Министерство образования Новосибирской области
Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Рассмотрено: | | «Утверждаю» |
На заседании Предметно-цикловой комиссии | | Зав. Учебной частью |
Технологических дисциплин | | Пицына Т.М. __________ |
Протокол № ___ от «__»____201_г. | | «___»____________201_г. |
Председатель ПЦК Горбачева М.М.___________ | | |
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
основной профессиональной образовательной программы
Специальностей 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Организация-разработчик: Искитимский филиал ГБПОУ НСО «НСМК»
Разработчик: Шаталина Т.Т. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина экологические основы природопользования относится к циклу естественнонаучных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
Подготовка к практическим занятиям Подготовка к контрольной работе Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | - 1 9 |
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1: Введение в экологию | | | |
Тема 1.1. Среда обитания. Факторы среды. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Среда обитания. | 1 |
2 | Экологические факторы среды |
3 | Пути приспособления организмов к условиям среды |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания Подготовка сообщений (презентаций) | 1 |
Тема 1.2. 1.2 Биосфера | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Биосфера | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания Подготовка к тестированию | 1 |
Тема 1.3. Экосистемы: типы и составляющие | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Экосистемы | 1 |
2 | Круговорот веществ в экосистемах |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания Подготовка к тестированию | 1 |
Раздел 2: Природопользование и экологическая безопасность | | |
Тема 2.1 Загрязнение окружающей среды и проблема отходов | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | 2 |
2 | Основные группы отходов, их источники и масштабы образования |
3 | Физическое загрязнение окружающей среды |
4 | Химическое загрязнение окружающей среды |
5 | Биологическое загрязнение окружающей среды |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания Подготовка сообщений (презентаций) | 2 |
Тема 2.2 Развитие экосистем, Экологический кризис | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Принципы устойчивости экосистем | 1 |
2 | Антропогенные воздействия и экологические проблемы |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания | 1 |
Тема 2.3 Принципы и методы рационального природопользования | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Основные положения рационального природопользования | 2 |
2 | Методы экологического регулирования |
3 | Принципы размещения производств различного типа |
4 | Природоресурсный потенциал РФ |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений или видеоматериала Подготовка к тестированию | 2 |
Тема 2.4 Мониторинг окружающей среды | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие и принципы мониторинга окружающей среды | 2 |
2 | Регламенты экологической безопасности |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания | 0,5 |
Тема 2.5 Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Экологическое законодательство РФ | 2 |
2 | Государственные органы охраны окружающей природной среды |
3 | Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Ответы на контрольные вопросы и задания Подготовка к контрольной работе. | 1,5 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - |
Всего: Максимальная учебная нагрузка Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная работа обучающегося | 42 32 10 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Экологии природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по числу обучающихся;
- наглядные пособия: информационные стенды, плакаты;
- программное обеспечение (MS Office, Консультант Плюс, учебные фильмы, презентации, локальная компьютерная сеть, Интернет);
- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания для студентов, раздаточные материалы);
- классная доска.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- средства мультимедиа (проектор, экран).
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П.Трушина.-Москва: КНОРУС, 2017.-214с.-(Среднее профессиональное образование).
Экологические основы природопользования: учебное пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина. - 2-e изд. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 160 с.:
Дополнительные источники:
Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.:
Экология: учебник для вузов / В.И.Корбкин, Л.В.Передельский. Изд.14-е, дополн.и перераб.-Ростов н/Д : Феникс, 2013-602с.
Экология: Методические указания для самостоятельных и практических занятий студентов всех специальностей. - Самара; СамИИТ, 2013-с.
Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь» 2013-2015г.г.
www. ssu. samara. ru /-nauka/ - путеводитель в мире науки.
zelenyshluz. narod. ru-путеводитель по экологическим ресурсам.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы | |
Уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; определить экологическую пригодность выпускаемой продукции; оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; | Устный опрос Тестовый контроль по отдельным темам Взаимоконтроль при работах в парах Самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы обучающихся. Наблюдение за деятельностью обучающихся |
Знать: виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; | Устный контроль - фронтальный на теоретич. занятиях, тематический по завершению темы Письменный контроль периодический, тематический Тестовый контроль по отдельным темам Самоконтроль при выполнении и анализе СР Зачет |
| Итоговая контрольная работа в форме теста Дифференцированный зачет. |
10