КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Составитель: классный руководитель –
Туманова Татьяна Ивановна
Петровка 2015г.
Тема: «Твои права и обязанности»
Цель:
- познакомить учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка,
- привлекать внимание детей к проблемам соблюдения прав человека, показать единство прав и обязанностей,
• воспитывать правовую культуру школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход классного часа:
1.Организационный момент. (эмоциональный настрой учащихся).
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, разберемся в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнения о том, почему необходимо и так важно знать их.
Вы готовы поработать?
Вы готовы отвечать?
Вы готовы, если надо, что-то вспомнить и узнать?
Ну а главное - готовы вы сегодня рассуждать?
2.Сообщение темы классного часа.
Тема нашего занятия « Твои права и обязанности». (Слайд 2)
3.Работа над темой.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно, с ними появились и главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Так возникли права и обязанности у каждого человека (слайд 3)
Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить эти вопросы. Были приняты международные документы о правах человека. Их можно разделить на 2 большие группы: декларации и конвенции.
В 1948 году был принят документ, в котором закреплены права людей, и назывался он Всеобщей декларацией прав человека. (Слайд 4)
Это нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, что они рождаются свободными и равными, имеют одинаковые права - и ни слова о детях.
Потом взрослые решили определить права детей - ведь из бесправного ребенка не может вырасти свободный человек. В 1959г. была утверждена Декларация прав ребенка. В этом документе были изложены права, касающиеся защиты и благополучия детей.
Однако, Декларация - это высказывание, имеет лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.(Слайд 5)
Другое дело, Конвенция - это договор, соглашение, в котором определены права детей. Государства, которые ее подписали должны неукоснительно ее исполнять. (Слайд 6) Наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
20 ноября 1989г - День прав ребенка. Комиссия ООН (Организация Объединенных Наций) по правам человека приняла Конвенцию «О правах ребенка». (Слайд 7)
Ее главной целью является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Но, к сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии.
Но даже взрослые сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. И чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
(Слайд 8)
Очень много стран на свете, это знает каждый
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней, для страны – ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. О каких правах идет речь в конвенции? На что каждый ребенок имеет право? (ответы учащихся)
-Что такое право? (ответы учащихся). (Слайд 9)
-Что такое, например, право на жизнь? (Слайд 10)
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Они тесно связаны.
-Что же такое обязанность? (ответы учащихся) (Слайд 11,12)
Установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
Вы ученики, какая ваша главная обязанность? (ответы учащихся)
Вы обязаны не только учиться, но и соблюдать правила учащихся.
Где они прописаны? (ответы учащихся)
-Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?(Слайд 13)
Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Права и обязанности сопровождают человека всю жизнь.
Вы несовершеннолетние, но как любой гражданин имеете и права и обязанности, а за невыполнение их несете ответственность перед государством и обществом. Возьмите себе на вооружение следующие важные правила.
Памятка «Важные правила» (Слайд 14)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
4.Закрепление
-А теперь, давайте соотнесем определенные действия человека (ребенка) с правами человека. (Слайд 15)
Что я делал(а) сегодня
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
1
Ночью спал
Право на отдых и здоровье
2
Завтракал, обедал
Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
3
Смотрел телевизор
Право на доступ к информации и СМИ
4
Сходил в школу
Право на образование
5
Лечил зубы
Право на медицинскую помощь.
6
Посещал кружки и секции
Право на всестороннее развитие
7
Играл в компьютер
право на отдых и досуг
8
Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку
право на справедливое вознаграждение
9
Встречался с друзьями
право на свободу мирных собраний
10
отвечал на уроке. Защищал свое мнение.
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
5.Итог.
О чем мы сегодня говорили? (Слайд 16,17,18)
Обязанности:
- Каждый ребенок обязан уважать права других людей, не допускать грубости в общении, защищать слабых;
- обязан понимать, что несет ответственность за свои слова, но в тоже время обязан помнить, что у других людей есть свое мнение, учись уважать его;
- обязан знать, что можно участвовать только в тех играх и развлечениях, которые безопасны, не вредят здоровью не только вашему, но и окружающим;
- бережно относиться к родному языку и уважать языки других народов;
- соблюдать правила безопасного поведения;
- хорошо учиться, выполнять правила поведения в школе, соблюдать устав школы;
- беречь свое жилище не причинять вреда жилищу других;
- уважать своих родителей, любить и проявлять почтение. Трудоспособные дети достигшие 18 летнего возраста обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях;
- должен знать, что здоровье нужно беречь с детства: заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, не забывать что табак, алкоголь, наркотики очень вредны и опасны;
- охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
- любить свою Родину, уважать свое государство, его законы, участвовать в жизни своей страны, вставать на ее защиту;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Права
- право на жизнь
- право на отдых и досуг
- право жить в своей стране и своей семье
- право на имя и гражданство
- право на жилье и неприкосновенность
- право на образование
- право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание
- право на свободу мысли
- право на общение на родном языке
- право на защиту от жестокости, насилия.
С какими документами ознакомились?
Что нового и интересного узнали?