kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, утвержденной в 2008 г. по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, утвержденной в 2008 г. по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования" »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОТДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта »

























ПЕНЗА, 2014 Г.



Оглавление



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ….3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 11























































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1. 1.Область применения рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, утвержденной в 2008 г. по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

 Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- определять экологическую пригодность продукции;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и классификацию природный ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи окружающей среды;

- природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.


Требования к уровню усвоения содержания курса

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК 1 – 10, ПК 1.1 – 1.3,  ПК 2.1 – 2.4, ПК 3.1 – 3.4.

 

1.4. Основные образовательные технологии.

 Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.

















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

38

в том числе:

теоретические занятия

практические занятия


32

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:

выполнение домашних заданий

подготовка к практическим занятиям


9

10






Краткий тематический план учебной дисциплины:


.

Раздел 1

. Общие проблемы экологии и природопользования.

Раздел 2

Особенности взаимодействия общества и природы.

Раздел 3

Природоресурсный потенциал России.

Раздел 4

Принципы и методы рационального природопользования.

Раздел 5

Правовые и социальные вопросы природопользования

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.Введение

Общие проблемы экологии и природопользования

Экологические основы природопользования в системе экологических наук.

2



Раздел 2. Особенности взаимодействия общества и природы

Содержание учебного материала

9


1

Роль природы в жизни человека и общества

2

2

Антропогенные факторы изменения природы. Формы воздействия человека на природу.

2

3

Экологическая оценка НТР

2

4

Глобальные модели- прогнозы развития природы и общества

2

Самостоятельная работа

6


Лабораторная работа

Определение порядка переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов



Тема 1.2 Природоресурсный потенциал России.

Содержание учебного материала:


11


1

Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

2

2

Пищевые ресурсы человечества. Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции.

2

3

Пищевые ресурсы человечества. Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции.


4

Глобальные экологические проблемы. О путях ликвидации экологических катастроф.


5

Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ


Лабораторная работа.

Определение природоресурсного потенциала Российской Федерации.


2

Самостоятельная работа:

Подготовить реферат (презентацию) о состоянии и использовании ресурсов растительного и животного мира, водных ресурсов

6

1

Раздел 4.

Принципы и методы рационального природопользования.

Содержание учебного материала

1.Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий.

4


2.Методы управления природопользованием


Раздел 5.

Правовые и социальные вопросы природопользования

Содержание учебного материала

12


1

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию.


2

Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности.


3

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию.


4

Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности.


5

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.


6

Лабораторная работа «Анализ производственных ситуаций с применением закона «Об охране окружающей природной среды»



Самостоятельная работа:

Подготовить реферат об экологических нарушениях территорий проживания обучающихся

Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью

7

4



58 час


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Эко­логические основы природопользования»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природо­ пользования», видео- и кинофильмы, видеоролики;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты кон­трольных вопросов, заданий.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ В.М.Константинов.- М: Академия: НМЦ СПО, 2001.

  2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Д. Экологические основы природопользова­ния. [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ В.М.Константинов - М.: ИНФРА - М, 2005.

  3. Миркин, Б.М., Наумова, Л.Г. Экология России [Текст] / Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова.- М: АО «МДС»,1995.

  4. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования. [Текст] / В.Ф.Протасов - М.: ИНФРА -М, 2009.

Дополнительные источники

  1. Земельный кодекс Российской Федерации

  2. Водный кодекс Российской Федерации

  3. Лесной кодекс Российской Федерации





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется препода­вателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практиче­ских занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, ис­следований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


анализировать и прогнозировать экологи­ческие последствия различных видов дея­тельности

наблюдение и оценка выполне­ния практических работ

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятель­ности

наблюдение и оценка выполне­ния практических работ

Знания


особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенно­го воздействия на окружающую среду;

устный (письменный) опрос, решение задач

об условиях устойчивого развития экоси­стем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

устный (письменный) опрос,

принципы и методы рационального приро­допользования;

устный (письменный) опрос, решение задач

основные источники техногенного воздей­ствия на окружающую среду;

устный (письменный) опрос, решение задач

принципы размещения производств раз­личного типа;

устный (письменный) опрос,

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

устный (письменный) опрос,

основные способы предотвращения и улав­ливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промыш­ленных отходов;

анализ производственных си­туаций

методы экологического регулирования;

устный (письменный) опрос,

понятие и принципы мониторинга окру­жающей среды;

устный (письменный) опрос,

правовые и социальные вопросы природо­пользования и экологической безопасности;

устный (письменный) опрос,

принципы и правила международного со­трудничества в области природопользова­ния и охраны окружающей среды;

устный (письменный) опрос,

Природоресурсный потенциал Российской Федерации;

письменная проверка

Охраняемые природные территории;

устный опрос

Принципы производственного экологического контроля;

устный опрос

Условия устойчивого состояния экосистем

устный опрос









































4.1 Вопросы к зачету


1. Природа и общество. Общие и специфические черты. Природоресурсный потенциал.

2. Развитие производительных сил общества; увеличения массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

3. Принципы и методы рационального природопользования.

4. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

5. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

6. Размещение производства и проблема отходов. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

7. Понятие мониторинга окружающей среды.

8.Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических  ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.

9.Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

10.Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

11. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Работа очистных сооружений в вашем населенном пункте. Получение чистой питьевой воды  в Вашем населенном пункте.

12. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

13. Основные загрязнители, их классификация.

14. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

15. «Зеленая» революция  и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

16.Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

17. Понятие мониторинга окружающей среды. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

18. Экологическое регулирование.

19. Прогнозирование последствий природопользования.

20.История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР.

21. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 и 2001 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

22. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1993 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

23. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Охрана природных территорий.

24. Правовые и социальные вопросы природопользования.

25. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

26. Природоохранное просвещение.

27Правовая  ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.

28. Понятие об экологической оценке производств.

29. Концепция устойчивого развития.

30. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.


4.2 Перечень тем, выносимых на аудиторную контрольную работу


1. Промышленная экология  и  ее  значение.

2. Экология промышленных зон.

3. Негативные факторы воздействия  на человека и природу.

4. Экология и здоровье человека.

5. Пути повышения экологической безопасности  промышленных предприятий.

6. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1993 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

7. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

8. Правовые и нормативные документы  природоохранной деятельности.

9 Защита атмосферы от загрязнений.

10. Защита гидросферы от загрязнений.

11. Защита литосферы  от  промышленного воздействия.

12. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.

13. Переработка твердых бытовых отходов.

14. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Получение чистой питьевой воды  в вашем населенном пункте.

15. Парниковый эффект, его влияние на биогеценоз.

16.Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.


4.3 Тесты для промежуточного контроля

1. Экология - это:

       1. Отношение организмов с окружающей средой

       2. Переселение из сельской местности в города

       3. Умение вести дом, умение хозяйствовать

       4. Основа рационального природопользования и охраны живых организмов


2. Какому из основных законов экологии относятся процессы миграции?

       1. Все  связано  со  всем

       2. Все должно куда-то деваться

       3. Природа знает лучше

       4. Ничто не дается даром


3. 19 декабря 1991 г. был создан закон:

1."Об охране окружающей природной среды"

2."О дополнительных мерах по обеспечению рационального использования

и сохранения природных богатств в бассейне озера Байкал"

3."О мерах по расширению сети государственных заповедников и улучшению заповедного дела

4. «Зеленая революция» это:

1.Наука наблюдения и оценки за состоянием природных экосистем

2. Изменение основных подходов к выращиванию растений

3. Общее название химических средств защиты

4. Это выступления  организации Гринпис


5. Перечислите постоянно действующие институты?

1. Кадастры природных ресурсов

2. Банк экологических услуг

3. Экологическое страхование


6.  Откуда взялись  «кислые дожди» ?

1. Накопление в атмосфере углекислого газа

2. Увеличение в воздухе кислорода

3. Накопление в атмосфере  серной кислоты


7. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?

1. Солнечная энергия

2. Лес        

3. Полезные ископаемые

4. Животный мир


8. Что является вершиной системы природоохранного законодательства?

1 Комплексная программа хозяйственной деятельности

2 Конституция Российской Федерации

3 Закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения


9. Причина парникового эффекта?

1. Накопление в атмосфере углекислого газа

2. Увеличение в воздухе кислорода

3. Накопление диоксида серы


10. Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым?

1. Солнечная энергия

2. Водные ресурсы

3. Полезные ископаемые

4. Осадки



4.4 Вариант аудиторной контрольной работы


1. Антропогенные выбросы в атмосферу на примере города Пензы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Автор: Филиппова Людмила Викторовна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-distsipliny-ekologhichieskiie-osnovy-prirodopol-zovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "278939"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453146836"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Курс лекций по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования"
    ["seo_title"] => string(80) "kurs_lektsii_po_uchebnoi_distsipline_en_02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovan"
    ["file_id"] => string(6) "538002"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580461510"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа МДК 03.02 "Экологические основы природопользования""
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia_proghramma_mdk_03_02_ekologhichieskiie_osnovy_prirodopol_zovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "350794"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476964820"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnoi_distsipliny_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovanii"
    ["file_id"] => string(6) "560538"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603108663"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства