kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический букварь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: познакомить детей с созданием, значением, страницами Красной книги, животными и растениями, которые занесены на ее страницы; развивать умение применять полученные ранее знания в рассуждениях и умозаключениях о взаимосвязях в природе; воспитание экологического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический букварь»

Тема: Буква К. Красная книга.

Цели занятия: познакомить детей с созданием, значением, страницами Красной книги, животными и растениями, которые занесены на ее страницы; развивать умение применять полученные ранее знания в рассуждениях и умозаключениях о взаимосвязях в природе; воспитание экологического мышления.


Ход занятия.

  1. Орг. момент: знакомство с темой и целями занятия.

  2. Актуализация знаний.

На доске картины природы. Читаем стихотворение Я. Акима.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

1. О какой планете мы прочитали?

2. Почему говориться, что она одна?

3. Чем она отличается от других планет?

4. Не настораживают ли вас последние строчки стихотворения?

5. Почему звучит тревога?

III. Новая тема.

  1. Черные страницы жизни. Их мы больше не увидим. Всего за 27 лет… В ноябре 1746 года в Тюмени во время путешествия из Иркутска в Петербург умер 37-летний Георг Стеллер, единственный натуралист, видевший живых морских коров. Коровы эти впоследствии стали называться Стеллеровы коровы. Но это название животные получили тогда, когда их уже не существовало. В 1768 году – через 27 лет после знакомства с ними человека – была убита последняя стеллерова корова. Вкусное мясо и детская доверчивость этих животных сыграли роковую роль. Со времени канзасской трагедии прошло немало лет, но люди не забыли о ней, они долго будут стыдиться того, что случилось на обширных равнинах Северной Америки. Там жили сильные и красивые животные – бизоны, которые кормили и одевали индейцев. Путешественников были поражены многочисленностью и подчеркивали добродушие этих огромных и могучих животных. Вес взрослого бизона достигал до 1200 кг., но они охотно уступали дорогу животным, которые были меньше и слабее их. Человек, который случайно оказывался в середине стада, мог выбраться из него невредимым. И через 32 года на равнинах не осталось ни одного бизона. Первый сумчатый волк был описан в 1808 году натуралистом Харрисом. Его череп напоминает собачий и бежит он как собака, на кончиках лап. Однако форма морды, ушей, толстый у основания хвост, сильно изогнутые задние лапы – делают его похожим на других сумчатых. Окраской напоминает тигра. Сейчас о «кенгуру в волчьей шкуре» у нас имеется очень мало сведений. К сожалению, охотники действовали быстрее ученых, поэтому многие стороны его жизни остались тайной. Последняя встреча с сумчатым волком датируется 40-ми годами XX века. Сегодня животное считается вымершим. К. Линней успел описать бескрылую гагарку. А через сто лет на Земле уже не осталось ни одной из этих птиц – последняя пара была убита в 1844 году. А 1909 году зоологи обещали награду тому, кто укажет место гнездования пары других птиц, число которых совсем недавно превышало миллиард. Речь шла о странствующем голубе. Американские индейцы давно знали, что их мясо вкусно. Однако индейцы знали и жили по законам природы: они убивали лишь столько птиц, сколько им необходимо для еды и вовсе не охотились в период гнездования. Белые поселенцы не знали или не хотели знать никаких законов. Казалось, что этим птицам нестрашны никакие превратности судьбы: разве мыслимо истребить такое количество птиц. Но прошло 30 лет, и… это был страшный конец, странствующий голубей. И, к огромному сожалению, это далеко не единственная страшная история. Тысячи лет на острове Маврикий в Индийском океане жил дронт, которого называли додо. По прошествии двухсот лет после заселения острова людьми птица додо была полностью истреблена. Гигантский динорнис, или моа, достигал в высоту более 3 метров и являлся крупнейшим представителем древних бескилевых птиц, обитавших в лесах Новой Зеландии. Неспособный к полету он представлял собой легкую добычу.

  2. Человек убивает и уничтожает. Хищники взывают о помощи. Лев – царь зверей. Этот «титул» ни у кого не вызывает сомнения, он никем не оспаривается. Почему же именно льву присвоен этот титул? Он самый сильный из хищников? (По силе он уступает тигру). Самый ловкий? (Уступает леопарду). Самый большой? (Уступает медведю: белый медведь весит 700-800 кг., а лев – 230 кг.). И все-таки именно лев царь зверей. За благородную и гордую осанку, и за его характер – гордый и благородный. Он не прячется в засаде, а идет на нее открыто, громко предупреждая своим ревом всех, что царь вышел на охоту. Лев великодушен: он не убивает животных, если сыт. Не зря так прославлен он в легендах и сказках, не зря многие государства украсили герб изображением льва. Но, к сожалению, может прийти время, когда цари зверей, останутся только в сказках и легендах. Сколько их погибает от огнестрельного оружия ради забавы, чтобы только сфотографироваться с трофеем, как доказательство своего геройства. Но не только браконьеры являются виновниками исчезновения животных и растений с лица нашей планеты Земля. Большой вред наносит наша «Полезная и вредная работа яда».

Работа с карточкой №1 «Полезная и вредная работа яда».

Поле опрыскали ядохимикатами. Яды отравили все, что было на поле. Отметьте «+» - полезную работу яда, а «-» - вредную:

Птицы Почва Пчелы Горох Златоглазки

Божьи коровки Тля Дождевые черви


  1. Человек охраняет и оберегает. История создания Красной книги. Почему именно «Красная»? (Беседа, рассуждение).

  2. Страницы Красной книги. Обложка у книги «красная», а страницы разноцветные. (Рассказ педагога).

На красных листах – сведения об исчезающих видах, находящихся под угрозой исчезновения. Их численность продолжает сокращаться.

На белых листах, которые встречаются редко.

На зеленых листах, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена на столько, что они вне опасности.

На желтых листах, численность которых еще пока велика, но неуклонно сокращается.

  1. Ознакомление с содержание Красной книги.

    • Растения Красной книги.

Знакомство с удивительными растениями, занесенными на страницы Красной книги.

Работа с карточкой №2 .



А

Б

В

Г

Д

1

л

с

у

н

ш

2

я

д

у

п

ш

3

й

е

к

о

ь

4

к

г

э

а

д.

5

и

к

в

ю

в


1) 4В 2Б 3Б 1А 3Б 5Д 3Б 3А 1Б (эдельвейс).

2) 4А 2В 5В 1Д 5А 1Г 3В 4Г (кувшинка).

На стенде вы видите эти удивительные цветы – Эдельвейс и Кувшинки.

1. ЭДЕЛЬВЕЙС.

Говорят, что этот редкий цветок может увидеть лишь однажды тот, кто сможет душой сродниться с отвесными скалами и сумеет преодолеть трудности, подстерегающие в горах на каждом шагу, ночевать на заснеженных перевалах, чьё сердце будет открыто людям.

Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных красавиц. Только смельчак отваживался отправиться за шелковым цветком для любимой девушки, зная, что он мог погибнуть. Эдельвейс очень похож на белую снежную звездочку – на тех, что Дед Мороз рисует на оконных узорах и кажется совсем – совсем не земным. А на восходе солнца цветок кажется кроваво-красным, поэтому в скалистых, горных местах его называют «прометеевым цветком». По легенде, Прометей, подаривший людям огонь, был прикован, как и эдельвейс, к высокой скале.

Сейчас эдельвейс можно встретить высоко – высоко в альпийских горах (на высоте 1700 – 2300 метров над уровнем моря), в более доступных местах редкое растение почти полностью уничтожено. Поэтому в альпийских горах стоят сторожевые посты с радиопередатчиками, и стоит только туристу сорвать его, как об этом поступке станет известно и браконьер будет наказан.

Растет он в горах среди снега, За то, что цветочное пламя

Где холод ущелий жесток. Прекрасно, как добрая весть.

Народ прометеевым цветом За то, что навеки корнями

Зовет недоступный цветок. Прикован к горам эдельвейс.


2. КУВШИНКА

Латинское название кувшинки – нимфея, а при дословном переводе – «маленькая нимфа». Нимфами в мифологии назывались низшие женские божества. В Древней Греции их лепестками украшали одежды богов. В Египте из растения плели венки, возлагающиеся на голову нового фараона, приходившего к власти. В Новой Зеландии растение называют лебединым цветком. Изображение семи водяных цветов служит украшением национального герба. Во всем мире существует примерно 50 видов этого растения – водолюба. На территории нашей страны распространена величественная белая кувшинка. Прекрасные белые цветки всплывают на поверхность водоема ранним утром, и распускается в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и прячется. Удивительные цветки кувшинки словно покрыты воском. Растение великолепно переносит холода, не гибнет даже при промерзании водоема. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, нимфея погибает из-за повреждений стебля.

Знакомство с растениями Красной книги нашей местности.

А цветы разве знаем мы на лугах?

Разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены – сеном! А. Яншин.

У вас на столах конверты, в которых находятся элементы мозаики, охраняемых цветов нашей местности. Эти растения занесены в «Красную книгу». Мы должны их хорошо знать и постараться, чтобы ваши дети тоже могли ими любоваться. Соберите мозаику и скажите, как называются эти цветы.

(Ответ: кубышка желтая, прострел раскрытый, венерин башмачок, купальница).

Рассказ о растениях Красной книги нашей местности.

Кубышка желтая украшает многие реки, озёра, пруды. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветки не жёлтые, а белые. Хотя кубышка встречается чаще, чем кувшинка, она тоже нуждается в охране.

Купальница растёт во влажных местах. Её крупные цветки очень красивы, и это растение часто оказывается в букетах. Но сорванная купальница быстро увядает. Не рвите её!

Прострел, или Сон-трава цветет весной, растет на солнечных склонах холмов, пустошах, в светлых лесах. По старинному поверью, навевает сны. Ядовита. Встречается редко и нуждается в охране.

Венерин башмачок обычно встречается в лиственных лесах. Цветок башмачка очень похож на цветок северной орхидеи и относится к числу самых красивых растений северной широты. С каждым днем их становится всё меньше и меньше. Не рвите эти цветы! Сохраните их для будущих поколений!

    • Животные Красной книги.

Меховая лихорадка.


Сможет ли Красная книга помочь осознать человеку современное положение? Что необходимо сделать, чтобы экземпляры, увиденные вами сегодня на иллюстрациях, не исчезли с лица Земли?

Игровой момент. Рисуем пейзаж.

КОНКУРС «ПЕЙЗАЖ».

Возьмём в руки карандаш, нарисуем мы пейзаж.

Отвечая на загадки, поместим в него отгадки.


  1. Выше леса, выше гор расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

  2. Кто-то, утром не спеша, надувает красный шар. А как выпустит из рук – станет вдруг светло вокруг.

  3. Какое море за селом волнует ветерок? В нём волны можно собирать, укладывать в мешок.

  4. Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать он не захотел. Встрепенулся, шевельнулся, взвился вверх и полетел.

  5. На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил.

  6. Стоят сестрицы: платья белены, шапочки зелены.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический букварь

Автор: Смирнова Елена Александровна

Дата: 17.10.2021

Номер свидетельства: 588715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока развития устной речи и сенсорных процессов "Зима. Сезонные изменения в природе" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-razvitiia-ustnoi-riechi-i-siensornykh-protsiessov-zima-siezonnyie-izmienieniia-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Экологическая  познавательная  игра "Я люблю тебя, край мой родной!» "
    ["seo_title"] => string(74) "ekologhichieskaia-poznavatiel-naia-ighra-ia-liubliu-tiebia-krai-moi-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "152404"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420832008"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока литературного чтения в период обучения грамоте "Путешествие в Букварию" в аспекте содержания ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-pieriod-obuchieniia-ghramotie-putieshiestviie-v-bukvariiu-v-aspiektie-sodierzhaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "115284"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411918065"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на тему: " Насекомые: жуки и бабочки" "
    ["seo_title"] => string(151) "urok-razvitiia-riechi-na-osnovie-oznakomlieniia-s-priedmietami-i-iavlieniiami-okruzhaiushchiei-dieistvitiel-nosti-na-tiemu-nasiekomyie-zhuki-i-babochki"
    ["file_id"] => string(6) "183723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425918331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], строчные буквы л, м. Написание заглав¬ных и строчных букв Лл, Мм. "
    ["seo_title"] => string(94) "soghlasnyie-zvuki-l-l-m-m-strochnyie-bukvy-l-m-napisaniie-zaghlav-nykh-i-strochnykh-bukv-ll-mm"
    ["file_id"] => string(6) "148424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419697879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства