Просмотр содержимого документа
«Зима. Зимующие птицы.»
Организованная учебная деятельность по русскому языку в старшей группе
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Русский язык.
Тема: Зима. Зимующие птицы.
Цель: формировать умение детей называть признаки зимы; уточнить представление детей о зимующих птицах.
Задачи:
- образовательные: закреплять представление детей о времени года – зима, о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность;
- развивающие: расширять словарь за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, сова); имен прилагательных: зимующие; глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел; совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.); развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
- воспитательные: чувства ответственности, любви и бережного отношения к живой и неживой природе.
Ход организованной учебной деятельности:
I.Организационный момент
- Давайте, поздороваемся с нашими гостями.
- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
- Скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Докажите (сегодня первый день февраля, а февраль это последний зимний месяц)
- Какая погода зимой? (холодная, суровая, снежная и т.д.)
II. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба все скользят пушинки -
Серебристые (снежинки).
На посёлки, на лужок
Все снижается (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка (Снегурка).
На снегу-то, посмотри:
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Повторите все родственные слова к слову СНЕГ (дети повторяют)
III. Развивающие упражнение. Педагог предлагает детям произнести чистоговорки. Для закрепления свистящих звуков З-С
ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.
ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.
ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.
ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.
ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.
АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.
ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.
Педагог: Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.
IV. Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Педагог: Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).
Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?
Предлагаемые ответы детей:
Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.
Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.
Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.
Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.
Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.
Воспитатель на каждый ответ лепит снежный ком «хорошо», «плохо».
Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом. Но, меня,ребята, тревожит то, что зимой птицам холодно и голодно. Предлагает детям отправиться в зимний лес проведать зимующих птиц.
(Звучит музыка из мультфильма «Каникулы Бонифация»)
Появляется Бонифаций и сообщает, что он живет в Африке, и никогда не видел снег и снежную зиму. Прилетел специально на самолете к нам в Казахстан увидеть настоящую зиму. Педагог и дети изъявляют желание показать все прелести нашей зимушки-зимы. Педагог предлагает гостю из жаркой Африки отправиться вместе с ними в лес проведать зимующих птиц
V. Физминутка
Наконец пришла зима (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой)
Снег не улице идет (двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет (имитируют)
Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги (руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах (имитируют)
И играем все снежки (лепят и бросают снежки)
VI. Прогулка в зимнем лесу
А теперь все вместе скажем волшебные слова:
Вертись, крутись, в зимнем лесу окажись!
(звучит вьюга и голоса птиц)
1) Педагог:1, 2, 3, 4, 5, где же птичек нам искать? Может птичка на снежинке, может птичка за сугробом? Давайте, поищем, где спрятались птички. Вот и нашлись все птицы (дети разбирают картинки с изображением птиц)
Педагог: Как можно, одним словом назвать всех этих птиц?
2)По каким признакам вы узнали, что это ворона? (воробей, синица, дятел и др.)
- Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?
Сорока - белобокая
Ворона - чернокрылая
Голубь сизокрылый
Дятел - пестрокрылый
Воробей - коротколапый
Снегирь - красногрудый
Синица - желтогрудая
Сова - пестрокрылая, лупоглазая
3)А где зимуют птицы?
- Давайте посадим птиц на свое место
Тех птиц, которые зимуют в лесу посадить на елку (дятел, сова, сорока). Тех, которые постоянно живут в городе - на дерево (воробей, голубь, ворона), а тех, которые прилетают поближе к жилью человека (снегирь, синица, свиристель) - на кормушку
- А чем питаются птицы зимой в лесу? В городе?
- Молодцы!
4) Загадки про зимующих птиц
- Ребята, я вам загадаю загадки, и те ребята, которые держат в руках ту или иную птицу, про которую говорится в загадке, выйдут ко мне.
1. Раздается громкий стук Среди веток тук да тук. Чистишь дерево, приятель? Тук да тук ответил ... (дятел)
2. Черная шапочка и полоска шарфика у желтогрудой птички по имени ...(синичка)
3. Выпал снег, метут метели, а к нам гости прилетели, на рябину посмотри- там расселись...(снегири)
4. В серой шубке перьевой, и в морозы он герой, назови его скорей, кто там скачет? (воробей)
5. Трещала с самого утра Пор- р -ра, пор-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит ...(сорока)
6. Всю ночь летает Мышей добывает, А станет светло Спать летит в дупло (сова)
7. Окраской сероватая повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона кто она? (ворона)
8. Мы зовём их сизарями, и зимой в голод и холод не покинет город... (голубь)
5) Развивающее упражнение
Ребята, вы же знаете, что птицы непоседы.
Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.
Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.
Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.
Воробей (что сделал?) прилетел.
Вокруг дерева ...(облетел)
В гнездо ...(залетел)
Из гнезда...(вылетел)
С ветки на ветку ...(перелетел)
И на другое дерево ...(улетел)
А теперь, ребята, нам пора возвращаться снова в наш родной ясли-сад. Все вместе скажем волшебные слова:
Вертись, крутись, в ясли-саду окажись!
VII. Итог учебной деятельности (прощаются с Бонифацием)
- Какое сейчас время года?
- У кого мы сегодня были в гостях?
- Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)
- Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу и городе, поэтому птицы и летят, поближе к человеку туда, где легче найти корм.
- А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?
А сейчас я вам, ребята, предлагаю поиграть в игру «Воробей». Мне хочется, чтобы вы сами покормили маленького воробья из рук.
- Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.
VIII. Анализ учебной деятельности.
Благодарит детей за проделанную работу в процессе организованной учебной деятельности