kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема экологического воспитания и образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует мнение, что современная неблагополучная экологическая ситуация обязана своим развитием деятельному экологическому невежеству людей.

Просмотр содержимого документа
«Проблема экологического воспитания и образования»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Ярославский колледж индустрии питания











Проблема экологического воспитания и образования






Кочнева Анастасия Вадимовна, студентка ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания

Чигирёв Дмитрий Андреевич, студент ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания

Руководитель: Смирнова Татьяна Васильевна

Преподаватель ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания


















Ярославль 2018

Проблема экологического воспитания и образования

«Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Евгений Александрович Евтушенко

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Деятельность человека настолько изменила окружающий мир, что сам человек не успевает менять свое отношение к природе.

Почему это происходит? Постепенно теряется связь между человеком и природой. Так, примерно 80% городских жителей, составляющих в России более 3/5 населения, видят природу только за пределами города. Лишь 40% горожан принимают участие в улучшении природного окружения. Опасной тенденцией является и то, что в условиях безликой застройки городов, засорения ландшафтов уродливыми зданиями, железобетонными конструкциями, пустырями, свалками, нарастает «психологическое загрязнение сознания» – у человека, постепенно привыкающего к разрушенной природе, снижаются эстетические критерии.

В нашей стране, как и во всех цивилизованных странах, на всех уровнях образования, начиная с детского сада и до высшего профессионального образования, предполагается формирование основ экологической культуры личности, экологического сознания, ценностного отношения к природе. Почему же наша планета стоит на грани экологического кризиса, почему не решаются текущие экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, почвы; утилизация отходов, вырубка лесов, потеря биоразнообразия, проблемы общественного здоровья и многие другие?

Существует мнение, что современная неблагополучная экологическая ситуация обязана своим развитием деятельному экологическому невежеству людей. Экологические проблемы занимают одно из последних мест в рейтинге проблем, наиболее актуальных для россиян. Складываются устойчивые негативные стереотипы поведения по отношению к окружающей природной среде – жадность, недальновидность, эгоизм.

В Тихом океане образовался гигантский остров из мусора (обнаружен в 1988 году). Большое тихоокеанское мусорное пятно - явление абсолютно уникальное. Оно представляет собой невообразимых размеров гору мусора антропогенного происхождения, скопившегося за столетие в водах Тихого океана между 135°—155° западной долготы и 35°—42° северной широты. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район. Сегодня его скопление представляет собой остров размером с США.

Приблизительные оценки площади варьируются от 700 тыс. до 15 млн кв. км и более (от 0,41 % до 8,1 % общей площади Тихого Океана). Вероятно, на этом участке находится более ста миллионов тонн мусора (20% с кораблей, 80% - из наземных источников). 

Существование такого мусорного «острова» - это еще не самое страшное. Пластик, как известно, не поддается разложению, однако с течением времени распадается на мелкие кусочки размером с планктон. В верхних слоях океанской воды в шесть раз больше пластика, чем планктона - легкий пластик не тонет и плавает всего в нескольких десятках сантиметров от поверхности воды, тем самым привлекая рыб. Пластиковые отходы включаются в пищевую цепь.

Помимо прямого причинения вреда животным, плавающие отходы могут впитывать из воды органические загрязнители, включая ПХБ (полихлорированные бифенилы), ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан) и ПАУ(полиароматические углеводороды). Некоторые из этих веществ не только токсичны - их структура сходна с гормоном эстрадиолом, что приводит к гормональному сбою у отравленного животного. Опасность ПХБ для здоровья человека заключается, прежде всего, в том, что они являются мощными факторами подавления иммунитета («химический» СПИД). Кроме того, поступление ПХБ в организм провоцирует развитие рака, поражений печени, почек, нервной системы, кожи (нейродермиты, экземы, сыпи). Попадая в организм плода и ребенка, ПХБ способствуют развитию врождённого уродства и детской патологии (отставание в развитии, снижение иммунитета, поражение кроветворения).

Однако, самое опасное влияние ПХБ на человека заключается в их мутагенном действии, что негативно сказывается на здоровье последующих поколений людей.

Согласно исследованию Гринпис за 2007 год, морской мусор наносит урон как минимум 267 биологическим видам со всего мира.

Другой пример. Интернет-газета "Ярославский эфир" 26.09.2017 года сообщила: более 146 несанкционированных свалок ликвидировали в Ярославской области, в 2017 году выявлено более 400 несанкционированных свалок. Речь идет о 5000 кубометров мусора.

В Рыбинске обнаружено 76 кубометров отходов. К примеру, мусор нашли у товарищества «Надежда-2» и кооператива «Переборы-1», сообщает пресс-служба Правительства Ярославской области.


Фото пресс-службы Правительства Ярославской области.


Возникает вопрос: почему люди вредят природе? В настоящее время человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Человек, как биологический вид, наименее устойчив в биосфере, и поэтому велика опасность его самоуничтожения в результате своей же неразумной деятельности. Для того чтобы перестать вредить себе, мы должны перестать вредить природе.

5 января 2016 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». Цель данного решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Год экологии закончился, а проблемы остались. Осталась проблема низкой экологической культуры, как взрослых людей, так детей и молодежи. Чтобы ответить на вопрос «Как выжить?», нужна экологическая грамотность всего населения. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети, молодые люди. Старшее поколение на протяжении своей жизни является свидетелем существенного обмеления водоемов, зарастания сельскохозяйственных земель и других явлений, что и вызывает беспокойство. Молодые люди менее продолжительное время наблюдают эти процессы, поэтому среди них меньше доля тех, кто осознает серьезность проблем.

Ученые, профессионалы - экологи не решат экологических проблем общества, ведь с природой, с естественными местами обитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?  Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько перегнивают в недрах земли полиэтиленовый пакет, батарейка, резиновые покрышки, жвачка?

Виды мусора

Сроки разложения

Фильтры от сигарет

5-15 лет

Пищевые отходы

Около месяца

Газетная бумага

1-3 месяца

Картонные коробки

Около 3-х месяцев

Офисная бумага

2 года

Консервные банки

10 лет

Старая обувь

10 лет

Изделия из железа

10-20 лет

Автомобильные аккумуляторы

Около 100 лет

Фольга

Более 100 лет

Электрические батарейки

110 лет

Резиновые покрышки

120-140 лет

Пластиковые бутылки

180-200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет


Почему же экологические проблемы не были так актуальны еще 50-100 лет назад? Дело не только в научно-техническом прогрессе, но и в самом человеке. Мы стали оторваны от природы, мы «дети больших городов и огромных супермаркетов», нам не нужно прислушиваться к матушке-природе, чтоб она одарила нас урожаем, мы научились заменять данное природой на то, что создано руками человека. Нам не нужно сажать хлопок и лён, мы можем качать из недр земли нефть, создавая из нее прекрасные синтетические ткани. Мы не переживаем о том, что солнце летом печёт так сильно, что пересушило водоёмы и почву, у нас есть вода в водопроводе. О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда! К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа «мстит» нам. Нас не удивляет глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения. Но в глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.

Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

Старшеклассники, студенты колледжей, техникумов, институтов, университетов и просто взрослые люди с детьми имеют возможность внести свой вклад в охрану и защиту природы, участвуя в экологических акциях, выходя на субботники, сажая деревья, помогая питомникам для бездомных животных, осуществляя раздельный сбор мусора. Каждый должен заботиться о сохранении природы на Земле и, следовательно, о своем здоровье и жизни.

Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой - человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

Необходимость нравственного и интеллектуального совершенствования человека согласуется с известным тезисом учения В.И. Вернадского о переходе биосферы в управляемое человеческим разумом – ноосферу. Современный человек должен понимать, что домом, требующим его заботы, становится вся планета.

Список использованных источников:

  1. Абашкина О.Ю.// Экологическое воспитание дошкольников как актуальная проблема образования на современном этапе/Преемственность в образовании/Электронное периодическое издание.-URL:http://journal.preemstvennost.ru/10-03-2016/1339-ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-kak-aktualnaya-problema-obrazovaniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 20.01.2018)

  2. Крупнова О.Е. //Лекция 1. Современное экологическое образование.14.09.2013/Виртуальный университет социальной сети работников образования.-URL:https://nsportal.ru/vu/fakultet-doshkolnogo-obrazovaniya/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-protsesse/lektsiya-1 http://new.ecobiocentre.ru/about/ (дата обращения: 20.01.2018)

  3. Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования российской федерации на 2017-2020 годы/Федеральный детский эколого-биологический центр. URL:http://new.ecobiocentre.ru/ (дата обращения: 20.01.2018)

  4. Википедия, статья «Большое тихоокеанское мусорное пятно».-URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Большое_тихоокеанское_мусорное_пятно (дата обращения: 20.01.2018)

  5. FISHKINET//экологические катастрофы/автор жанн//статья Гигантский остров в Тихом океане (19 фото + 1 видео).-URL:https://fishki.net/1504225-gigantskij-ostrov-iz-musora-v-tihom-okeane.html/gallery-1908638/ (дата обращения: 20.01.2018)

  6. XX2ВЕК//БИОЛОГИЯ.БИОТЕХНОЛОГИИ|ПРИРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПРИРОДОВОССТАНОВЛЕНИЕ|ЭКОЛОГИЯ/статья Свалка, которой нет: Большое тихоокеанское мусорное пятно и его меньшие братья.- URL:https://22century.ru/popular-science-publications/pacific_garbage_patch (дата обращения: 20.01.2018)

  7. Интернет-газета Новости Ярославля и Ярославской области – Ярославский эфир/статья Более 146 несанкционированных свалок ликвидировали в Ярославской области.-URL:http://yarair.ru/2925 (дата обращения: 20.01.2018)

  8. Экология Ярославской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов средней школы под общей редакцией профессора В.А. Щенева. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 1996


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема экологического воспитания и образования

Автор: Смирнова Татьяна Васильевна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Проблема экологического воспитания и образования"
    ["seo_title"] => string(57) "probliema_ekologhichieskogho_vospitaniia_i_obrazovaniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "470067"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1526625356"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(89) "sovriemiennyie-tiendientsii-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "226751"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440444061"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Экологическое воспитание младших школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskoievospitaniiemladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "264555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449746883"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое воспитание на уроках кубановедения"
    ["seo_title"] => string(53) "ekologhichieskoievospitaniienaurokakhkubanoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452452172"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства