Занятие по развитие речи
Тема : « Составление рассказа на тему «Веселое настроение»»
Цель : Закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;
активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить
подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед
детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по
его основным признакам.
Когда светит солнце и поют птицы , какое у тебя настроение ? (веселое,
радостное, бодрое.)
А если у человека не очень хорошее настроение, каким словом можно
назвать такое настроение? (Невеселое, грустное, печальное, унылое,
тоскливое.)
Прочитать стихотворение М. Щеловановой «Утро». В этом стихотворении
как будто разговаривают два человека: у одного хорошее настроение, у
другого – плохое.
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца?
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день,
Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано
утро? (Плохое утро, хорошее утро; скучное утро, веселое утро.)
Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой
день? (Хмурый, серый, пасмурный день.)
(Если дети не могут сразу ответить, педагог читает соответствующую
часть стихотворения еще раз.)
А когда светит солнце, как мы назовем такой день? (Солнечный, ясный.)
Назовите слово, противоположное по смыслу слову «трудное». (Легкое.) Что
еще может быть легким? (Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.) Человек
несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан? Какой
в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как о таком ветре можно сказать подругому?
Какими словами, близкими по смыслу, можно сказать про легкую
задачу? (Нетрудная, несложная, простая.)
А если задача не легкая, то какая она? (Трудная, тяжелая, сложная.)
Если чемодан не легкий, в нем много вещей, то какой он? (Тяжелый.)
Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? (Сильный.)
Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то
противоположное по значению, по смыслу слово будет… (тяжелый).
Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные
слова… (тяжелая, трудная).
Если мы называем ветер слабым, то противоположное по смыслу слово
… (сильный).
Игра «Задумай слово»
Слова нужно задумывать знаковые, понятные.
Сначала ребенок отгадывает слова . Комната, где занимаются ученики в
школе. Что это? (Класс.) Маленький упругий шар для игры. Что
это? (Мячик.)