Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе. Задачи:1)способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; 2)воспитывать экологическую культуру; 3)проверить знания о правилах поведения на природе; 4)познакомить детей с Красной книгой. Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, рисунки детей «Природа и мы», магнитофон, карточки с загадками, альбомный лист, акварельные краски, кисточки, цветная бумага красного и жёлтого цвета, ножницы, плакат с высказыванием о природе.
Ход занятия:
Организационный моментВступительное слово учителя: Звучит тихая музыка П.И. Чайковского « Времена года» Учитель: Наша планета – Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля Дом наш родимый, ребята. Солнышко рано встает, Лучиком день зажигает. Весело птица поет, Песнею день начинает. Как хороши, приглядись, Клены, березы и елки! Пенью у птицы учись, А трудолюбию у пчёлки. Актуализация темы Учитель: Прочитайте слова на плакате и определите тему нашего классного часа. «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!» Е. Евтушенко ( Дети высказывают своё мнение) Учитель:Молодцы, ребята, вы, верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней. Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы.
Ученик: Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна, Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна. Не мудрено добраться до скрытых тайников. Разграбить всё богатство у будущих веков. Мы жизни общей зёрна, одной судьбы родня. Нам пировать позорно в счёт будущего дня. Поймите это, люди, как собственный приказ, Не то Земли не будет у каждого из нас… Ученица в костюме" Природы" Человек, я жива еще, я дышу. Человек, не говори мне: «Я спешу!» Человек! Послушай меня! Человек, отличи ночь от дня. Не гони меня, человек, прочь, Человек, ты мне можешь помочь. Я тебя еще могу простить... Человек, а ты сможешь любить?! Полюби, человек, мир! Человек, перестань убивать, Перестань меня, человек, пытать! Ученик: Не волнуйся Матушка- Природа, Мы тебя в обиду не дадим. Вот, послушай, песню о тебе споём. Музыкальная пауза Дети исполняют песню: 1. Нам природа – дом родной, пойте звонче, Пойте звонче, пойте звонче. Будем счастливо мы жить все под небом, Синим небом и под солнцем. Припев: Вот ручей звенит и солнце улыбается, А зелёный лес нам эхом отзывается, Птицы звонкие поют и звёзды падают, Это всё – мой край родной, он сердце радует. 2. И куда бы ни пошёл я по краю, По родному, я по краю, Я люблю тебя, Земля, и в дороге Всё я знаю, замечаю. Припев. Вот ручей звенит и солнце улыбается, А зелёный лес нам эхом отзывается, Птицы звонкие поют и звёзды падают, Это всё – мой край родной, он сердце радует. Учитель: Природа – это дом, в котором мы живем, И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Под небом голубым, под солнцем золотым, Хотим мы в доме том жить вовеки. Природа - это дом под снегом и дождем. В любой мороз и зной устроен он на славу. Храните этот дом, в котором мы живем, На этот мирный дом имеем право. Ученик: Смотрю на глобус - шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги». Ученик: В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги». Ученик: Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек». В тебя мы верим, не солги, «Ты береги нас, береги! » Игра « Продолжай, не зевай» Учитель: Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру « Продолжай, не зевай» (Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.) Аист на крыше … (мир в доме.) Земля хоть и кормит…( но и сама есть просит.). Много воды …( много травы.) Растение …( земли украшение.) Много леса …( не губи, мало леса) …( береги) нет леса … (посади.) Не нужна соловью …(золотая клетка), а нужна ему…( земная ветка.) Срубили кусты …(прощай птицы.) Рощи да леса …( родного края краса.) Судьба природы …( судьба Родины. ) Учитель: Как вы понимаете смыл пословицы « Судьба природы - судьба Родины »? (Дети высказывают свои мнения, рассуждают). Учитель: В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология? Ученик: Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. Игра «Экологический светофор» (Выходит мальчик в костюме светофора) Светофор: Каждый мой сигнал на лесной тропинке означает почти ,то же самое, что и на проезжей части: Красный свет — природе вред! Желтый - осторожно! Свет зеленый — как красиво! Скажет лес тебе: "Спасибо!" Играем: ( Светофор задаёт вопросы, а все дети хором отвечают)
В гостях у Старичка Лесовика. Лесовик: Здравствуйте, ребята. Я встретил на полянке возле ёлки вот этого мальчика. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Мы с Федей будем вынимать из рюкзака вещи, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора. Мальчик взял: Пакет, чтобы набрать много грибов ( жёлтый) Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра (красный свет) Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет) Маленькое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз на опушке (зеленый свет) Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик Пакет с хлебом, крупой для уток, живущих на озере (зеленый свет) Сачок для ловли бабочек (красный свет) Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой (красный) Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет) Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (желтый свет) Зажигалку, что бы ,когда устанет, посидеть у костра (красный свет) Старичок-Лесовик: Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе! А сейчас музыкальная пауза. Ребята подготовили частушки. Экологические частушки.
Учитель: Как верно прозвучали последние строки : «Нужно помогать природе – Но со знанием и умом» Как вы понимаете эти слова? Ученик: Если человек неразумно общается с природой, то возникают экологические проблемы. Мы, учащиеся 4 класса, подготовили на эту тему репортаж. Учитель: Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета. Комбинированное чтение стихотворения. Ученик: Охраняется книгой, Столько редких животных и птиц, Ученик: Чтобы выжил простор многоликий, Ради света грядущих зарниц. Ученик: Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Ученик: Красная книга – Красная! Значит, нельзя терять даже мига, Все живое хранить зовет. Пусть зовет не напрасно Ученик: Красная книга. Красная книга! И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле. Исчерпаем все океаны Ученик: Исчерпаем все на Земле. Мы леса и поля обижаем, Стонут реки от горьких обид, И себя мы прощаем, И себя мы прощаем, Вместе: Но грядущее нас не простит. Ученик: В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация « Гринпис «. Ученик: В России таких людей называют «зелёными». Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём! Ученик: Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас! Ученик: В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности. Ученик: Познакомимся немного с содержанием Красной книги. Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги. Ученик: Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге. Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы. Ученик: На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах. Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах. Ученик: На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе. Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир. Ученик: В наше время по вине человека стали редкими: Амурский тигр сохранился только на Дальнем Востоке в тайге, где охотится на кабанов и пятнистых оленей. Курильский тюлень, обитатель далёких Курильских островов, питается рыбой. Снежный барс, утка-мандаринка, Уссурийский пятнистый олень, Дальневосточный леопард, Красный волк, рыжий воробей, зелёный голубь бобр, дрофа, кулан и многие другие.
Учитель: Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “ Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. ” Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель: Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? Ответы учащихся. Учитель: Вот так и нужно вести себя в природе. Чтоб вместе с нами жили дружно все Божьи создания- растения и животные. Любите родную природу – озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добре
Учитель: Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши ( Дети рисуют. Звучит музыка П. Чайковского « Вальс цветов) ) Учитель: Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.
Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова! А сейчас поработаем в творческой мастерской. На доске листочки с загадками. Подойдите и возьмите по одному листочку. Прочитайте загадку, а отгадку нарисуйте на обратной стороне листочка. Учитель: Молодцы, ребята!Вы нарисовали верные отгадки. Давайте споём о них песню. Музыкальная пауза Песня « Не рвите, цветы, не рвите». Рефлексия
Учитель: Наступил для вас, ребята, творческий момент, Пусть каждый из вас покажет, чем в душе согрет. Своей работой дайте мне ответ. Перед вами лист бумаги, краски, карандаш, ножницы , бумаги клей. Нарисуем яблоньки, раскрасим. На цветном листе бумаги нарисуем яблочки и вырежем. Приклеим яблочки на яблоньку. Яблочки изготовляем определённого цвета: жёлтые – ты не очень внимателен к природе, весной ловил майских жуков, но не рвал первые цветы, хочешь посадить дерево; красный – если ты к природе относишься бережно, внимателен к ней, замечаешь её красоту, сам уже посадил маленькое дерево около дома или в школьном парке.
Учитель: Вот какой получился у нас яблоневый сад. Но весною, я думаю, вы все посадите яблоньку у себя в саду, а берёзку или рябинку около дома. Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Берегите молодые всходы, На зелёном празднике природы, Небо в звёздах, океан и сушу, И в бессмертие верящую душу, - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите... Итог классного часа Учитель: Что, вы, ребята, скажите в заключении нашего классного часа? Дети: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В степях, в лесах, горах находятся разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»