Просмотр содержимого документа
«Занятие для старшей группы " Путешествие во времени в историческое прошлое города Алчевска"»
Конспект открытого занятия для старшей группы «Путешествие во времени в историческое прошлое города Алчевска»
Воспитатель:
-А сейчас мы с вами заходим в очередной зал нашего краеведческого музея , посвященный славному городу Алчевску. К нам присоединяется еще одна группа посетителей нашего музея. Поприветствуем ее.( дети здороваются) Прежде чем начать экскурсию, я предлагаю вам посмотреть документальный фильм о нашем городе.
( дети смотрят фильм)
Воспитатель:
-Какие известные места нашего города вы, дети, узнали?
( дети перечисляют)
Я вижу, что вы любите свой город и уже много о нем знаете, поэтому я предлагаю вам стать моими помощниками- юными экскурсоводами и рассказать об экспонатах этого зала.
Воспитатель:
Итак, перед нами первый экспонат. Узнали , что изображено на фотографии?
Ребенок:
-Это площадь Советская- сердце нашего города. Площадь является местом проведения праздничных мероприятий, народных гуляний,ярмарок. На площади находится здание городской администрации, где расположен кабинет главы нашего города Пятковой Н.П. Она руководит нашим городом. Наталья Петровна организует работу различных городских служб: транспорта, медицины, образования., следит за красотой и чистотой города, благодаря чему город расцветает с каждым днем.
Воспитатель:
-Совершенно верно. Переходим к следующему экспонату. Посмотрите внимательно, вы узнали что это?
Ребенок:
-Это парк « Победа».-любимое место отдыха горожан. Парк был основан 44 года назад. На его территории расположены игровые площадки и аттракционы для детей и взрослых.
Воспитатель:
-На территории парка установлен памятник великому русскому поэту.
Ребята, а кто знает какому поэту установлен памятник?
( дети молчат)
Воспитатель:
- Я вам подскажу. Он автор ваших любимых сказок. Вот строчки оной из них:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый,
Все бродит по цепи кругом.
Ребенок:
-Это Александр Сергеевич Пушкин! Его сказки мы очень любим!
Воспитатель:
-Следующая экспозиция. Памятный знак в честь советских воинов –артиллеристов. Кто знает историю этого памятника?
Ребенок:
-На площади 30-летия Победы, в 1975 году в качестве памятника воинам-артиллеристам, был установлен танк Т-34, который участвовал в боях Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков.
Воспитатель:
-Проект постамента разработан преподавателем кафедры архитектуры горно-металлургического института.В сооружении памятного знака принимали участие студенты и школьники.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, когда был освобожден наш город от немецко-фашистских захватчиков?
Ребенок:
-Наш город был освобожден 2 сентября 1943 года. Каждый год в день празднования Победы в великой Отечественной войне, мы ходим возлагать цветы к памятнику Воинам –освободителям нашего города.
Воспитатель:
-Ребята, а какие еще памятники города вы знаете?
Ребенок:
«Братская могила жертв фашизма», « Братская могила советских воинов», « Памятник советским воинам», « Памятник советским воинам-металлургам, погибшим в ВОВ», « Стелла в честь 20-летия Победы в ВОВ».
Воспитатель:
-А какие современные памятники защитникам вы знаете?
Ребенок:
- « Памятный знак воинам-интернационалистам». Это памятник жителям нашего города, которые служили и погибли в Афганистане., « Памятный знак алчевцам-чернобыльцам», памятник выжившим в Дебальцевском котле.
Ребенок:
-Два года назад был воздвигнут памятник А.Мозговому. и памятный знак воинам, сражавшимся за мир в нашем городе.
Воспитатель:
- А это самая старая фотография известного здания нашего города. Посмотрите внимательно, что это за здание?
Ребенок:
-На этой фотографии запечатлена самая старая школа нашего города- средняя общеобразовательная школа № 1.она была открыта в 1907 году. В 1960 году школа начала работать с углубленным изучением английского языка. Школа № 1 дала путевку в жизнь тысячам юношей и девушек. В числе выпускников – инженеры и ученые, педагоги и врачи, которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление нашего города.
Воспитатель:
-Ребята, а сколько школ в нашем городе?
Ребенок:
- В нашем городе 17 школ. Каждая школа имеет свое направление. 1 сентября 2018 года в нашем городе открыли казачий кадетский корпус. В нем обучаются будущие воины-защитники нашей республики.
Воспитатель:
-А возле нашего садика есть школа?
Ребенок:
-Возле нашего сада находится средняя образовательная школа № 24, куда мы ходим каждый год на День знаний и на последний звонок поздравлять первоклассников и выпускников.
Ребенок:
-А этот экспонат вы узнаете без труда!
Ребенок:
-Это наш любимый детский сад « Сказка». Он расположен в старой части нашего города по адресу ул. Льва Толстого,91. Сад был построен более 50 лет назад. В нашем саду 8 групп, большой музыкальный зал. На территории детского сада расположены 8 игровых площадок, сад, детские огороды, клумбы с декоративными и лекарственными растениями.
Воспитатель:
-А сколько детских садов в городе?
Ребенок:
-26, но самый лучший садик наш!
Воспитатель:
-Как правильно называется наш детский сад? Сколько детей ходит в него?
Ребенок:
-Наш сад называется ГБДОУ ЛНР ясли-сад комбинированного вида № 44 «Сказка». Ходит в садик более ста детей.
Воспитатель:
-Совершенно верно! Ходит в наш садик 123 ребенка. Я рада, что вы так любите свой детский сад и с такой любовью о нем рассказываете. Давайте вспомним стихотворение о нашем садике, которое мы вместе с вами сочинили на одной из прогулок.
Ребенок:
Очень любим мы наш сад,
Он нас видеть всегда рад.
В нем мы весело живем,
Занимаемся, поем.
Ходим вместе на прогулки,
Лепим, клеим , мастерим
Каждый день у нас занятья,
Мы без дела не сидим.
Воспитатели что надо.
Любит всех их детвора.
Ведь они –вторые мамы,
С нами с самого утра.
Учат Родину любить,
Любознательными быть,
Много знаний нам дают
Создают для нас уют.
Садик свой мы не забудем-
Будет в памяти всегда.
Он нас многому научит
Много вложит в нас добра.
Ребенок:
-Мы очень любим петь и танцевать. И каждый год участвуем в городском смотре детского творчества « Пролесок», который проходит в Центре детского и юношеского творчества( полное правильное название), который изображен на этой фотографии.
Воспитатель:
-Построен этот центр был в 1937 году и первоначально был домом Пионеров.
Воспитатель:
-А кто такие пионеры?
Ребенок:
- Это детская организация. Пионеры были первыми во всем: в учебе, в помощи взрослым и малышам. Они помогали собирать макулатуру , металлолом. Благоустраивали территории школ, садиков, домов. Были главными помощниками взрослым.
Ребенок:
- А у меня мама не пионер, но она тоже состоит в организации.
Воспитатель:
-Как интересно! А что это за организация, ты знаешь?
Ребенок:
-да, мама мне рассказывала. Это организация называется « Мир Луганщине». Эта организация выступает за мирное становление нашей молодой республики.
Воспитатель:
-Вот мы и подошли к самому главному экспонату этого зала. Это металлургический завод. Кто нам расскажет о нем?
Ребенок:
-Днем рождения нашего завода является 26 мая 1896 года., когда в торжественной обстановке была задута первая доменная печь. Основателем нашего завода был Алексей Кириллович Алчевский.
Воспитатель:
-Ребята, а вы хотели бы попасть в прошлое и узнать, как появился наш завод, как он развивался?
Ребенок:
-Очень хотели бы! Только разве это возможно?
Воспитатель:-Посмотрите на эти часы. Это не простые часы, а волшебные. Они нам помогут попасть в прошлое. Итак, вы готовы? Начинается отсчет!( на экране часы, стрелки которых идут в обратную сторону)
Алч:
-Здравствуйте , мои друзья! Вы узнали меня?
Реб:
Да, Вы Алексей Кириллович Алчевский.В честь Вас назва наш город.
Алч:
-А как вы попали сюда?
Реб:
-Мы пришли в краеведческий музей, чтобы узнать, как зарождался наш город.И, вот, с помощью волшебных часов , мы попали к Вам, в прошлое для встречи с Вами.вы расскажите нам о городе, как он появился?
Алч:
-С удовольствием.Я хочу не только рассказать, но и показать.Мне нужен помощник, чтобы управляться с чудо-техникой.В степном краю была железнодорожная станция Юрьевка, которую окружали несколько маленьких домов.Наш край богат многими полезными ископаемыми.А какие полезные ископаемые вы знаете, которые есть в Луганской области?
Реб:
-мел.Им белят дома, деревья, дают в пищу животным, используют в косметологии, для приготовления лекарственных препаратов.
Реб:
-Соль.Она используется для приготовления пищи, для лечения- это солевые комнаты, для подкормки диких и домашних животных .
Реб:
-железная руда- она используется для плавки стали.
Реб:
-уголь.Им топят печи в домах,им растапливают печи в поездах, на теплоходах.
Алч:
-Молодцы, ребята. Вы все правильно рассказали. Хочу вам сказать, что у угля есть и другое применение. Из него изготавливают кокс, который необходим для выплавки металла. Металл бывает разный: алюминий, чугун,сталь, фольга.Скажите, а что делают из металла?
Реб:
-Из алюминия делают посуду, детали для самолетов, велосипедов, машин.
Реб:
-из чугуна делают детали для станков, для электростанций.Из чугуна делают посуду.
Реб:
-фольга нужна в пищевой промышленности, в ракетостроении.
Реб:
Из стали делают трубы, станки, детали и корпуса машин, кораблей и многое другое.
Алч:
-чтобы производить все эти изделия я и решил построить металлургический завод.недалеко от станции были шахты , где добывали уголь для кокса и железную руду.Я выкупил всю эту территорию и соединил их железной дорогой.После этого начал строительство металлургического завода. 26 мая 1896 года была задута первая доменная печь и наш завод начал свою работу.
Реб:
-а кто работал на заводе?
Алч:
-На завод требовалось много рабочих, которые приезжали со всех сторон. Для них мы строили бараки.
Реб:
-А рабочие были грамотными?
Алч:
-А об этом вам расскажет мой верный друг и помощник, моя жена Христина Даниловна Алчевская. Для этого вам нужно переместиться в 1894 год.
( часы отсчитывают обратный ход.Выходит Х.Д.Алчевская)
Х.Д.:
-Здравствуйте, дети! Рада вас видеть!Что привело вас ко мне?
Реб:
-Мы хотим узнать, как учились дети и взрослые, когда только начал работать наш завод.
Х.Д.:
-я с удовольствием вам расскажу.А вы поможете мне показать?
В те времена образование получали только мужчины из богатых семей.Мой отец не хотел, чтобы я получила образование.Но я добилась своего – получила отличное образование и решила посвятить свою жизнь обучению простых бедных людей.В 1894 году я приехала в поселок Юрьевка , чтобы помочь своему мужу А.К.Алчевскому.у меня был только адрес дома , где он жил.Каково е было мое удивление, когда никто из людей, которые мне встретились, не смогли прочитать что было написано на листе. Первое , что я сделала это открыла школу для рабочих.
Реб:
-А кто их там учил и как?
Х.Д.:
-Их Харькова я привезла учителей и книги.Чтобы привлечь к обучению маленьких детей я написала книгу « Что читать народу»
Реб:
-А люди в то время не болели?
Х.Д.:
-Конечно болели,но больниц и врачей не было. Поэтому Адексей Кириллович построил больницу и привез первых врачей.Поселок разростался и постепенно превращался в город.
Реб:
-А у Вас большая семья?
( на экране фотографии детей Алчевских)
Х.Д.:
-Мы воспитали с А.К. шестерых замечательных детей.Старший сын, Дмитрий, был помощником , а затем и продолжателем дела отца.
Николай- известный педагог, театральный критик, автор «Первого рабоче-крестьянского букваря для школ и взрослых»
Христина- известный педагог и поэтесса, моя гордость и моя первая ученица, потому что я была ее педагогом и наставником. Именно я дала ей блестящее образование. Она писала прекрасные стихи. Хотели бы вы познакомиться с другими моими детьми?
Реб:
-да
Х.Д.:
-Вам снова помогут волшебные часы.
( перед детьми дочь Анна, которая что-то рисует)
Анна:
-Здравствуйте , дети! Я рада вас видеть у меня в гостях!
Реб:
-А что Вы делаете?
Анна:
-сегодня в нашей семье большой праздник! День рождения моего мужа, Алексея Николаевича Бекетова. я хочу успеть закончить его портрет.
Реб:
-я узнал его! Это известный архитектор. Он построил первые дома в нашем городе. И не только в нем.
Анна:
-Правильно! Он знаменит не только в Алчевске.Много известных памятников архитектуры в Харькове, Крыму также принадлежат его авторству.Хотите я покажу их?
( фильм)
Реб:
-мы бы тоже хотели сделать Алексею Николаевичу подарок.Это возможно?
Анна:
-Конечно, девочки , вы поможете мне закончить этот пейзаж?
Мальчик:
-А мы попробуем стать юными архитекторами.Смоделируем проект, который поможет А.Н. построить детский сад будущего.
Анна:
-А как вы представите проект?
Ребенок:
_ мы его распечатаем на 3-д принтере и расскажем все о садике.
( дети моделируют, распечатывают и появляется макет сада)
Ребенок:
-Это детский сад будущего, На его территории стоит здание самого детского сада. В нем есть 8 групп.на территории сада находится 8 игровых площадок для игр детей.
Реб:
-Есть большой сад, в котором растут фруктовые деревья: абрикосы, груши, яблоки, вишни.Есть много цветочных клумб и большую часть года они радуют всех своим цветением.
Реб:
-Также есть детские огороды, на которых ети выращивают овощные культуры. Есть лекарственная клумба. На территории детского сада есть небольшой зоопарк.Дети могут наблюдать за жизнью животных, могут поммогать ухаживать за ними.А летом, когда наступает жаркая погода, дети будут с удовольствием купаться в бассейне.
Анна:
_какие замечательные подарки вы приготовили! А.Н. очень будет рад им!
( звучит музыка и влетает голубь)
Анна:
-Как же я рада, что о Дне рождения не забыл мой брат Григорий. Он известный композитор , пишет музыку для романсов, опер. А мой младший брат, Иван, исполняет их на самых знаменитых оперных сценах мира.Только мне так жаль, что я не смогу вам сыграть этот замечательный романс.
Ребенок:
-А наша воспитатель , Ирина Алексеевна, умеет играть на фортепиано и она сможет сыграть , чтобы мы все послушали.
( воспитатель играет романс)
Анна:
-Спасибо, что сыграли это произведение. А где вы научились так хорошо играть?
Воспитатель:
-я закончила музыкальную школу № 1, которую впоследствии назовут в честь Вашего брата, Ивана Алексеевича Алчевского.Посмотрите , вот это фотография музыкальной школы. Хотите попасть в нее?
Реб:
-Да!
Анна:
-Вам пора возвращаться в будущее, а я буду заканчивать портрет и готовиться к встрече гостей!
( часы делают отсчет и дети попадают в будущее, в музыкальную школу)
Воспитатель:
-мы с вами находимся в музыкальной школе имени Ивана Алексеевича Алчевского.В музыкальной школе учат детей музыкальной грамоте, играть на различных музыкальных инструментах.А вы бы хотели прикоснуться к волшебному миру музыки?
Дети:
-да!
( открывается ширма.Играют музыканты из музыкальной школы)
Воспитатель:
-вот и подошла наша экскурсия в краеведческий музей и нам пора возвращаться в детский сад.
( часы производят отсчет и дети попадают в детский сад)
Воспитатель:
-Удивительной была наша экскурсия! Мы побывали с вами у истоков зарождения нашего города. Увидели, сколько труда, любви было вложено в него. Благодаря всем самоотверженным труженикам, неравнодушным жителям нашего города с каждым днем наш город становится все лучше.И им гордятся не только наши горожане , но и наша молодая республика.