Цели урока: познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения; выяснить значение слова «форма», тренировать умение различать предметы по форме, сформировать представление об основных видах геометрической формы: квадратная, треугольная, круглая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство с цифрой 2. Короткий и длинный»
Какая бывает форма (с. 4—5)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения; 2) выяснить значение слова «форма», тренировать умение различать предметы по форме, сформировать представление об основных видах геометрической формы: квадратная, треугольная, круглая; 3) упражнять в счете предметов, выяснить знание слов-числительных (количественных и порядковых) и их последовательности при счете.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Учитель:
— Ну-ка, проверяй, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании. 2. Устные упражнения. Счет от 1 до 10. — Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон. — Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)? — Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.) — Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.) — Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.) 3. Сравнение по форме. — Сегодня праздник. Первый день занятий в школе. Ученики пришли в школу нарядные, в новой форме, с цветами. Почему наш класс сегодня такой красивый? (Много букетов цветов.) Учитель показывает два гладиолуса одинаковых размеров, но разного цвета. — Рассмотрите два цветка из букета. Чем они похожи? Чем различаются? (Форма одна, цвет разный.) Далее учитель предлагает детям сравнить гладиолус и георгин того же цвета. (Цвет один, форма разная.) Учитель выставляет на наборном полотне зеленые листья березы, клена и дуба. — Что общего? (Цвет.) Чем различаются? (Формой.) Игра «День-ночь». (Дети закрывают глаза, учитель меняет местами два листочка. Дети открывают глаза и выясняют, что изменилось.) 4. Физкультминутка.
Один, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Семь и восемь — лень отбросим.
5. Знакомство с учебником. С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам. 1) Выяснение значения слова «форма». — Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.) Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются. 2) Знакомство с видами геометрической формы. — Назовите фигуры, которые вы знаете. Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму. — Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.) — Найдите в классе предметы круглой формы, треугольной формы. 3) Сравнение предметов по форме. — Рассмотрите картинку на левой странице учебника. Что на ней нарисовано? (Пряники.) — Пряники какой формы кажутся вам самыми вкусными? Желательно, чтобы, отвечая на последний вопрос, учащиеся проговаривали, например: в форме елочки, круглой формы, квадратной формы и т. д. 4) Игра «Узнай предмет по его тени». — Я принесла игрушки. На странице справа, вверху, художник изобразил фотографии их тени. Отгадайте, какие это игрушки. — Опишите тень, какая бывает у мяча, кубика, колпака волшебника. Используйте подсказку художника на рисунке посередине. 5) Закрепление представлений о форме предметов. — Найдите на рисунке знакомые вам фигуры. Заметим, что эти рисунки составлены не только из треугольников, квадратов или кругов. Здесь более развитые учащиеся могут выделить также и прямоугольники, сосчитать их. Однако требовать от всех первоклассников умения распознавать эту фигуру на чертеже на данном этапе не следует. 6. Физкультминутка.
Встали дружно мы с тобой, Развели руками. Хлоп — Треугольник над главой Сделали мы сами. Хлоп руками пред собой — И в замочек их заключим, Появился круг большой, Тот, который мы здесь учим. А теперь он будет рад, Если сложишь ты квадрат.
7. Работа в тетради. — Правила посадки при письме. Ориентировка в тетради (верх, низ, поля, край, середина, клетка). — Выполнение упражнений учебника. 8. Итог урока. — Что вам больше всего понравилось на уроке? — Что показалось легким? трудным? — Что расскажете о сегодняшнем уроке дома? — А теперь задание на следующий урок. Попробуйте в предметах домашней обстановки найти «спрятавшиеся» в них геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Расскажите нам завтра об этом. Замечание. Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках полезно использовать специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.
Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.