Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»»
Білікті Образовательная область: Коммуникация
Тарау Раздел: Развитие речи
Воспитатель: Нурмухамбетова А.А
Цель:
учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;
- развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
- развивать связную речь;
- активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными
- учить называть родственные слова к существительным
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.
Ход занятия:
I. Мотивационно-побудительный:
- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними на казахском языке. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!
- А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика “Кулачок”:
“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.
II. Организационно-поисковый:
-Присаживайтесь на стульчики. Ребята, из нашей группы приготовили для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, а ответы мы будем искать среди картинок. (Презентация)
- Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а понимаем руку.
- Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная.(снежинка)
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.(Сугроб)
Заморозил чародей и озера и ручей
Холодом дышал и вот
Не вода в ручье, а … (лед)
Свяжет бабушка их внучке
Чтоб зимой не мерзли ручки
Сохраняют тепло сестрички
Шерстяные …. (рукавички)
Мы его слепили ловка
Глазки есть и нос морковка
Чуть тепло-заплачет вмиг
И растает … (снеговик)
Зацепилась за карниз
Головой свисает вниз
Акробатка- крохотулька
Зимний леденец … (сосулька)
Всякая здесь птица
В зимний холод угостится
На сучке висит избушка
Называется … (Кормушка)
- Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).
- Ребята, посмотрите какой замечательный волшебный сундучок есть у меня.Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. (музыка волшебного сундучка)
- Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.
“Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.Снегурочка.”
- Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме
- Ребята, а как вы думаете какое настроение у Деда мороза сейчас? Конечно грустное? Давайте выберем подходящее и прикрепим, на какую ступеньку? На самую низкую.
- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.
- Какое у нас сейчас время года? Отвечаем полными ответами.
- Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.
- А на казахском как будет?
-?ыс айлары? (Желто?сан. ?антар. А?пан)
- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки)
- Какие бывают ветра?
- Какое солнце зимой?
- Что происходит зимой на реке?
- Как на казахском лед?
- Какие стоят деревья?
- А что бывает только зимой? (Снег)
- Как на казахском снег?
- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)
- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)
- Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!
- А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки под музыку)
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
- А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Ше?берге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий) А еще есть такое слово «зимовье», оно означает…
- К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.
-Жарайсын,балалар!
- Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.
Физминутка
- Представим, что мы с вами на улице. Максим проведи, пожалуйста, физминутку.
Снег идет, снег идет
Дворник улицу метет
Веселей, веселей (хлопки)
Нам помочь ему не лень.
Мы немножко разомнемся (наклоны)
И за дело сейчас возьмемся
Руки вытянуть пошире (поворот)
Раз, два, три, четыре
Наклоняться три, четыре
И на месте поскакать
На носок, потом на пятку
Вот и сделали зарядку (хлопки)
- Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.
- Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)
- Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.
- А теперь я приглашаю вас пройти к столам и посмотреть то же там для вас приготовлено. (На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях)
- Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей).
-А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “Зимний развлечения”).
- Чтобы нам получше было видно, подойдем к телевизору.
«Внимательные глазки»
- Давайте возьмем «подзорную трубу». А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)
- Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)
Упражнение «Волшебство».
- А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине».
-Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.
- Расскажите о своих чувствах. Даша ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)
- А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.
Коллективное составление плана рассказа.
- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)
- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)
- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.)
- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)
- Итак, ребята.
1. Сначала вы расскажете о времени года.
2. Потом о погоде и природе.
3. Затем, что делают дети
4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.56. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.
Примерные рассказы детей:
1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.
2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!
3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.
III. Рефлексивно-корригирующий:
- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.
- А как вы думаете, какое настроение теперь стало у Дедушки Мороза? А почему?
- Да, я тоже думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.
- Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).
- На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?
- Что больше понравилось?
- Что было трудно?
- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?
- Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!