Программное содержание
Образовательные задачи:
- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
- дать детям представления о важности права на имя;
- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
- прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.
Предшествующая работа
- Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь»;
- Разучивание пословиц, стихов, поговорок, хоровод о правах ребенка;
- Рассматривание иллюстраций (эмблем);
- Рисование на тему: «Моя семья».
Оборудование
Календарь, картинки с буквой «Я», иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении.
Раздаточный материал
Картонное свидетельство с эмблемой «Право на имя», гуашь, колпачки, карандаши, кисточки.
Ход занятия
Дети входят в группу здороваются с гостями.
Организационный момент.
Воспитатель: Милые дети,
Вы всех прекраснее на свете
Вот таких хороших, хороших и пригожих
Я приглашаю поиграть.
Речь с движениями.
Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе и во всем мы друзьям помогаем (хлопаем в ладоши)
Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
Вбегает Человек Рассеянный с улицы Бассейной.
Человек Рассеянный: Здравствуйте ребята! Я – Человек Рассеянный с улицы Бассейной. А пришел я к вам не с пустыми руками, я принес вам подарок (достает календарь). Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей). А почему в календаре, одни числа черные, а другие – красные?
Дети: Красные числа – это праздники, а черные числа – это будни.
Человек Рассеянный: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
Дети: Да, есть. Это 1 июня – День защиты детей!
Человек Рассеянный: Какие вы, молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас?! И назовем его – «День прав ребёнка»!
Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник – «День прав ребенка»! Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
Ребенок: Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Человек Рассеянный: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! (начинает искать в карманах). Где же оно? Ах, вот, нашел! (находит конверт в носке, открывает, достает карточки с буквой «Я» (7шт.), выкладывает их на мольберте. Что это за буква?
Дети: Это буква «Я».
Человек Рассеянный: Давайте, посчитаем сколько букв «Я»?
Дети считают вместе с Человеком Рассеянным.
Человек Рассеянный: Всё верно, семь! Семь – Я! Что у нас получается?
Дети: Семья!
Человек Рассеянный: Расскажите мне, что это за право?
Ребенок 1: Каждый ребенок имеет право на семью.
Ребенок 2: Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.
Ребенок 3: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.
Ребенок 4: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Человек Рассеянный: Я всё понял, у детей есть право на семью и у меня есть право на семью.
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Ребенок 1: Я обязан убирать за собой игрушки.
Ребенок 2: Я заправляю постель.
Ребенок 3: Я и мой братишка помогаем маме в уборке дома.
Ребенок 4: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.
- А давайте сейчас с вами почувствуем как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Психогимнастика «Согрей птичку».
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленькую птичку у себя в руках. Чтобы её согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите её к груди… А теперь посмотрите на вашу птичку, согрелась она у вас? Выпустите птичку на волю. Посмотрите, она полетела к своей семье.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькой птичке. Она согрелась и улетела.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
Воспитатель: Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть,
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет.
- Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дети: - В семье дружат – живут, не тужат.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
- Птица рада весне, а дитя матери.
- Вся семья вместе, так и дитя на месте.
Человек Рассеянный: Молодцы, так много пословиц и поговорок знаете о семье. Мне так у вас понравилось! Но делать нечего, надо спешить! А то я по рассеянности опять что-нибудь забуду. До свидания, ребята!
(Человек Рассеянный уходит. Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садиться на стульчик.)
Воспитатель: Интересно, какой-то мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель: Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал,
Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же его назвать?
Дети: Кузя, Нафаня и т.д.
Воспитатель: Теперь, домовенко, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравиться тебе твое имя?
Кузя: Очень нравится. Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя «Кузя». Что же оно обозначает?
Дети: К – культурный, красивый.
У – умный, уважаемый.
З –заботливый, знающий.
Я – яркий, ясный.
Воспитатель: Молодцы! А кто хочет рассказать о своем имени?
Ребенок 1: Я – Лиза.
Лиза – добрая душа,
Обаятельна, открыта,
И собою хороша,
Может будет знаменита!
Ребенок 2: Юлия – от латинского слова кудрявая.
Посмотри-ка, Юленька,
В зеркало лучистое,
Ты увидишь милая,
Кудри золотистые!
Ребенок 3: Дима – значит «мать земля»,
Вот в чем силушка моя!
Хоть работать за троих,
Хоть любить за четверых –
Силушки на все хватает:
Видно имя помогает.
Воспитатель: Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
Эта книжка – невеличка
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Всё расскажет про тебя.
(Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
(Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельства о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе).
Воспитатель: Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство свои друзьям!
Воспитатель: Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день –«День прав ребенка!»
О чем самом важном для детей мы сегодня говорили?
Итог занятия.