе ты читал?

а) не люблю книги о природе -3 чел

б) читаю книги В.Бианки, Е.Чару шина и др..-18 чел

Контрольная группа

1.Нравится ли тебе бывать в природе?
а) да- 26 чел

б) нет-2 чел


2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

а) слушать птиц, любоваться природой, гулять -13 чел

б) загорать, купаться – 15 чел
в) играть в подвижные игры – 7 чел

г) собирать ягоды, грибы- 3 чел

д) рвать цветы - 0

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

а) нет, не приходилось -3 чел

б) подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними -6 чел

в) лечил собаке глаз -2 чел

г) отогревал зимой птиц – 2 чел

д) лечил раненную птицу – 4 чел

е) подкармливаю зимой птиц- 14 чел


4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

а)не принимал участие- 3 чел
б)делал с папой скворечник -14 чел

в)принимал участие в озеленении класса, школьного двора- 12 чел



5.Какие книги о природе ты читал?

а) не люблю книги о природе -4 чел

б) читаю книги В.Бианки, Е.Чару шина и др..-26 чел
Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в основном одинаковые в обоих классах. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.
В дальнейшей работе мы постараемся внушить им, что этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень недостаточно несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Мы убедились, что экологические знания, переданные учащимся посредством игры, усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.
В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании  достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.





























ЛИТЕРАТУРА.
1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
3. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
4. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.
6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.
7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
9. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
10. Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив
11. "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.
12. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.
13. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34.
14. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.
15. Биология в школе 1989 №3
16. Начальная школа 1993 №9
17. Начальная школа 1990 №6
18. Биология в школе 1996 №3
19. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Экологическое воспитание младших школьников"

Автор: Кропотка Мария Степановна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методические подходы к организации  экологического воспитания  младших школьников в ГПД"
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskiie-podkhody-k-orghanizatsii-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "275084"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452514790"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Роль экологического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(91) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "129308"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415663019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья на тему: "Экологическое воспитание младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(68) "stat-ia-na-tiemu-ekologhichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "234458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443451433"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Экологическое воспитание младших школьников."
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "445843"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513877723"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа "Экологическое воспитание младших школьников" для 2 классов."
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma_ekologhichieskoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nikov_dlia_2_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "445993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513941334"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства