разработка мероприятия по правоведению: «Что я знаю о законах?»
Разработка мероприятия по правоведению: «Что я знаю о законах?»
Разработка занятия на тему: «Что я знаю о законах?»
Цели:
воспитание правовой культуры школьников, нравственно-правовой ответственности за свои поступки, чувства причастности к мировому правовому сообществу;
углубить и ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь
человеческого общества (закон и кодекс РК);
способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
развивать чувство ответственности за свои поступки, воспитывать уважительное отношение к закону.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент. (слаид №1)
Подготовка к занятию. Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезную беседу. Учащиеся берут разноцветные карточки по своим интересам. Значение карточек: синяя – кто интересуется историей; красная – у кого есть талант актера; оранжевая – интерес к сочинению; зеленая – любовь к рисованию. Индивидуализация обучения дает возможность каждому ученику включиться в беседу и не бояться, что он может получить замечание. Рассаживаются по группам.
II. Сообщение темы: (слайд № 2)
Всем известно, что человек-существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый человек - единственный и неповторимый, он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Так как же нам, таким разным следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одной стране?
А живут люди как и мы в нашем интернате по общим правилам и с уважением к друг другу. Живя на Родине, в правовом государстве мы так же живем по правилам, но уже по правилам государства. Эти правила описываются в законах РК. Об этом мы сегодня и поговорим на нашем мероприятии «Что мы знаем о законах». (слайд № 3)
Ученик:
«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию» - такими словами начинается главная книга государства – Конституция РК, где записаны основные законы Республики Казахстан.
Но прежде мы должны выяснить являемся мы гражданами этой страны? Что такое гражданство?
Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены в Конституции РК. Как стать гражданином РК? – для этого надо родиться в Казахстане, от родителей – граждан РК. До 16 лет гражданство приобретается как бы автоматически. А в 16 лет, когда вы получаете удостоверение личности, гражданство закрепляется.
Какими правами и обязанностями наделен гражданин РК? (ответы детей)
Теперь посмотрите на экран, вы абсолютно правильно назвали основные права и обязанности:
право на жизнь (п.1 ст.15);
право на личную свободу (п.1ст.16);
право на неприкосновенность достоинства человека (ст.17 п.1)
право на образование (ст.30);
свобода слова и творчества (ст.20 п.1);
свобода совести (ст.22);
право на жилище (ст.25);
право быть собственником (ст.26);
право на свободу труда (ст.24);
право на отдых (ст.24 п.4);
право на охрану здоровья (ст.29);
право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.31);
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, ст.28);
право родителей на заботу о детях и их воспитание (ст.27);
право на свободу передвижения по территории республики и выбора места жительства (ст.21).
(слайд № 4)
обязанность соблюдать Конституцию и законодательство Казахстана, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст.34);
обязанность уплаты законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35);
обязанность защиты Республики Казахстан (ст.36);
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37);
обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38) .
(слайд № 5)
Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь. Вот об этих и других правах и обязанностях написано в законах РК.
Закон – это нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.
За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РК.
Все вы, конечно, знаете о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
(слайд № 6)
IV. Словарная работа:
Гражданство- Азаматты?, Права - ???ык, Обязанности - Міндеттер, Закон - За? , Кодекс - Кодекс.
V. Динамическая минутка.
Упражнение для снятия умственного напряжения «Сова».
Встать ровно. Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Тоже – через правое плечо.
VI. Актуализация знаний.
Первое задание для групп.
Перед вами схема, которую вы уже рассматривали на слайдах. Вам нужно внимательно, рассмотреть, прочитать и запомнить. Через минуту мои помощники заберут у вас схемы, после чего вам надо будет заполнить пустую таблицу по памяти. Кто больше всего заполнит столбцов тот и выиграет.
(Фото.Работа над первым заданием)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка мероприятия по правоведению: «Что я знаю о законах?» »
Автор: Джапарова Гульмира Егинбаевна, воспитатель КГУ ОСШИ № 3 для детей с ОВР г. Караганда
Описание материала: Предлагаю вам разработку мероприятия по правоведению 8 класс «Что я знаю о законах?». Эта разработка направлена на правовое воспитание и социализации старшеклассников.
Разработка занятия на тему: «Что я знаю о законах?»
Цели:
воспитание правовой культуры школьников, нравственно-правовой ответственности за свои поступки, чувства причастности к мировому правовому сообществу;
углубить и ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь
человеческого общества (закон и кодекс РК);
способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
развивать чувство ответственности за свои поступки, воспитывать уважительное отношение к закону.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент. (слаид №1)
Подготовка к занятию. Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезную беседу. Учащиеся берут разноцветные карточки по своим интересам. Значение карточек: синяя – кто интересуется историей; красная – у кого есть талант актера; оранжевая – интерес к сочинению; зеленая – любовь к рисованию. Индивидуализация обучения дает возможность каждому ученику включиться в беседу и не бояться, что он может получить замечание. Рассаживаются по группам.
II. Сообщение темы: (слайд № 2)
Всем известно, что человек-существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый человек - единственный и неповторимый, он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Так как же нам, таким разным следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одной стране?
А живут люди как и мы в нашем интернате по общим правилам и с уважением к друг другу. Живя на Родине, в правовом государстве мы так же живем по правилам, но уже по правилам государства. Эти правила описываются в законах РК. Об этом мы сегодня и поговорим на нашем мероприятии «Что мы знаем о законах». (слайд № 3)
Ученик:
«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию» - такими словами начинается главная книга государства – Конституция РК, где записаны основные законы Республики Казахстан.
Но прежде мы должны выяснить являемся мы гражданами этой страны? Что такое гражданство?
Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены в Конституции РК. Как стать гражданином РК? – для этого надо родиться в Казахстане, от родителей – граждан РК. До 16 лет гражданство приобретается как бы автоматически. А в 16 лет, когда вы получаете удостоверение личности, гражданство закрепляется.
Какими правами и обязанностями наделен гражданин РК? (ответы детей)
Теперь посмотрите на экран, вы абсолютно правильно назвали основные права и обязанности:
право на жизнь (п.1 ст.15);
право на личную свободу (п.1ст.16);
право на неприкосновенность достоинства человека (ст.17 п.1)
право на образование (ст.30);
свобода слова и творчества (ст.20 п.1);
свобода совести (ст.22);
право на жилище (ст.25);
право быть собственником (ст.26);
право на свободу труда (ст.24);
право на отдых (ст.24 п.4);
право на охрану здоровья (ст.29);
право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.31);
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, ст.28);
право родителей на заботу о детях и их воспитание (ст.27);
право на свободу передвижения по территории республики и выбора места жительства (ст.21).
(слайд № 4)
обязанность соблюдать Конституцию и законодательство Казахстана, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст.34);
обязанность уплаты законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35);
обязанность защиты Республики Казахстан (ст.36);
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37);
обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38) .
(слайд № 5)
Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь. Вот об этих и других правах и обязанностях написано в законах РК.
Закон – это нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.
За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РК.
Все вы, конечно, знаете о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
(слайд № 6)
IV. Словарная работа:
Гражданство- Азаматтық, Права - Құқык, Обязанности - Міндеттер, Закон - Заң , Кодекс - Кодекс.
V. Динамическая минутка.
Упражнение для снятия умственного напряжения «Сова».
Встать ровно. Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Тоже – через правое плечо.
VI. Актуализация знаний.
Первое задание для групп.
Перед вами схема, которую вы уже рассматривали на слайдах. Вам нужно внимательно, рассмотреть, прочитать и запомнить. Через минуту мои помощники заберут у вас схемы, после чего вам надо будет заполнить пустую таблицу по памяти. Кто больше всего заполнит столбцов тот и выиграет.
(Фото.Работа над первым заданием)
(слайд № 7)
2 задание. Зачитываются вопросы, кто быстрее и правильнее даст ответ на заданные вопросы.
Вопросы:
1. Когда была принята ныне действующая Конституция РК?
(Конституцию. Конституция Республики Казахстан была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).
2. Сколько разделов в конституций РК?
(Конституция состоит из 9 разделов)
(слайд № 10)
Общие положения (ст.1-9)
Человек и гражданин (ст. 10-39)
Президент (ст. 40-48)
Парламент (ст. 49-63)
Правительство (ст. 64-70)
Конституционный совет (ст. 71-74)
Суд и правосудие (ст. 75-84)
Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)
Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)
3. Кто, согласно Конституции, является главой государства?
(Президент)
4. Кому, согласно Конституции, принадлежит право издавать Законы?
( Парламент принимает законы).
5. Сколько областей входит в состав Казахстана…
(14 областей)
6. В Республике Казахстан государственным языком является…
( казахский язык) 7. Республика Казахстан имеет государственные символы …
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы.
Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Сегодня мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Сейчас мой помощники покажут несколько сцен и мы с вами определим к каким нарушениям они относятся, а поможет нам в этом разобраться участковый инспектор полиции по делам несовершеннолетних Новомайкудукского отдела полиции, капитан полиции Тлеухан Жаркынбек.
«Мошенничество - т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
штрафом,
обязательными работами,
исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
«Мошенничество»
инсценировка
На скамейке сидят две девочки.
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?
2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...
Лена оценивающе смотрит на Катю.
2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
Девочки шепчутся.
1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?
2-ядевочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
Девочки уходят.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же полиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...
Девочка снимает сережку
1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
2-я девочка: Тычто, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.
2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…
3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.
2-я девочка: теперь в скупку, 5000 тенге дадут за сережки.
1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.
2-я девочка: И никто ничего не узнает…
«Вандализм - т.е. осквернение зданий или иных сооружений порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах… наказывается:
штрафом;
исправительными работами;
арестом».
Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
«Вымогательство - т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
ограничением свободы;
арестом;
лишением свободы».
«Вымогательство»
инсценировка
3 мальчика сидят на скамейке.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик:как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик:А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 1000 тенге, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде.Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
«Хулиганство - т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся при применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет; - до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
IX. Итог.
В заключении, подводя итоги нашего мероприятия, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости.
Так, чтобы нам взрослым и вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни были, кем бы вы ни стали: банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, автомехаником, строителем - самое главное быть достойным гражданином своей Отчизны.
Всем спасибо за участие! Вы еще раз доказали что являетесь послушными гражданами нашей страны, соблюдающие все человеческие нормы поведения.
И в конце нашего мероприятия мы хотим вам прочесть еще одно стихотворение которое было написано 14-летним Зунгром Санджиевым «Имею право», а прочитает его Касенов Даулет ученик 8 «В» класса.