Рабочая программа МДК 03.02 "Экологические основы природопользования"
Рабочая программа МДК 03.02 "Экологические основы природопользования"
ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240705 Биохимическое производство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК 03.02 «Экологические основы природопользования относится к ЕН.02 Математический и общий естественнонаучный цикл
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 240705 Биохимическое производство
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт ПРОГРАММЫ МДК 03.02
ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240705 Биохимическое производство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК 03.02 «Экологические основы природопользования относится к ЕН.02 Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков,
твердых отходов;
- определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые
природные территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков
химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков,
твердых отходов;
- принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных
выбросов и отходов различных производств;
- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей
среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и
охраны окружающей среды
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание МДК. 03.02 Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Особенности взаимодействия общества и природы
24
Тема 1.1
Природопользование, виды природопользования.
Содержание учебного материала
6
1
Природопользование. Рациональный и нерациональный типы природопользования, их характеристика и отличительные особенности.Организационная структура системы рационального природопользования. Экономическая (ведущая), экологическая и культурно – оздоровительная формы природопользования. Общее и специальное природопользование.
2
2
2
Взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Понятие «охраны природы». Понятие «обеспечение экологической безопасности». Принципы обеспечения экологической безопасности.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить доклад по теме:
Особенности ресурсного природопользования.
Экологические проблемы отраслевого природопользования
2
Тема 1.2.
Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Содержание учебного материала
6
1
Классификация природных ресурсов. Принципы и методы рационального природопользования. Природно-ресурсный потенциал. Минерально-сырьевые ресурсы России,
2
2
Рациональное использование объектов окружающей среды. Объекты окружающей среды, согласно ФЗ Об охране окружающей среды. Рациональное использование водных ресурсов, земельных ресурсов, недр, растительного и животного мира, ландшафтов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить презентацию по пройденному материалу
2. Составить доклад по теме:
Минерально-сырьевые ресурсы Ярославской области
2
Тема 1.3. Экологические кризисы и экологические катастрофы.
Содержание учебного материала
6
1
Экологический кризис и его признаки. Понятие экологического кризиса. Признаки экологического кризиса, их характеристика. Опасное загрязнение биосферы. Истощение энергетических ресурсов Сокращение видового биоразнообразия
2
2
Экологические аварии и катастрофы. Статистика Экологических катастроф. Определение и классификация Экологических катастроф. Некоторые ЭОФ и их воздействие на окружающую среду: химические ЭОФ, физические ЭОФ, биологические ЭОФ, комплексные ЭОФ
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить презентацию по пройденному материалу
2. Составить кроссворд по пройденному материалу
2
Тема 1.4
Источники техногенного воздействия на окружающую среду
Содержание учебного материала
6
1
Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду. Техногенная ситуация в России.
2
2 - 3
2
Технологии малоотходных и безотходных производств. Способы предотвращения и улавливания выбросов, образования твердых отходов. Методы очистки промышленных сточных вод.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. составить доклад по теме
Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов
2. решение экологических ситуаций по выбору методов очистки газовых выбросов, методов и оборудования для очистки промышленных сточных вод.
2
Раздел 2.
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды.
18
Тема 2.1
Правовые основы, правила и нормы природопользования.
Содержание учебного материала
9
1
Экологический аспект перехода России на путь устойчивого развития. Экологический аспект: понятие и содержание. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Экологические аспекты развития строительного комплекса. Экологический контроль: сущность, виды, нормативно-правовой аспект. Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности.
2
2-3
2
Охраняемые природные территории России. Виды ООПТ и их назначение. Государственные природные заповедники. Национальные парки Природные парки Государственные природные заказники Памятники природы Дендрологические парки и ботанические сады
2
2-3
3
Экологический мониторинг и экспертиза. Понятие мониторинга. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования. Единая государственная система экологического мониторинга. Правовая, нормативная и экономическая база. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание. Общественная экологическая экспертиза. Экологический контроль: понятие и виды.
2
2-3
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить доклад по теме:
«Правовая охрана водных ресурсов»,
«Мониторинг качества и загрязнения атмосферы»,
«Законодательство в области экологии и природопользования».
3
Тема 2.2
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования
Содержание учебного материала
9
1
Принципы, направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Общественные организации в области охраны окружающей среды: ГРИНПИС (Green peace), Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF).
2
2-3
2
Объекты международной охраны природы, их классификация. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства. Международно-правовая охрана Мирового океана. Международно-правовая охрана животного и растительного мира. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду
2
2-3
3
Всемирная стратегия охраны природы. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды. Участие России в международном сотрудничестве
2
2-3
Самостоятельная работа обучающихся
1. подготовить презентацию по теме международные организации в области охраны окружающей среды
2. составить тест по пройденному материалу
3. подготовить доклад по теме международное право в области охраны окружающей среды
3
Раздел 3.
Экология в современном мире.
12
Тема 3.1
Современное состояние окружающей среды.
Содержание учебного материала
6
1
Природа как первооснова возникновения и развития общества. Единство и различие природы и общества. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. Охрана природной среды – актуальная социальная проблема.
2
2 - 3
2
Значение природы: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, эстетическое. Естественные факторы и этапы развития природы Земли. Строение, свойства, функционирование биосферы как гигантской экологической системы.
2
2 - 3
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить доклад по теме:
«Современное состояние компонентов окружающей среды».
2. составить кроссворд по пройденному материалу
2
Тема 3.2
Глобальные проблемы экологии.
Содержание учебного материала
6
1
Экологические проблемы России, пути их решения. Основные экологические проблемы России. Концепции устойчивого развития. Научно-технический прогресс в природопользовании. Демографические прогнозы и перспективы
2
2-3
2
Экологически неблагополучные районы России. Экологические проблемы: Центрального района. Центрально-Черноземного района. Северо-Западного района. Северного района. Поволжского района. Северо-Кавказского района. Уральского района. Дальневосточного района. Экологическая карта РФ. Неблагополучные районы.
2
2 - 3
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить тесты по пройденному материалу
2. подготовить доклад по теме современные экологические проблемы
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии природопользования. Оборудование учебного кабинета: - рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: При необходимости занятия проводятся в мультимедийной аудитории, компьютерном классе. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования [Текст]: учеб.пособие для студентов сред.проф. образования / Э.А. Арустамов, И.В Левакова., Н.В. Баркалова. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2010. 2. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учеб.пособие для студентов сред.проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 9-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 Дополнительные источники: 1. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для студентов сред.проф. образования / М.В. Гальперин. – 2-е издание, испр. – М.: ФОРУМ: ИНФА, 2009 2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник / С. И. Колесников. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 3. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для средне-специальных учебных заведений / Т.П.Трушина. – 5-е изд. перераб. – Ростов на Дону: «Феникс», 2009. 4. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал ВАК и Министерства образования РФ. Интернет-ресурсы: 1. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru 2. Интернет-ресурс. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru 3. Интернет-ресурс. Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru - BioDat 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, решения экологических задач, анализа экологических проблем.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
видов и классификации природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем
оценка решения экологических задач; оценка анализа экологических проблем
задач охраны окружающей среды, природоресурсного потенциала и охраняемых природных территорий Российской Федерации
оценка тестового контроля знаний, оценка выполнения практических работ
основных источников и масштабов образования отходов производства
оценка устных и письменных ответов, оценка выполнения практических работ
основных источников техногенного воздействия на окружающую среду, способов предотвращения и улавливания выбросов, методов очистки промышленных сточных вод, принципов работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основных технологий утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов
оценка устных и письменных ответов, оценка выполнения практических работ, решение экологических ситуаций
принципов размещения производств различного типа, состава основных промышленных выбросов и отходов различных производств
оценка тестового контроля знаний, оценка решения экологических задач
правовых основ, правил и норм природопользования и экологической безопасности
оценка выполнения сообщений, оценка выполнения практических работ
принципов и методов рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования
оценка устных и письменных ответов, оценка выполнения сообщений, оценка индивидуальных домашних заданий
принципов и правил международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
оценка тестового контроля знаний, оценка устных ответов
умения:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
оценка устных и письменных ответов, оценка выполнения практических работ
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф
оценка тестового контроля знаний, оценка решения экологических задач
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов
оценка устных и письменных ответов, оценка выполнения практических работ
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции
оценка устных и письменных ответов
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте
оценка тестового контроля знаний, оценка выполнения индивидуальных заданий