Цель: Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах. Развивать умение в процесс экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здравствуй, песочная страна»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, песочная страна»
Цель:
Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах. Развивать умение в процесс экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи занятия:
Познакомить детей с оборудованием песочного рисования, правилами поведения в процессе рисования песком;
Освоить базовые приемы создания песочного фона и получения изображения на световом планшете и песочном поле;
Развивать творческие способности ребенка, фантазию;
Познакомить со свойствами песка, обогатить речь детей прилагательными;
Способствовать гармонизации эмоционального состояния ребенка;
Световой планшет, песочница с песком, влажные салфетки, коллекция миниатюрных фигур и предметов, трубочки для дыхания, формочки для песка, предметные картинки, воздушные шарики.
Ход занятия
Вводная часть – ритуал «входа» в занятие и мотивации.
Психологический этюд «Моё настроение!»
Цель – определить настроение детей перед началом занятия
Музыкальное приветствие «Доброе утро!» Цель – развивать навыки общения и групповую сплоченность.
Психолог: День начинается
Солнышко светит.
Доброе утро!
Здравствуйте, дети!
Дети: Доброе утро всем нам!
Психолог: Я предлагаю всем перенестись в песочную страну – удивительный и волшебный мир песка. И, чтобы этот мир ожил, нам необходимо зажечь «солнышко». Включается световой планшет.
Посмотрите, перед вами необычный мир, в нем живет свет и тень, которую, как раз, и порождает песок. И этот песочный мир называется «Sand - Art» - «Мир песочного искусства»
Психолог: посмотрите, наша песочница заполнена только наполовину песком, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Борта символизируют небо, а дно песочницы символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, и даже океан. А из песка вы можете построить крепость, дом, мост и подземный ход и т.д.
Для того чтобы нам войти в этот волшебный мир, нам необходимо поздороваться с песком.
Дети, как можно поздороваться с песком?
Ответы детей. ……
Упражнение «Здравствуй, песок!»
- прикоснуться ладошками к песку;
- слегка постучать по нему пальцами;
- погладить;
- дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- перетереть песок между пальцами, ладонями;
Психолог: Послушайте… Песок тоже с вами здоровается! Вы слышите? Он говорит тихим голосом. Ему грустно и одиноко. Давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки»
Психолог: Как можно пощекатать песок? Пощекочем песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками, между ладонями. Вы слышите, как он смеется?
Звуковой эффект звонкий смех!
Вот мы и развеселили песок!
Ребята, а вы знаете, что у нашей песочной страны есть хозяйка? Давайте с ней познакомимся. Отгадайте загадку?
Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для нее родней-
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха. Кто это?... (Черепаха)
Дети, здороваются с Песочной черепахой.
Дети, давайте встанем вокруг песочного поля и скажем, как нас зовут песочной черепашке. Дети называют свои имена (дети с бейджиками)
Появляется Песочная Черепашка.
Ребята. Вы мне очень нравитесь, я хочу рассказать вам. Какая у меня страна.
(Голос песочной черепашки, звуковой эффект)
Страну прошу мою любить.
В ней много волшебства.
Здесь и озера и моря,
Пустыни и леса.
Твори, лепи и фантазируй.
Построй свой мир и расскажи.
Кто в нем живет, и кто с кем дружит,
И с кем бы ты хотел дружить.
Но вход в страну закрыт для тех,
Кто любит драться,
Песком кидаться.
Кто не строит, а ломает,
Тот в страну не попадает!
Черепашка бывает грустной, когда подружки-песчинки выпадают и не возвращаются домой в песочное поле. Соблюдайте, дети, следующие правила.
Правила Черепашки: *Песок не разбрасывать
* Не сыпать
* Не есть
* Не разрушать постройки других детей
* Не заливать все песочницу водой
* Не уносить игрушки
Психолог, дети вы заметили, что при соприкосновении с песком наши руки оставляют отпечатки.
Игровое упражнение «Волшебное дерево»
Психолог: Мне приятно, когда я двигаю руками по песку. Я ощущаю маленькие песчинки. А вы что чувствуете? Ответы детей – чувство прохлады, или тепла, ощущение маленьких песчинок.
Дети, давайте сейчас нарисуем дерево в юнгианской песочнице. Психолог рисует ствол. Дети прикладывают к стволу дерева ладошки. Создавая его крону.
Основная часть занятия
Психолог: Дети, сегодня мы с вами отправляемся в археологическую экспедицию и будем археологами. Кто такие археологи?
Археологи – люди, которые проводят раскопки, находят старинные города, древние украшения, посуду. Давайте, и мы с вами попробуем узнать что-то новое, что еще не знаем. Поможет нам Песочная черепашка!
Дети надевают кепки - бейсболки и встают у песочницы.
Эксперимент №1
Психолог: Возьмем увеличительное стекло и внимательно посмотрим, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки?
Дети, из маленьких зернышек, очень маленьких и круглых.
Психолог: Что такое песок? Как образовался песок?
Трудно представить, но много-много миллионов лет назад ни одной песчинки не на свете не было. На Планете Земля были лишь горы и вулканы. Потом появились океаны, реки и воздух. Тогда за работу принялись ветер и вода. Не спеша они воздействовали в течение миллионов лет на горные породы. Появилась поговорка: «Капля камень точит». Камешек распадался до песчинок. Которые представляют собой неделимые зернышки горных пород.
Таким образом, песок – это рыхлая смесь, состоящая из зерен, это то, что осталось от гор, скал, камней. Он представляет собой мелкие частички, из которых состоят горы, камни.
Билингвальный компонент – песок, кум, Sand
Игровое упражнение «Песочный дождик»
В песочной стране не часто идет дождь, но поскольку страна необычная, дождик тоже – сухой. Возьмите в кулачок немного песка и поднимите над планшетом (на высоту локтя) и попробуйте, делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать. Поэкспериментируйте.
Эксперимент №2
Дети. Давайте возьмем стаканчики и насыплем в них песок. Выпускайте песок так. Чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают, словно текущие песочные «ручейки»
Игровое упражнение «Прятки»
Дети, мы с вами археологи, давайте отыщем на песочном поле интересные находки. Психолог: Дети давайте подойдём к песочнице, положим руки на песок. Вы будете в песке находить предметы, мы вместе подумаем, к какой картинке они подойдут. Дети пальчиками начинают раскапывать песок и достают предметы.
Психолог: Что вы нашли? Как вы думаете, к какой картинке подойдет этот предмет? Дети находят и раскладывают по картинкам, проговаривая, почему этот предмет должен лежать именно на этой картинке. Молодцы!
Психолог предлагает на маленькие «квадратики-подносики» мысленно «положить» то, что в себе не нравиться, например: капризули, злючки, кричалки, ворчалки, лентяшки, хвастюшки и засыпать песком, чтобы они никогда не возвращались. И для надежности прижать горку песка ладонью.
Убрать с планшета засыпанные негативные проявления можно резкими движениями «Мои злючки, ворчалки, уходите и не возвращайтесь»
Эксперимент № 3
Психолог: Дети, как вы думаете, почему при сильном ветре неудобно играть в песок? Дети отвечают. Психолог раздает детям трубочки. Дети вместе с психологом создают ураган – дуют в трубочку на песок. Что происходит, почему?
Психолог и дети делают вывод.
Вывод: Песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга и за землю при сильной струе воздуха.
Психолог: Дети, давайте возьмем формочки, насыплем в них песок и попробуем сделать куличик. Не получился? Как вы думаете почему? Песок из формочки рассыпается.
Эксперимент №4
Психолог предлагает сделать куличики из кинетического песка (особый песок который сочетает в себе свойства сухого и влажного песка) и предлагает детям самостоятельно сделать куличики из этого песка. Психолог и дети делают вывод.
Вывод: Сухой песок светлый, сыпучий – из него куличики не лепятся. Кинетический песок более влажный – из него можно лепить куличики. На влажном песке остаются отпечатки, а на сухом нет
Пальчиковая гимнастика под музыку с использованием шариков Су-Джок.
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну…
(также можно использовать акупунктурный масса жор с иголками)
Просмотр песочной анимации « Маша и медведь»
(тема искусство «Sand - Art» - «песочное искусство») Психолог демонстрирует свою песочную анимацию, и дети ее повторяют
Психолог кратко информирует детей о том, что такое песочная анимация, что часто встречается в мультипликации. Известно, что песок, как материал для творчество, использовался людьми издавна. Искусство песочных картин встречается у индейцев Навахо. Широкую известность этот способ обрел после выступления украинской художницы Ксении Симоновой в передаче «Минута Славы»
Игровое упражнение «Минутка свободного рисования»
Детям предлагается в течение 3-5 минут выполнить на световом столе для рисования песком графические упражнения:
«Волны в море», «Облака на небе», «Следы на берегу»
Заключительная часть
Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин детей)
Психолог: Вы, ребята, молодцы! Хорошо поработали. Теперь вы многое узнали из нашей археологической экспедиции. Песочная черепашка спрашивает детей, что интересного они узнали о «Тайной жизни песка» и показывает Опыт-эксперимент «Как образуются вулканы?»
Вулканы – это геологические образования на поверхности земли, где магма (лава) выходит на поверхность. Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского Бога Огня - Вулкана.
Детям предлагается сказать приятное пожелание своим друзьям, песочной стране, гостям.
Прощай, волшебный мир песка.
И не охватит нас тоска.
Ведь, скоро в мир песка вернемся
И Черепашке улыбнемся.
Песочная Черепашка: Молодцы, ребята! Мне жаль с вами расставаться, с вами так интересно путешествовать. Я буду ждать новой встречи с вами. Дети прощаются с Черепашкой и песком. Психолог дарит им воздушные шарики и предлагает вытереть руки влажными салфетками, а в группе помыть руки.