Программа внеурочной деятельности "Друзья природы"
Программа внеурочной деятельности "Друзья природы"
Программа внеурочной деятельности "Друзья природы" разработана для обучающихся 5-6 классов, посещающих экологический кружок. В рамках программы дети узнают новое о живой и неживой природе своего Родного края, а так же учатся беречь ее и помогать в трудную минуту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Друзья природы"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Друзья природы»
на 1 год обучения
11-13 лет (5 -6 класс)
Учитель географии:
Алынина Екатерина Александровна
г. Покачи, 2017
Пояснительная записка
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы» особое место уделяется дополнительному образованию учащихся. Детское экологическое воспитание и образование – это очень важная часть дополнительного образования Внеклассная работа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития знаний и умений о взаимоотношениях человекам и природы в неформальной форме, выходя за рамки школьных учебников.
Программа «Друзья природы» разработана для организации внеурочной деятельности экологической направленности обучающихся 5-х – 6-х классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа предусматривает рассмотрение закономерностей взаимоотношений растительных и животных организмов, человека с окружающей средой, специфики механизмов, обеспечивающих устойчивость природных сообществ. Кроме того, программа предполагает изучение взаимодействия между обществом и природой, принципов и перспектив их осуществления и оптимального развития.
Новизна и актуальностьпрограммы «Друзья природы»
формирование единства интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды;
практическая деятельность по улучшению качества окружающей природной среды;
расширение краеведческого кругозора и творческих способностей учащихся;
взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество;
выявление и привлечение в работу кружка одарённых детей;
создание доступной образовательной среды, обеспечивающей возможность заниматься в кружке лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
сформировать осознанное, ответственное, экологически грамотное отношение обучающихся к природе; экологическую культуру, любовь к природе родного края, в частности.
Задачи:
Обучающие задачи:
научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях, с охраняемыми животными, вошедшими в Красную книгу России и своего региона;
познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу России и своего региона;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
научить учащихся пользоваться научной литературой, Интернет-ресурсами;
познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала;
научить применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.
Развивающие задачи:
развивать потребности общения с природой;
продолжать развивать познавательный интерес учащихся, творческую активность.
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
развивать умения выполнять учебно-исследовательские работы экологической направленности.
Воспитывающие задачи:
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.
Содержание программы соответствует индивидуальными и возрастными особенностями учащихся 5- 6-х классов. Количество человек в кружке – 15.
Сроки реализации программы: 1 год. На реализацию программы отводится 3 часа в неделю (три занятия в неделю по 40 мин), всего 136 часов в год в 5 классе.
Формы и методы обучения определены в соответствии с возрастом учащихся. На занятиях кружка используются компьютеры с установленной программной средой, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска SMARTBOARD, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической деятельностью, используются интерактивные формы обучения.
Формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры, практические занятия, акции, выставки, трудовые десанты, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Технологии.
Планируется использование следующих педагогических технологий:
информационно-коммуникационная технология ;
проектная технология;
здоровьесберегающие технологии;
технология развивающего обучения;
технологии уровневой дифференциации .
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа реализуется на основе следующих экологических принципов:
принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
принцип межпредметных связей, раскрывающий единство окружающего мира;
принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой;
практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации;
принцип развивающего обучения- обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области экологии, географии и биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
принцип сотрудничества подразумевает тесную взаимосвязь с социальными партнерами школы: экскурсии, выступления, обмен опытом с городской центральной библиотекой, краеведческим музеем, ТПП «Покачевнефтегаз», пожарной частью, лесничеством, в результате которого расширяется блок программы по формированию экологического мировоззрения учащихся, а так же правильное определение в выборе своей будущей профессии.
Требования к результатам обучения.
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель УД;
совместно с учителем выдвигать версии, составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать вою деятельность;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
пользоваться источниками справочной информации (словарями, энциклопедиями, атласами);
преобразовывать информацию из одного вила в другой;
осуществлять анализ, синтез, сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических задач;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
по результатам наблюдений умение находить и формулировать зависимости и закономерности;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
В результате учебной деятельности для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: учебно-исследовательская конференция, «Фестиваль проектов» - защита собственных проектов по экологии.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения:
Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности:
Рабочая программа курса.
Практические работы.
Печатные пособия.
Натуральные объекты.
Разработки игр, викторин.
Календарно-тематический план:
№ п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Правила заготовки природного материала.
4
2
2
2
Ощущение присутствия природы.
4
1
3
3
Заповедные территории.
4
1
3
4
Красная книга – сигнал опасности.
4
2
2
5
Нормы поведения человека в природе
4
1
3
6
Экологические знаки
4
2
2
7
Экология нашей местности
6
2
4
8
Птицы нашего края
6
2
4
9
Природа нашего города
6
2
4
10
Экологическое лото
2
1
1
11
Виды экологических мониторингов
6
2
4
12
Богатство растительного мира родного края
6
2
4
13
Животные в природе нашего края
6
2
4
14
Экологические проблемы. Причины и пути их решения
6
2
4
15
Город, в котором хотел бы я жить
6
3
3
16
Мы – друзья природы
4
1
3
17
Глобальные и региональные экологические проблемы.
4
2
2
18
Биогеография ХМАО – Югры.
4
2
2
19
Неживая природа ХМАО - Югры: вода.
6
3
3
20
Неживая природа ХМАО - Югры: воздух, почва
6
2
4
21
Живая природа ХМАО - Югры: растения
6
3
3
22
Живая природа: животные
6
3
3
23
Памятники природы ХМАО - Югры.
6
3
3
24
Природа и человек
6
3
3
25
Природа и наука
6
2
2
26
Природа как единое целое
6
4
2
27
Итоговое занятие
2
1
1
ИТОГО
136
56
78
Содержание.
1. Вводное занятие.
Теоретические занятия –задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Правила заготовки природного материала. Знакомство с понятием экология, что это? Практические занятия –изготовление поделок из природного материала. Форма организации занятий –игра, конкурс, выставка.
2.Ощущение присутствия природы.
Теоретические занятия –Беседа: «Влияние природы на эмоции человека». Викторина: «Звуки леса». Практические занятия– Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенних листьев волшебство». Фенологические наблюдения в природе. Форма организации занятий –беседа, викторина, экскурсия.
3. Заповедные территории
Теоретические занятия –Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Виды заповедников, их Охрана. Практические занятия –игра-моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу, исследовательская деятельность «Ярусы леса», подкормка птиц. Форма организации занятий –беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, проект.
4. Красная книга – сигнал опасности
Теоретические занятия-беседа: «Значение охраны редких и исчезающих виды растенийи животных». Практические занятия– конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти и сохранить». Форма организации занятий –беседа, конкурс.
5. Нормы поведения человека в природе
Теоретические занятия-беседы: «Бережное отношение к природе – гражданский долг человека», «Беречь природу – значит беречь Родину» диспут: «Поведение в природе, поступки других людей». Практические занятия –подготовка к экологической тропе. Форма организации занятий –беседа, защита творческих проектов.
6. Экологические знаки
Теоретические занятия –знаки, иллюстрирующие правила поведения в природе. Практические занятия –составление экологических знаков. Форма организации занятий –беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, защита проектов «Экологические знаки», выставка рисунков.
7. Экология нашей местности
Теоретические занятия -беседа: «Особенности местного ландшафта». Практические занятия –музей природы на столе. Форма организации занятий –беседы, защита творческих проектов.
8. Птицы нашего края
Теоретические занятия -беседа «Берегите птиц». Практические занятия –конкурс рисунков, развешивание кормушек. Акции «Покорми птиц», «Сделай кормушку». Форма организации занятий –беседа, викторина, конкурс, акция.
9. Природа нашего города
Теоретические занятия – беседа: «Наш город, нам дорог». Зелёная аптека. Практические занятия –озеленение кабинета или пришкольной территории, подготовка экологической тропы. Отчёт об экскурсии в природу. Форма организации занятий –беседа, конкурс, защита творческих проектов.
10. Экологическое лото
Теоретические занятия –живая природа. Редкие исчезающие виды животных. Практические занятия –настольная игра. Форма организации занятий -игра.
11.Виды экологических мониторингов
Теоретические занятия –понятие мониторинг,мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту. Практические занятия –определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории. Форма организации занятий –беседа, игра, викторина, задание и отчёт о проделанной работе
12. Богатство растительного мира родного края
Теоретические занятия –беседа «Богатый и разнообразный мир растений. Практические занятия –озеленение класса и школы, оформление гербария. Форма организации занятий –беседа, защита творческих проектов
13. Животные в природе нашего края
Теоретические занятия –беседа «О братьях наших меньших». Ролевая игра «В мире животных». Практические занятия –изготовление кормушек, подкормка животных и птиц. Форма организации занятий –беседа, викторина, ролевая игра, защита творческих проектов.
14. Экологические проблемы. Причины и пути их решения
Теоретические занятия –беседа«Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности». Практические занятия– участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории. Форма организации занятий –беседа, защита творческих проектов
Практические занятия– подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсиях. Форма организации занятий-беседы, экскурсии, защита творческих проектов.
16.«Мы – друзья природы»
Теоретические занятия– беседа:«Природа как единое целое». Конкурс плакатов на тему «Охрана природы». Практические занятия –экскурсия в природу. Трудовые десанты. Форма организации занятий –трудовой десант, праздник.
17. Глобальные и региональные экологические проблемы. Теоретические занятия -Игра-викторина «Охрана природы в нашей местности». Беседа на экскурсии «Состояние окружающей среды ХМАО - Югры».
18. Биогеография ХМАО – Югры.Подготовка и проведение экологического марафона. Практические занятия - Выбор маршрута и закладка экологической тропы. Учёт и оборудование муравейников. Заготовка кормов для зимней подкормки животных. Подготовка радиопередачи «Состояние природы нашего края».Форма организации - беседа, игра, экомарафон, защита творческих проектов.
19. Неживая природа ХМАО - Югры: вода
Теоретические занятия -Беседа в классе «Проблема чистой воды и здоровье человека». Практические занятия - Мониторинг воды. Экоуроки. Форма организации - беседа, игра, конкурс, защита творческих проектов.
20. Неживая природа ХМАО - Югры: воздух, почва
Теоретические занятия -Аукцион экологических знаний, экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник». Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Мониторинг воздуха. Мониторинг почвы. Форма организации - конкурс, защита творческих проектов, аукцион.
21. Живая природа ХМАО - Югры: растения
Теоретические занятия -Беседа «Растения нашего края и их охрана». Дискуссия «Можно ли собирать в букеты дикие красивоцветущие растения?» Практические занятия - Выставка зимних букетов. Форма организации – беседа, дискуссия, выставка.
22. Живая природа ХМАО - Югры: животные
Теоретические занятия -Ролевая игра «Заседание хранителей природы». Беседа «Птицы нашей местности и их охрана», «Музей природы» на столе. Практические занятия - Изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц. Форма организации – ролевая игра, беседа, защита творческих проектов, выставка.
23 .Памятники природы ХМАО.
Теоретические занятия -Беседа «Памятники природы ХМАО». Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий. Форма организации –беседа, конкурс, игра, выставка.
24.Природа и человек
Теоретические занятия - Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей. Практические занятия - Выставка поделок из природного материала. Форма организации – беседа, дискуссия, выставка, турнир знатоков.
25. Природа и наука
Теоретические занятия -Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «место науки в жизни современных людей». Практические занятия -Установка искусственных гнездовий для птиц. Операции «Мой двор – моя забота». Форма организации – беседа, защита творческих проектов, устный журнал.
26.Природа как единое целое
Теоретические занятия - конкурс плакатов и листовок на тему «Охрана окружающей среды в округе». Экскурсия «Природа нашего края». Практические занятия. Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника. Форма организации – беседа, защита творческих проектов.
27. Итоговое занятие. учебно-исследовательская конференция, «Фестиваль лучших проектов учебного года». Выставка лучших работ.Праздничное чаепитие.
ЛИТЕРАТУРА.
Информационная литература.
Крикунов, Е.А. Экология учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2014г.
Научно-методический журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2014 г.
Петунин О.В. Изучение экологии в школе: учебно – методическое пособие. – Владимир:Академия развития, 2007 г.
Шурыгина А.Г., Носкова Т.С.. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2012.
Литература для практической работы.
Журнал «Вестник экологического образования в России» №1, приложение «Экологическое образование в ХМАО-ЮГРЕ», 2012 г.
От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2011.
Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Романова, А.Ф. Предметные недели в школе: гегорафия (Текст) - Волгоград: Учитель, 2012.
Литература для учащихся.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2015. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).