Ересек тобында оқу қызметінде ұйымдастырылған сабақтың конспектісі
Конспект занятия организованной учебной деятельности в старшей группе
The lesson summary of organized educational activityfor the senior group
Тәрбиеші: Воспитатель: Educator:Преподаватель казахского языка Исмуратова Д.Т., воспитатель по изодеятельности Гурина И.Н.
Білім беру саласы: Образовательная область: Educationalarea: Коммуникация, Творчество
ОҚҰ түрі: ВидОУД: Type of OAM: Казахский язык, Аппликация
Тақырыбы: Тема: Theme:«Казахская национальная одежда»
Мақсаты: Цель: Aim: Продолжать знакомить детей с культурой казахского народа (казахская национальная одежда).
Міндеттері: Задачи:Tasks: Воспитывать уважение к традициям казахского народа. Знакомить с элементами казахского узора «қызғалдақ» - тюльпан, «құс қанаты» - крылья птицы. Учить составлять узор на камзоле, соблюдая симметрию. Обогащать словарный запас. Учить отвечать на поставленный вопрос Қандай? (Какой? Какая? Какие?) Развивать чувство цвета, ритма.
Көптілдік компонент: Полиязычие: Multilingualism: қамзол-камзол-camisole, ою-өрнек- орнамент-pattern, ұлттық киімдер- национальная одежда, ұлттық ыдыстар-национальная посуда
Құрал – жабдықтар: Оборудование: Equipment: Мини-выставка с предметами казахского быта, украшенными казахским узором. Мольберт с картинками (казахская национальная одежда), көрпешки, силуэт камзола на листе ватмана, детский камзол из ткани, образцы элементов казахского узора «құс қанаты», «қызғалдақ» из цветного картона и из самоклеющейся цветной бумаги.
Алдын – ала жұмыс: Предварительная работа: Preliminary work: Рассматривание камзола, саукеле в мини-музее детского сада. Рассматривание картинок с изображением казахской национальной одежды.
Сөздік жұмыс: Словарная работа: Dictionary work: қалпақ,тақия,көйлек, қамзол, шапан, ұлттық киімдер, ою – өрнек,«құс қанаты», «қызғалдақ».
Вводная часть: Кіріспе:
Д.Т.: - Балалармен амандасу және балаларға қонақтармен амандасуға ұсыну. Балалардың назарын сабаққа аудару.
Сұрақ-жауап: Балалар, айтындаршы - Біз қай елде тұрамыз? Ребята, скажите в какой стране мы живем? Қазақстанда қай ұлттың адамдары тұрады? - Люди каких национальностей живут в Казахстане?
Қалай біз тұрамыз? -Как мы все живем? Сенің ұлтын кім? - Кто ты по национальности? (Д.Т.спрашивает всех детей). Жарайсындар! Бәріміз біз қазақстанда тату тұрамыз. Біз, бәрімізүлкен бір жанұяда(отбасымен) тұрамыз. - Мы живем одной большой семьей. Әр ұлттың өз мәдениеті бар. И у каждой национальности есть своя культура и традиции.
– Кто знает стихи о Родине? (1-2 ребенка рассказывают стихи).
И.Н.: - Балаларды импровизациялық мұражайға шақырады: ұлттық киімдер, ыдыстар, көрпелер, аспаптар. Балалар, вы сказали, что есть ою-өрнектер- узоры на казахской национальной одежде. Но казахскими орнаментами узорами ою- өрнектер украшают не только одежду, но еще посуду, корпешки, подушки и юрты.(предлагает пойти в импровизированный музей и посмотреть).
Ою-өрнектер әр-түрлі және де көп болады. Элементы узора бывают разные - большие и маленькие, их очень много. Әдемі ою-өрнек болсын десек, оларды аумастырып және қатар қойып отыру керек. И чтобы получить красивый узор – орнамент, их надо чередовать или выкладывать в ряд. Найдите на предметах геометрические узоры, элементы животного, растительного мира.(Находят на предметах и называют элементы казахского узора).
Основная часть: Негізгі бөлім:
- Сегодня мы поговорим о казахской национальной одежде.
- Сұхбат: Тақырыппен тапыстыру. Бүгін біз сабамығызда қазақ ұлттық киімдертуралы әнгемелесеміз.
Суретпен жұмыс:- Балалар, келіңдер, қазақұлттық киімдердің қандай түрлерін білеміз екен, еске түсірейік.
- Балалар, давайте вспомним виды казахской национальной одежды. Қалпақ, тақия, сәукеле, кимешек, (бас киім) қамзол, шапан, көйлек, етік, мәсі (аяқ киім, ұлттық киімдер.
Сөздік жұмыс:Қалпақ, тақия, сәукеле, кимешек, (бас киім) қамзол, шапан, көйлек, етік, мәсі (аяқ киім, ұлттық киімдер. Дұрыс, әдемі, әшекейленген. Киімде қазақ өрнегі бар.
- Есть орнамент. Узор, орнамент по казахски будет ою-өрнек.- Қарандаршы, ұлттық киім қандай?
- Посмотрите, какая национальная одежда?(Красивая, нарядная, украшена казахским узором).
Д/О: « Киімдерді топтастыр»(аяқ киім, бас киім, киімдер бөлек түру).
Разминка «Қазақтын қызы».
Сюрпризный момент.Алдар Көсе: - Сәлеметсіздерме, балалар!
Д.Т.: - Балалар бұл кім, таныдындар ма? Дұрыс, бұл Алдар Көсе. Балалар, қонақты төрге отыргызайық. Давайте пригласим гостя пройти на почетное место.(Раскладывают на ковре көрпешки, садятся в круг).
- Алдар Көсе, не болып қалды? Что случилось у тебя?
Алдар Көсе: - Балалар, я пошел в гости к әже. У нее есть внучка, әже ей сшила камзол. И вот беда случилась, сломались очки у әже. И она теперь никак не может украсить камзол. (Дает сверток – камзол из ткани, элементы казахского узора).
- Поможете?
Д.Т - Балалар,көмектесеміз бе? И.Н.: - Посмотрим, какие элементы узора приготовила әже на камзол. Прежде чем украсим камзол из ткани, давайте попробуем выложить узор на образце (кілемге отырайық).
Алдар Көсе: - Ой, рахмет, балалар. Пойду, обрадую әже, починю ей очки и вернусь. (уходит).
И.Н.: - Балалар, қалай біз Алдар Косе көмектесеміз? Біз тігу білмейміз ғой? А как же мы ему поможем? Мы же не умеем шить. Скоро придет Алдар Косе, а мы еще ничего не сделали. Назовите элементы узора на казахском языке«құс қанаты» - крылья птицы, «қызғалдақ» - тюльпан.Давайте повторим.
Пальчиковая гимнастика «Кездесті екі…»
Работа в мастерской: И.Н. с детьми выкладывают орнамент на камзоле из ткани. Какие части камзола нам нужно украсить? (Предлагают варианты).Как будем располагать на них элементы узора?(Симметрично).
Приступают к работе.
Алдар Көсе: - Қайырлы күн, балалар. Я починил очки әже и пришел узнать, смогли ли вы помочь мне. Рахмет, балалар! Какие вы все молодцы, как красиво. Вот әже обрадуется! У меня есть для вас интересная игра, давайте поиграем.
Қ/О: «Сенде не?», (бегают под музыку, музыка останавливается, дети у какой картинки остановились,должны назвать их).
Воспитатели: - А.К., наши девочки подготовили стихи, послушай, пожалуйста.(Девочки рассказывают стихи на казахском языке).
Заключительная часть: Қорытынды бөлім:
Дети, что вы сегодня делали на занятии? Какие элементы казахского узора знаете? (Рассказывают, чем занимались на занятии).Молодцы!
А.К.: Вы сегодня помогли әже, и она передала вам гостинцы. (Благодарят).
Сау болыңдар!(Прощаются с Алдаром Косе и гостями).