Просмотр содержимого документа
«Методика применения экранных пособий на занятии»
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАННЫХ ПОСОБИЙ НА ЗАНЯТИИ
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области
1.Организация занятия, включающего просмотр учебного фильма.
Учебный фильм в определенной части занятия заменяет педагога, однако фильм не сможет заменить его в отношении организации всего занятия.
Педагогам приходится сталкиваться с таким явлением: школьники просмотрели фильм, но материал поняли поверхностно, многое упущено, не осмыслено. Это связано с тем, что введение фильма обеспечивает лишь первоначальное привлечение внимания, дальнейшее усвоение материала фильма связано с волевым усилием, направленным на восприятие, то есть произвольным вниманием. Этот вид осознанного, направленного внимания возникает у детей лишь при правильной организации занятия.
Ведущим условием при этом является определенная установка на восприятие: сообщение темы, плана фильма или предупреждение о необходимости дальнейшего самостоятельного выполнения какого-либо задания, построенного на материале фильма, причем обучающийся должен понять не только свою задачу, но и эмоционально принять ее.
После просмотра обязательно должен следовать контроль над усвоением материала учебного фильма, так как нерегулярная проверка имеет и другую важнейшую сторону – она направляет линию поведения учащихся при просмотре учебного фильма. Нужно также помнить то, что интервал времени, в течение которого сохраняется устойчивое внимание к фильму, равен примерно 10-15 минут.
Формы контроля над усвоением материала могут быть разнообразными: беседа, самостоятельная работа, ответы на вопросы и др.
Задания, требующие от учеников сравнений, обобщений, анализа, дают предварительно, перед началом просмотра фильма.
Предварительное изучение фильма поможет педагогу установить, в какой мере материал может вызвать непроизвольное внимание, и в зависимости от этого подобрать характер задания для повышения непроизвольного внимания.
Перед демонстрацией фильма педагог должен проследить за поведением учащихся. В тех, случаях, если он отмечает потерю внимания, чрезмерное утомление или возбуждение детей, необходимо четко реагировать и учитывать это при демонстрации фильма.
2.Работа с учащимися по предупреждению особых трудностей восприятия материала некоторых фильмов.
В фильме непрерывно происходит смена зрительных образов. При этом далеко не всегда правильно учитывается время, необходимое для экспозиции объекта. Обычно это происходит в тех случаях, когда в стремлении уложить в короткую ленту большое количество материала авторы фильма чрезмерно сокращают время экспозиции отдельных объектов, что нередко приводит к тому, что фильм идет в темпе, превышающем возможности усвоения материала детьми. В таких случаях педагог должен заранее объяснить некоторые вопросы, возможно, продемонстрировать объекты, которые могут вызвать затруднение.
3. Особенности методики занятия, связанные с переходом от демонстрации фильма к другим методам обучения.
Педагог, работающий с учебным фильмом, должен знать, что переходы от одних методов обучения к другим могут быть связаны с потерей внимания.
Особенно часто такого рода явления происходят при переходе к объяснениям педагога, поэтому нужно отработать приемы перехода к последующему изложению материала. Они могут и должны быть достаточно разнообразными, но психологический смысл должен заключаться в некотором замедлении непрерывности информации.
Например, может быть сделана пауза в сообщении новых фактов с целью повторения или анализа только полученного при просмотре фильма материала.
Обучающиеся, поставленные перед необходимостью быстро и правильно отвечать на вопросы или выполнять задания, связанные с материалом фильма, достаточно легко перестраиваются на новый вид деятельности. Этот факт должен быть принят во внимание педагогом, планирующим занятие с применением фильма.
4. Учет особенностей восприятия материала при проверке знаний, полученных при просмотре фильма.
Педагог, работающий с фильмом, непременно должен учитывать особенности предыдущего опыта при восприятии экранного образа.
Например, обучающийся, знающий, как передвигается амеба, наблюдая движение лейкоцитов к месту скопления бактерий, может отнести его к виду амебообразных движений. Если ребенок не знает о способах передвижения одноклеточных организмов, то его восприятие движения будет более примитивным, обедненным содержанием.
5. Роль фильма в обучении.
В фильме научные выводы всегда имеют прочную опору на зримые, образно поданные факты. Но он не заменяет педагога в общении наиболее абстрактной, обобщенной части информации. Поэтому методика занятия с применением учебного кино непременно должна включать дополнительную работу, направленную на устное или письменное сообщение учителя и последующее закрепление определений, понятий, формулировок, теоретических выводов и научных положений.
При обсуждении полученной информации необходимо использовать различные формы наглядности, связанные с материалом фильма.
Развитие логического мышления
Учебный фильм дает возможность чувственного восприятия не только отдельных объектов природы, но и характера их развития и взаимосвязей, самой логики протекания жизненных процессов
Развитие способностей к наблюдению
Наблюдение явлений представляется в фильме как бы в натуральном (живом, полном) виде. Отбрасывается все лишнее, затрудняющее восприятие, наиболее существенное акцентируется, выделяется в крупных планах и деталях.
Специальная замедленная съемка еще более экономит время и дает возможность для наблюдения важнейших биологических явлений (развитие эмбриона, распускание цветка и т.п.)
Роль фильма состоит в том, чтобы показать на конкретных примерах, как протекает процесс наблюдения за биологическими объектами, какие методы используются, как развивается логический процесс мышления при наблюдении.
Развитие воображения
Фильм, в отличие от рассказа, дает наглядные зрительные образы вещей и явлений реального мира. Поэтому и основанные на них образы воображения станут более яркими и богатыми, вследствие чего это творческое воображение может породить мечту, что может стать причиной, могущей заставить предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни.
Развитие эмоций
Учебный фильм, как и любой другой источник знания, должен не только сообщать определенную информацию, но и воздействовать на чувства детей.
Оценивая фильм с этих позиций, педагог должен предвидеть, какие чувства может вызвать просмотр фильма у детей разных возрастов.
6.Основные дидактические принципы использования учебных фильмов на занятиях.
*Фильм должен быть органичной составной частью занятия – принцип систематичности и последовательности.
*Учебный материал каждого фрагмента или фильма в целом должен подвергаться активной переработке сразу же по окончании просмотра.
При этом формы переработки материала должны быть разнообразны и подчинены содержанию фильма – принцип сознательности и активности.
*Запланированные на основе фильма самостоятельные работы сразу же доводятся до сведения учащихся. Фильм составляет только одно звено сложного процесса обучения, остальные звенья должны быть восполнены педагогом во время процесса обучения. Информация, заданная при помощи фильма, должна строго дозироваться, - показ отдельных сюжетов.
*Планируя занятия с использованием учебного фильма, педагог должен предусмотреть все необходимое, начиная от натуральных объектов, муляжей, моделей, экранных и других пособий до лабораторного оборудования, необходимость в котором возникает во время работы.
7.Система включения фильма в занятие.
*Фильм не может заменить педагога в отношении организации всего занятия.
*Применяя действующие методики, следует организовать занятие таким образом, чтобы у учащихся возникло сознательное направленное внимание при просмотре фильма.
*Обязательно должна быть дана определенная установка на восприятие: сообщение темы, плана фильма или предупреждение о необходимости дальнейшего самостоятельного выполнения какого-либо задания.
*После просмотра фильма обязательно должен следовать контроль.
*Педагог должен учитывать эмоциональный настрой детей перед просмотром.
*Заранее продемонстрировать объекты, которые могут вызвать затруднение.
*Педагог должен отработать приемы перехода к последующему изложению материала.
*Необходимо учитывать особенности предыдущего опыта восприятия экранного образа.
*Занятие с применением учебного фильма должно включать дополнительную работу, направленную на устное или письменное сообщение педагога и последующее закрепление.
*Педагог показывает только небольшие фрагменты, части фильма по 5-10 минут.
Используемая литература:
1.В.М.Суворова «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии.- Волгоград: учитель, 2009.- 189 с