Просмотр содержимого документа
«Будь человеком, человек!»
Цель:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира,
- формирование чувства уважения к своему природному окружению.
Место проведения: актовый зал школы, станции – кабинеты, спортивный зал.
Оборудование: оформление зала – экологическая тематика, реквизит к стихам и сказке, маршрутные листы для команд, на станциях – ватманы, краски, фломастеры, листы и ручки с карандашами для выполнения задания, грамоты для награждения.
1 чт. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца…..
2 чт. (в руках глобус)
Я обнял глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Я обнял глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
( Звучит тревожная музыка, выходят дети – экспресс-сообщения)
3 чт. Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.
4 чт. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1\3 территории.
5 чт. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже во льдах Арктики нашли стиральный порошок.
6 чт. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться
7 чт. За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных, сотни видов растений,26 видов птиц.
8 чт. На территории нашей страны выделено 300 районов с острой экологической ситуацией.
(дети уходят под туже музыку)
Чтец: Мы безмерно богаты:
Пусть ответит толково –
И гляди, удивится:
Как же фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…..
Птичье царство – и только?
Ну дрозды, ну синички….
Где запомнишь их клички –
Просто птички и только:
А цветы разве знаем
На лугах, разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены – сеном.
И с деревьями тоже:
Роща в общем и целом.
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить исправить осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим,
А гордимся природой
И отечество любим.
Звучит сказочная музыка.
Появляется Лесная Фея, Лучик, Расточек.
Л.Ф. Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки. Я – Лесная Фея. Я пришла к вам, рассказать о том, что наши братья меньшие нуждаются в защите и охране. Беречь и сохранять нужно и животных и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.
Но я пришла не одна, со мной – мои друзья, ваши старые знакомые – Лучик и Расточек.
Лучик: Я – Лучик Солнца золотой;
Пришел я к вам с небес прекрасных
Увидеть землю, Но постой:
А нет ли здесь врагов опасных?
Расточек: Ну, что ты Лучик золотой,
Нет на земле врагов ужасных,
Земля нам дарит мир, покой…
И все хотят дружить с тобой.
Фея: Расточек прав. Ребята не обидят тебя, Лучик. Они добрые, заботливые. Правда, ребята?
(Дети отвечают)
Они многое знают о природе, о бережном отношении к птицам, животным, растениям по всему живому.
Лучик: Ну, что – то не верится. Я знаю, что многие люди насекомое от птицы не могут отличить.
Расточек: А давайте устроим небольшой экзамен! Будем загадывать загадки, а дети нам докажут, что все про всех знают.
Фея: Хорошо! Приступим.
(Загадки о животных, птицах, растениях 10 штук. Дети отвечают с места, разрешается хоровой ответ)
Загадки:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
(Гриб)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(Заяц)
Угадайте что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это ….
(Сова)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто подойдет,
Свернется в клубок –
Ни головы, ни ног.
(Еж)
По – над полем, над болотом
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть.
(Жаворонок)
Дышит и растет, а ходить не может.
(Растение)
Ни зверь, ни птица, а нос как спица.
(Комар)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Фея: Вот видишь Лучик, эти ребята все знают! И это еще не все. Ученики нам сейчас покажут сказку, очень поучительную «Старая сказка на новый лад».
(выступление детей).
Старая сказка на новый лад
Автор:
На планете год от года
Человек вредит природе
И не понял он, чудак,
Что природа - не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет;
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Он привык все покорять,
И не может он понять:
Сам себе ведь он вредит!
Вот что сказка говорит:
В море остров был крутой,
Город был на нем большой
Весь в зеленых насажденьях!
Ах! Какое наслажденье
В чудных тех лесах гулять,
Чистым воздухом дышать,
По лугам, полям бродить,
Ключевой воды испить!
Море вкруг него бурлит,
Рыбой, крабами кишит.
Все в том городе богаты,
Изб нет – кругом палаты.
Правил там – премудрый царь,
Справедливый государь.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе.
Царь:
Увеличить чтоб доход,
Я решил завесть завод,
Чтоб консервы выпускать,
За границу отправлять.
И валюта день-деньской
Будет течь в казну рекой!
Автор:
Царское слово нерушимо.
Вскоре был завод воздвигнут:
Поршни новые блестят,
На трубе огни горят.
В море лодки выплывают,
Сети новые бросают,
Рыбу ловят там и тут,
На завод ее везут.
Там консервы выпускают,
За границу отправляют.
Рыбка:
Грязь же в море всю сливают.
От нее все погибает.
Если в сеть не попадешься,
Так в отходах захлебнешься.
Жить здесь стало очень худо,
Надо плыть скорей отсюда!
Автор:
Много времени проходит….
Вот к царю, гонец приходит.
Гонец:
В свете есть такое диво,
Вот идет молва правдива –
Матерьялы нынче есть,
Что не можно глаз отвесть:
И красивы, и практичны,
И легки, и нетоксичны!
Правду молвят, или лгут –
Их пластмассами зовут.
Царь:
Это диво я б хотел
Перенесть и в свой удел!
И уж выписать готов
Я заморских мастеров,
Трубы, технику….
Автор:
И вот стал работать химзавод.
Здесь пластмассы выпускают
За границу отправляют,
И валюта день – деньской
Так и льет в казну рекой!
Дни за днями – год проходит,
Вновь к царю гонец приходит.
Гонец:
Вокруг нас уж целый год
Вот о чем молва идет:
Жидкость из земли качают,
В перегонку отправляют,
Да в машины заправляют.
Это диво там и тут
Черным золотом зовут.
Автор:
И, весь остров сотрясая,
Появилась буровая.
Нефть из недр Земли качают,
За границу отправляют.
И валюта день – деньской
Так и льет в казну рекой.
Царь доходы все считает,
За хозяйством наблюдает.
Тут бы сказку и закончить.
Только царь встревожен очень.
Месяц в думу погружен,
Он забыл покой и сон.
Мглой окутан чудный остров,
Стало жить на нем непросто.
Чахнут рощи день за днем,
Грязью залит водоем.
Кислый дождь стучит по крыше,
Пенья птиц давно не слышно.
Все живое пропадает….
В общем, остров погибает.
Царь:
Чтобы остров мой спасти,
Я к мудрецу решил пойти.
Что мне делать? Как мне быть?
Мудрец:
Остров чтоб не погубить,
Буровую ты закрой,
Очистные здесь построй,
Вылов рыбы ограничь,
Площадь леса увеличь.
Хвойных больше посади,
Да за выбросом следи,
Чтобы воздух и вода
Были чистыми всегда.
Автор:
Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Он летит над всей планетой:
«Береги Землю эту!»
Он кричит всему народу:
«Надо всем беречь природу»
Коль беречь ее не будем –
Сами мы себя погубим.
(Дети уходят со сцены, появляются сказочные герои)
Лучик: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Расточек: Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не нужно никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с вами рядом.
Фея: А теперь, дорогие друзья, мы проведём для вас игру – соревнование «Знай, умей, действуй!». У нас три команды. Командиры, получите маршрутные листы. Вам предлагается пройти по трём станциям «Знай», «Умей», и «Действуй», где вы покажете свои знания и умения, а после прохождения всех этапов встретим здесь и подведём итог.
Расточек: Готовы? Тогда – вперёд! Удачи вам.
(Дети расходятся по станциям соответственно маршрутным листам.)
Проводится игра по станциям «Знай, умей, действуй!» - на каждой станции ребята выполняют определённое задание:
«Знай» - станция посвящена растениям и животным Югорского края, здесь дети показывают свои знания.
«Умей» - станция посвящена экологическим ситуациям, где дети должны прокомментировать ситуацию и предложить выход из этой ситуации, показывают свои умения.
«Действуй» - станция посвящена знакам в природе, здесь дети изготавливают экологические предостерегающие и запрещающие знаки – что можно делать, а чего нельзя делать в природе.
На прохождение каждой станции 10 минут. Покидая станцию, дети получают отметку в маршрутный лист и двигаются дальше. После прохождения всех трёх станций команды возвращаются в зал для подведения итогов игры. Здесь слово предоставляется организатору мероприятия или приглашённому, который подводит итог, награждает грамотой каждую команду за активное участие в мероприятии, благодарит за проделанную работу и т.д.
Фея: А в заключение этого праздника давайте, исполним песню «Ты да я, да мы с тобой».