kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Друзья природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Друзья природы" разработана для обучающихся 5-6 классов, посещающих экологический кружок. В рамках программы дети узнают новое о живой и неживой природе своего Родного края, а так же учатся беречь ее и помогать в трудную минуту. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Друзья природы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»















ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Друзья природы»

на 1 год обучения

11-13 лет (5 -6 класс)





Учитель географии:

Алынина Екатерина Александровна



















г. Покачи, 2017


Пояснительная записка

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы» особое место уделяется дополнительному образованию учащихся. Детское экологическое воспитание и образование – это очень важная часть дополнительного образования Внеклассная работа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития знаний и умений о взаимоотношениях человекам и природы в неформальной форме, выходя за рамки школьных учебников.

Программа «Друзья природы» разработана для организации внеурочной деятельности экологической направленности обучающихся 5-х – 6-х классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа предусматривает рассмотрение закономерностей взаимоотношений растительных и животных организмов, человека с окружающей средой, специфики механизмов, обеспечивающих устойчивость природных сообществ. Кроме того, программа предполагает изучение взаимодействия между обществом и природой, принципов и перспектив их осуществления и оптимального развития.

Новизна и актуальность программы «Друзья природы»

  • формирование единства интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды;

  • практическая деятельность по улучшению качества окружающей природной среды;

  • расширение краеведческого кругозора и творческих способностей учащихся;

  • взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество;

  • выявление и привлечение в работу кружка одарённых детей;

  • создание доступной образовательной среды, обеспечивающей возможность заниматься в кружке лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель:

сформировать осознанное, ответственное, экологически грамотное отношение обучающихся к природе; экологическую культуру, любовь к природе родного края, в частности.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях, с охраняемыми животными, вошедшими в Красную книгу России и своего региона;

  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу России и своего региона;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

  • научить учащихся пользоваться научной литературой, Интернет-ресурсами;

  • познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала;

  • научить применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.

Развивающие задачи:

  • развивать потребности общения с природой;

  • продолжать развивать познавательный интерес учащихся, творческую активность.

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

развивать умения выполнять учебно-исследовательские работы экологической направленности.

Воспитывающие задачи:

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Содержание программы соответствует индивидуальными и возрастными особенностями учащихся 5- 6-х классов. Количество человек в кружке – 15.

Сроки реализации программы: 1 год. На реализацию программы отводится 3 часа в неделю (три занятия в неделю по 40 мин), всего 136 часов в год в 5 классе.

Формы и методы обучения определены в соответствии с возрастом учащихся. На занятиях кружка используются компьютеры с установленной программной средой, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска SMARTBOARD, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической деятельностью, используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры, практические занятия, акции, выставки, трудовые десанты, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Технологии.

Планируется использование следующих педагогических технологий:

  • информационно-коммуникационная технология ;

  • проектная технология;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология развивающего обучения;

  • технологии уровневой дифференциации .

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Программа реализуется на основе следующих экологических принципов:

  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство окружающего мира;

  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой;

  • практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации;

  • принцип развивающего обучения- обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области экологии, географии и биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

  • принцип сотрудничества подразумевает тесную взаимосвязь с социальными партнерами школы: экскурсии, выступления, обмен опытом с городской центральной библиотекой, краеведческим музеем, ТПП «Покачевнефтегаз», пожарной частью, лесничеством, в результате которого расширяется блок программы по формированию экологического мировоззрения учащихся, а так же правильное определение в выборе своей будущей профессии.

Требования к результатам обучения.

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • совместно с учителем выдвигать версии, составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать вою деятельность;

  • выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • пользоваться источниками справочной информации (словарями, энциклопедиями, атласами);

  • преобразовывать информацию из одного вила в другой;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • овладеть начальными формами исследовательской деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • по результатам наблюдений умение находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

В результате учебной деятельности для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: учебно-исследовательская конференция, «Фестиваль проектов» - защита собственных проектов по экологии.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения:

Локальная сеть, выход в Интернет.

Операционная система: Windows

Периферийные устройства: сканер, принтер, проектор.

Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности:

Рабочая программа курса.

Практические работы.

Печатные пособия.

Натуральные объекты.

Разработки игр, викторин.

Календарно-тематический план:

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила заготовки природного материала.

4

2

2

2

Ощущение присутствия природы.

4

1

3

3

Заповедные территории.


4

1

3

4

Красная книга – сигнал опасности.

4

2

2

5

Нормы поведения человека в природе

4

1

3

6

Экологические знаки

4

2

2

7

Экология нашей местности

6

2

4

8

Птицы нашего края

6

2

4

9

Природа нашего города

6

2

4

10

Экологическое лото

2

1

1

11

Виды экологических мониторингов

6

2

4

12

Богатство растительного мира родного края

6

2

4

13

Животные в природе нашего края

6

2

4

14

Экологические проблемы. Причины и пути их решения

6

2

4

15

Город, в котором хотел бы я жить

6

3

3

16

Мы – друзья природы

4

1

3

17

Глобальные и региональные экологические проблемы.

4

2

2

18

Биогеография ХМАО – Югры.

4

2

2

19

Неживая природа ХМАО - Югры: вода.

6

3

3

20

Неживая природа ХМАО - Югры: воздух, почва

6

2

4

21

Живая природа ХМАО - Югры: растения

6

3

3

22

Живая природа: животные

6

3

3

23

Памятники природы ХМАО - Югры.

6

3

3

24

Природа и человек

6

3

3

25

Природа и наука

6

2

2

26

Природа как единое целое

6

4

2

27

Итоговое занятие

2

1

1

 

ИТОГО

136

56

78


Содержание.

1. Вводное занятие.

Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Правила заготовки природного материала. Знакомство с понятием экология, что это? Практические занятия – изготовление поделок из природного материала. Форма организации занятий – игра, конкурс, выставка.

2.Ощущение присутствия природы.

Теоретические занятия – Беседа: «Влияние природы на эмоции человека». Викторина: «Звуки леса». Практические занятия – Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенних листьев волшебство». Фенологические наблюдения в природе. Форма организации занятий – беседа, викторина, экскурсия.

3. Заповедные территории

Теоретические занятия – Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Виды заповедников, их Охрана. Практические занятия – игра-моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу, исследовательская деятельность «Ярусы леса», подкормка птиц. Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, проект.

4. Красная книга – сигнал опасности

Теоретические занятия - беседа: «Значение охраны редких и исчезающих виды растений и животных». Практические занятия – конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти и сохранить». Форма организации занятий – беседа, конкурс.

5. Нормы поведения человека в природе

Теоретические занятия - беседы: «Бережное отношение к природе – гражданский долг человека», «Беречь природу – значит беречь Родину» диспут: «Поведение в природе, поступки других людей». Практические занятия – подготовка к экологической тропе. Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов.

6. Экологические знаки

Теоретические занятия – знаки, иллюстрирующие правила поведения в природе. Практические занятия – составление экологических знаков. Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, защита проектов «Экологические знаки», выставка рисунков.

7. Экология нашей местности

Теоретические занятия - беседа: «Особенности местного ландшафта». Практические занятия – музей природы на столе. Форма организации занятий – беседы, защита творческих проектов.

8. Птицы нашего края

Теоретические занятия - беседа «Берегите птиц». Практические занятия – конкурс рисунков, развешивание кормушек. Акции «Покорми птиц», «Сделай кормушку». Форма организации занятий – беседа, викторина, конкурс, акция.

9. Природа нашего города

Теоретические занятия – беседа: «Наш город, нам дорог». Зелёная аптека. Практические занятия – озеленение кабинета или пришкольной территории, подготовка экологической тропы. Отчёт об экскурсии в природу. Форма организации занятий – беседа, конкурс, защита творческих проектов.

10. Экологическое лото

Теоретические занятия – живая природа. Редкие исчезающие виды животных. Практические занятия – настольная игра. Форма организации занятий - игра.

11.Виды экологических мониторингов

Теоретические занятия – понятие мониторинг, мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту. Практические занятия – определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории. Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, задание и отчёт о проделанной работе

12. Богатство растительного мира родного края

Теоретические занятия – беседа «Богатый и разнообразный мир растений. Практические занятия – озеленение класса и школы, оформление гербария. Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов

13. Животные в природе нашего края

Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших». Ролевая игра «В мире животных». Практические занятия – изготовление кормушек, подкормка животных и птиц. Форма организации занятий – беседа, викторина, ролевая игра, защита творческих проектов.

14. Экологические проблемы. Причины и пути их решения

Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности». Практические занятия – участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории. Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов

15. Город, в котором хотел бы я жить

Теоретические занятия – беседа: «Город Покачи», экскурсия «Наш край» (краеведческий музей), ТПП «Покачевнефтегаз», больница. 

Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсиях. Форма организации занятий - беседы, экскурсии, защита творческих проектов.

16.«Мы – друзья природы»

Теоретические занятия – беседа: «Природа как единое целое». Конкурс плакатов на тему «Охрана природы». Практические занятия – экскурсия в природу. Трудовые десанты. Форма организации занятий – трудовой десант, праздник.

17. Глобальные и региональные экологические проблемы. Теоретические занятия - Игра-викторина «Охрана природы в нашей местности». Беседа на экскурсии «Состояние окружающей среды ХМАО - Югры».

18. Биогеография ХМАО – Югры. Подготовка и проведение экологического марафона. Практические занятия - Выбор маршрута и закладка экологической тропы. Учёт и оборудование муравейников. Заготовка кормов для зимней подкормки животных. Подготовка радиопередачи «Состояние природы нашего края». Форма организации - беседа, игра, экомарафон, защита творческих проектов.

19. Неживая природа ХМАО - Югры: вода

Теоретические занятия - Беседа в классе «Проблема чистой воды и здоровье человека». Практические занятия - Мониторинг воды. Экоуроки. Форма организации - беседа, игра, конкурс, защита творческих проектов.

20. Неживая природа ХМАО - Югры: воздух, почва

Теоретические занятия - Аукцион экологических знаний, экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник». Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Мониторинг воздуха. Мониторинг почвы. Форма организации - конкурс, защита творческих проектов, аукцион.

21. Живая природа ХМАО - Югры: растения

Теоретические занятия - Беседа «Растения нашего края и их охрана». Дискуссия «Можно ли собирать в букеты дикие красивоцветущие растения?» Практические занятия - Выставка зимних букетов. Форма организации – беседа, дискуссия, выставка.

22. Живая природа ХМАО - Югры: животные

Теоретические занятия - Ролевая игра «Заседание хранителей природы». Беседа «Птицы нашей местности и их охрана», «Музей природы» на столе. Практические занятия - Изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц. Форма организации – ролевая игра, беседа, защита творческих проектов, выставка.

23 .Памятники природы ХМАО.

Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы ХМАО». Практические занятия -  Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий. Форма организации –беседа, конкурс, игра, выставка.

24.Природа и человек

Теоретические занятия -  Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей. Практические занятия -  Выставка поделок из природного материала. Форма организации – беседа, дискуссия, выставка,  турнир знатоков.

25. Природа и наука

Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «место науки в жизни современных людей». Практические занятия -Установка искусственных гнездовий для птиц. Операции «Мой двор – моя забота». Форма организации –  беседа, защита творческих проектов, устный журнал.

26.Природа как единое целое

Теоретические занятия - конкурс плакатов и листовок на тему «Охрана окружающей среды в округе». Экскурсия «Природа нашего края». Практические занятия. Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника. Форма организации –  беседа, защита творческих проектов.

27. Итоговое занятие. учебно-исследовательская конференция, «Фестиваль лучших проектов учебного года». Выставка лучших работ.Праздничное чаепитие.

























ЛИТЕРАТУРА.


Информационная литература.

  1. Крикунов, Е.А. Экология учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

  2. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2014г.

  3. Научно-методический журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2014 г.

  4. Петунин О.В. Изучение экологии в школе: учебно – методическое пособие. – Владимир:Академия развития, 2007 г.

  5. Шурыгина А.Г., Носкова Т.С.. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2012.


Литература для практической работы.

  1. Журнал «Вестник экологического образования в России» №1, приложение «Экологическое образование в ХМАО-ЮГРЕ», 2012 г.

  2. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2011.

  3. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

  4. Романова, А.Ф. Предметные недели в школе: гегорафия (Текст) - Волгоград: Учитель, 2012.

Литература для учащихся.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2015. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2012.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Друзья природы"

Автор: Алынина Екатерина Александровна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебная палитра" "
    ["seo_title"] => string(97) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiekul-turnomu-napravlieniiu-volshiebnaia-palitra"
    ["file_id"] => string(6) "125647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415025847"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе "Компьютерная азбука" "
    ["seo_title"] => string(114) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-nachal-noi-shkolie-komp-iutiernaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "109540"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404728165"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа внеурочной деятельности "Занимательный английский""
    ["seo_title"] => string(58) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnyi_angliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "587371"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632414177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства