Мы начнем наше занятие с разминки для ума. Готовы?
- назовите времена года.
- жыл мезгілі қандай?
- қандай ай?
- бүгін аптаның қандай күні?
- кеше аптаның қандай күні болды?
- ертең аптаның қандай күні?
- Марина Викторовна, к вам еще гости пришли.
- Гости? Пусть проходят. Мы гостям всегда рады.
Входит Господин с рабами.
(Инсценировка.)
Господин продаёт рабов: «Продаются рабы, для любой работы годны. Хоть пол мыть заставь, хоть в угол поставь. Сильные, ловкие. Едят мало, работают много. Стоят недорого».
К нему подходит человек и возмущённо говорит:
«Как же так можно. Ведь они люди, а вы с ними, как с вещами».
Господин: «А они и есть вещи. Они мои рабы, что хочу, то с ними и сделаю. Захочу - побью, захочу - продам. Имею право - я их хозяин».
- Ребята, а прав ли он? Имеет ли один человек право распоряжаться жизнями других? (Нет).
- Какое право нарушает этот человек? /право на жизнь и свободу/
- А где это право написано? /в «Декларации прав человека»/
- А что такое «Декларация»? /«Декларация» - это заявление о том, какие права имеет человек. О том, на что человек имеет право./
- Когда нарушаются права на жизнь и свободу — это называется «рабство» и с ним надо бороться.
(Продолжение инсценировки).
«Рабы поднимаются и рвут цепи.
- Каждый сам отвечает за свою жизнь.
- Каждый сам должен решать, что ему делать и как».
- Человек имеет право выбора!
Правильно, любой человек имеет право выбора. Сейчас я
предоставляю право выбора вам. Выберите, за каким столом вы хотите заниматься сначала: за столом Мудрого Филина или Копатыча. Занимайте места.
Задание для стола Копатыча: выберите картинку, вспомните, к какому праву относится сюжет, и изобразите к нему схему – обозначение.
Способ – на ваш выбор.
Задание для стола Мудрого Филина: работа с воспитателем.
- Мы вспомнили о «Декларации» - документе о правах всех людей.
Но у вас, есть еще один документ. Как он называется? /«Конвенция о правах ребёнка»./
- Что такое «Конвенция о правах ребёнка»?
( Это договор между странами, которые решили защищать права ребёнка).
- Какие права считаются очень важными?
( Право на жизнь и свободу, право выбора).
- сегодня мы поговорим о еще одном важном праве – Праве на защиту от насилия.
Посмотрите на экран. /слайды к теме/
- Как вы думаете, что происходит? /взрослый обижает ребенка/
- Какие права он нарушает? /ответы детей/
- Но не только. Он нарушает еще одно важное право: на защиту от физического и психологического насилия. /работа по слайдам/
- Скажите, а кто защищает нас? Как называют этих людей? /полиция/
- Но не только. /по слайдам/
- Армия.
- Скажите, а какой символ можно выбрать для обозначения этого права? /щит/
/смена деятельности/
VII.Итак, сегодня мы с вами вспомнило очень многое.
- Что такое «Декларация о правах человека» (Заявление о том, какие права имеет человек).
- Что такое «Конвенция о правах ребёнка»?
( Это договор между странами, которые решили защищать права ребёнка).
- Какие права считаются очень важными?
( Право на жизнь и свободу, право выбора).
- А когда нарушаются эти права, как это называется? (Это называется рабством).
- С каким правом мы познакомились сегодня?
(Право на защиту от насилия)
Обобщение: Права есть у каждого человека. За их соблюдением следит закон. Но нужно также помнить, что пользуясь своими правами, нельзя нарушать права других людей.
Спасибо вам, ребята за активную работу на занятии. Пора попрощаться с нашими гостями. Гуд бай! Саенара! До свидания! Сау болыныз!