Сценарий классного часа
«Охранять природу – значит охранять Родину.»
Разработала Веселова Елена Геннадьевна –учитель начальной школы МОУ «Средняя школа № 2 с углубленным изучением английского языка".
г.Сосновый Бор
Сценарий классного часа
«Охранять природу – значит охранять Родину.»
Цели:
показать красоту природы:
прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её:
учить понимать закономерности происходящего в природе:
расширять кругозор:
активизировать познавательную деятельность учащихся:
обучать общению;
/На сцену выходит группа учеников./
1-ый ученик
Когда – то Земля была
огненным шаром,
И это, конечно же,
Было кошмаром,
Куда ни поедешь,
Куда ни пойдешь
То в лаву, то в магму, то в дым
Попадаешь!
2-ой ученик
И если бы мы
На земле появились,
То все, как один,
Непременно сварились…
И мы потому лишь
Все вместе спаслись,
Что к этому времени
Не родились!
3-ий ученик
И много веков
Так все было и было …
Но вот постепенно
Планета остыла.
И стало уютно
На нашей планете
Играйте, скачите
И прыгайте дети.
4-ый ученик
« Играйте, скачите!»
Да нет, к сожаленью.
Куда ни поскачешь
Везде наводненье
И нет ни лесов,
Ни пейзажей, ни стран.
Куда ни поскачешь - везде океан.
5-ый ученик.
И если б тогда,
Мы на землю попали,
То все как один,
Безусловно, пропали.
И лишь потому мы все вместе спаслись,
Что к этому времени
Не родились.
6-ой ученик
И вот, наконец,
Появились пейзажи,
Деревья и птицы,
И мамонты даже.
Потом бегемоты,
Слоны, крокодилы
И наши далекие предки
Гориллы.
7-ой ученик
И если бы мы
На земле появились
Они бы немедленно к нам
Обратились
Сказали бы нам -
Берегите природу!
Особенно зелень,
Особенно воду!
/Ученики уходят. Выходят два учителя-ведущие. Выносят глобус и Красную Книгу./
/На экране появляются фотографии в режиме слайд-шоу./
1-ый ведущий.
Прекрасна земля, на которой мы с вами живем. Голубые озера, стремительные горные ручьи, душистые поля, тенистые леса.
Природа – источник всего того, чем живет человек. Она кормит и поит нас, дает нам жилье и одежду.
2-ой ведущий.
Но чем больше нас с вами на земле, тем труднее становится получать от природы новые богатства, не разоряя, не губя ее.
Еще лет 200 тому назад людям казалось, что залежи каменного угля, нефти, лесные массивы, запасы пресной воды, многообразие животного мира всегда будут служить человечеству.
(слайд-шоу останавливается.)
1-ый ведущий.
Но уже сейчас нас окружают мертвые реки, искалеченная взрывами земля и опустевшие леса. Чтобы спасти редкие виды растений и животных, ученые записали их в знаменитую «Международную Красную Книгу». (Показ книги.)
2-ой ведущий.
Эта книга не только сигнал тревоги, но и руководство к действию – как спасти неповторимую природу.
С самого раннего детства взрослые рассказывали вам о простых правилах.
( Выходят дети с плакатами.)
Не бросай мусор вокруг себя!!!
Не рви без надобности цветы!!!
Не ломай деревья!!!
Не разоряй гнезда птиц!!!
Не убивай самую малую букашку!!!
Читай больше познавательных книг!!!
Люби и береги все, что тебя окружает!
1-ый ведущий.
Для того, чтобы определить тему нашего классного часа, нужно прочитать высказывание известного писателя, знатока русской природы А.Пришвина.
/На экране появляется таблица./
(Презентация 1.)
/Подсказка. Рассматривайте одинаковые по цвету столбцы./
Ребята находят ответ.
/Охранять природу - значит охранять Родину./
Ведущий: Молодцы! Тема нашего классного часа
«Охранять природу - значит охранять Родину.»
/На экране появляется фотография./
(Презентация 2.)
/На сцену выходит группа учеников./
Ученики:
1-ый ученик
Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за …Чудесами! Да, да, за чудесами! Что ни шаг, то новое чудо!
(Музыка. Звуки леса.)
2-ой ученик
Протянул руку к листику, а он… вспорхнул и полетел .
(Презентация 3. Первый слайд.)
Оказывается, бабочка притворилась листочком.
3-и ученик
А вот белка.
(Второй слайд.)
Крыльев нет , а с дерева на дерево перелетает. Разве не чудо?
4-ый ученик
А в траве маленький муравьишка.
(Третий слайд.)
И как он такой маленький, не заблудился? Как дорогу домой находит?
1-ый ученик
Один подивится лесному чуду, поохает и пойдет дальше, тут же обо всем позабыв.
2-ой ученик
А другой удивится, остановится и задумается и станет искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?
(По залу проходит группа ребят. Они идут парами.)
1-ый ученик
Почему , спрашивается , ландыши растут только в лесу, а васильки – в поле?
2-о ученик
Почему грибы подосиновики – под осинами, подберезовики – под березами? Почему не наоборот?
3-ий ученик
Отчего птицы поют, а звери не умеют?
(Ребята подходят к сцене. Мальчик, стоящий на сцене отвечает.)
3-ый ученик
Потому что у природы во всем строгий порядок. Все в ней крепко – накрепко связано, живет по строгим законам.
(На сцену выходит другая группа ребят, предыдущие группы возвращаются на свои места в зале.)
1-ый ученик
Знаете и вы сколько в лесу этажей? В высоком старом лесу - пять.
Пятый этаж – это верхушки деревьев: сосен, елей, дубов.
2-ой ученик
Четвертый – кроны деревьев, пониже: клена, березы, осины, рябины.
3-ий ученик
Третий этаж – кусты и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском.
4-ий ученик
А два нижних этажа - второй и первый – травы, цветы, лихи.
5-ый ученик
Во всяком лесном доме есть еще что – то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
6-ой ученик
На каждом из пяти этажей расположены « квартиры», и в каждой – свои жильцы.
7-ой ученик
Так предназначено самой природой.
8-ой ученик
А может быть, эти законы природы несправедливы?
9-ый ученик
Почему в самом деле, и филин за зайцем охотиться, и лиса, и волк, и рысь, а заяц не за кем?
10-ый ученик
А что если устроить путаницу?
(Ребята уходят за кулисы.)
(Инсценировка. Действующие лица: автор, заяц, кузнец, зайцы.)
Надоело как – то зайцу волков бояться.
-Хватит, стукнул он лапой по пеньку, - поразбойничали! - пошел к кузнецу и говорит:
Кузнец, не скуешь ли ты мне стальные клыки и когти, да такие большие и острые , чтобы все меня боялись ?
Выковал кузнец косому стальные клычищи, когтищи, и отправился тот на охоту. Волки как увидели это чудо – юдо кусачее – перепугались и наутек. А за ними – лисы да филины. Совсем не осталось в лесу врагов у зайца. Раздолье косому.
Прошел год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо –невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть – то стало нечего: оголодали все осины, ивы, выщипали всю траву, не осталось в округе ни одного огорода, ни одного сада! Грустный конец- пропадут зайцы с голоду.
Выходит, если у заячьего племени не окажется врагов, косым будет не лучше, а хуже. И так не только с зайцами, так с насекомыми, рыбами, птицами.
Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками»,
«злодеями». Попадает и зубастой щуке. А у природы, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все важны.
/ Ученики возвращаются на свои места в зале./
/На экране появляется фотография с изображением леса./
Ведущий: Ребята! В лесу много полянок. Давайте представим, что мы в лесу. Сейчас каждый класс найдет «полянку» в зале, получит листочек с кроссвордом и отправится на эту «полянку». Проверит ваши ответы «судья» - Карпычева Наталья Семеновна.
/В это время на сцене идет подготовка к инсценировке экологической сказки « О Рыбаке и Рыбке»./
Ведущий: Возвращаемся на свои места. У кого есть желание задать свой вопрос на тему «Природа» ребятам, находящимся в этом зале.
/Ребята задают вопросы, получают ответы./
Ведущий: Внимание! Экологическая тревога!
/ На экране слайд c « живой» рекой. На сцене ребята растягивают полотно, изображающее реку./
1-ый ученик
Текла по равнине речка с чистой- пречистой водой – речка прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь словно от стыда за творимые безобразие алее мака!
2-ой ученик
Ниже по течению построили еще один завод – резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь словно от досады чернее сходящих с заводского контейнера черных резиновых сапог.
3-ий ученик
Еще дальше вырос на берегу третий завод - ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо – буро- малиновой – пестрее самого пестрого ситца.
4-ый ученик
Так – то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Была многоводной - стала маловодной: уж больно много воды заводы вапивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!
/Ребята на сцене разворачивают полотно, изображающее реку, другой стороной. На полотне разноцветные пятна./
(звучит музыка «Звуки воды»)
/Инсценировка сказки./
Сказка о рыбаке и рыбке. (Экологическая)
Действующие лица:
Автор
Старик
Старуха
Золотая Рыбка
Автор:
Жил Старик со своею старухой
У самого батюшки Дона.
Они жили в новом коттедже
Ровно 30 дней и 3 ночи
Старик ловил сеточкой рыбу,
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу продавала
И деньги домой приносила.
Вот пошел раз Старик рыбачить,
И поставил он в реку сети.
А когда стал улов смотреть он,
Оказалось - там банки и склянки.
Он в другой раз поставил сети,
Но улов – лишь бутылки пустые.
И он снова закинул сети,
И опять не увидел рыбы
И в слезах воротился к старухе.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля,
Вот возьми телефон мобильный,
Позвони Золотой Рыбке,
Попроси у неё улова.
Автор:
Вот пошёл Старик опять к речке,
Стал звонить Золотой он Рыбке.
Приплыла к нему Рыбка, спросила:
Золотая Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Автор:
Ей с обидой Старик отвечает:
Старик:
Слушай, ты, государыня Рыбка,
Что-то речка сегодня вздурилась,
Не дает Старику мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?
Автор:
Разозлилась Золотая Рыбка
И хвостом по воде плеснула.
Золотая Рыбка:
Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй-
На часок стань ты тоже рыбкой.
Автор:
Не успел Старик оглянуться,
В карася в тот же миг превратился.
Очутился в речных он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел он проплыть и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш карась остался.
А вода-то в реке не простая,
Загрязненная, еле живая.
Годом час Старику показался,
Наконец дома он оказался.
Старуха его увидала:
Старуха:
Ну как, помогла тебе Рыбка?
Старик:
Да, помогла Золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг - стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы её забываем,
Животных кругом убиваем,
Растения стонут и воды!
Старуха:
Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у Рыбки.
И станем её мы друзьями,
А чудо свершим мы сами.
Старик, Старуха и Золотая Рыбка:
Ведь вовсе не надо волшебником быть,
Чтоб Землю родную беречь и любить!
Ученик: Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился.
/Выходит мальчик в медицинском халате и медицинской шапочке./
Мальчик: Заводы – это хорошо, но и про людей да окружающую природу тоже забывать нельзя забывать. Куда это годится, что кое- где речку курица вброд перейдет?! Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями?! Приказываю: «Срочно построить на всех трех заводах «водоочистки». Пусть испачканная в цехах вода там же «чистится- отмывается» и за дело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она всегда чистой.
Ученица: Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно – черно - желтые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С той поры речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной, чистой: хочешь жажду утоли, хочешь, купайся, хочешь рыбу лови и уху вари.
/Ребята на сцене разворачивают полотно, изображающее реку, другой стороной./
/Ученики уходят со сцены и возвращаются на свои места в зале./
Ведущий: Но и мы с вами, ребята, можем помочь речкам оставаться Чистыми, если не будем бросать в них мусор, стекла, мыть в них грязные машины.
Хочется обратиться к словам знатока русской природы, великого русского писателя М.М. Пришвина:
/На экране появляется фотографии в режиме слайд-шоу./
Нет ничего дороже чистого воздуха, утренней свежести, пения птиц, полевых цветов. Но человек губит все это, не бережет.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Эти сокровища надо охранять, открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы от засорения, от грязных стоков. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Ребята, мы предлагаем вам принять участие в конкурсе рисунков по теме «Охранять природу – значит охранять Родину!»
Работы сдавать классному руководителю до субботы 17марта. Ваши работы вы сможете увидеть на стенде 1-ого этажа.
15