Программа | «Занимательная азбука» |
Педагог | Скачко Надежда Николаевна |
Возраст детей | 6 лет |
Продолжительность занятия | 30 мин |
Тема занятия | Время года - весна. Приметы весны. |
Цель | Создать условия для формирования знаний детей о времени года - весна. |
Задачи | обучающие | развивающие | воспитательные |
Создать условия для формирования представлений о: приметах весны с опорой на картинки, перелетных птицах, | Способствовать развитию воображения, памяти, внимания, речи детей, инициативы. | Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его, формировать эмоциональную отзывчивость |
Форма занятия | Игра-путешествие |
Методы организации занятия | Словесные методы обучения, метод игры, наглядно - демонстративный метод обучения, практический. |
Используемые педагогические технологии | Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, динамические паузы); личностно-ориентированные (индивидуальный подход к каждому воспитаннику); игровые технологии. |
Дидактические материалы | «Волшебная» коробка, «колесо» времен года, магнитные куклы старушек - смеюшек, магнитная картинка солнышка, «волшебный» мешок, конверты с разрезными картинками о весне, магнитная картинка «Весна», дидактическая игра «Приметы весны», мнемотаблица «Перелетные птицы», карточки с изображениями перелетных птиц, картинки с изображением гнезд перелетных птиц, дидактические карточки «Собери пословицу», карточки с загадками, маркеры, наборы букв алфавита, магнитные доски. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, компьютер. |
Блоки | Этапы | время | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготовительный | 1 | 1 мин | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Приветствие. Создание благоприятной атмосферы для проведения занятия, подготовка детей к восприятию материала. |
2 | 5 мин | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Ребята, а вы знаете, какое время года сейчас наступило? (Ответы детей). Правильно, наступила весна. Я хочу предложить вам отправиться сегодня в гости к необычным старушкам - смеюшкам, но для того, чтобы попасть к ним, нам надо с вами взять «колесо» времен года, повернуть его с зимы на весну. (Педагог достает из волшебной коробки «колесо» времен года и случайно роняет его. «Колесо» разваливается на четыре части). - Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать «колесо», без него мы не сможем попасть в гости. Давайте вспомним с вами стихотворение о последовательности времен года и правильно соберем все четыре части нашего волшебного «колеса». (Дети читают хором стихотворение и выкладывают времена года в правильной последовательности). За зимой идет весна, Снова будет не до сна. За весной приходит лето- Не забудем мы про это! А за летом снова осень, Хоть ее мы и не просим. А за осенью зима- Заморозит все сама! |
Основной | 3 | 15 мин | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания. | - Вот мы и собрали «колесо» времен года. Какого же цвета весна? (Ответы детей). Жили - были две старушки По прозванию «Смеюшки». Вместе ели, чай пили, Вместе по воду ходили. Вместе пели, веселились, Да и вместе к нам явились! Здравствуйте, старушки - смеюшки! Мы очень рады попасть к вам в гости. Интересно, а почему вас так называют? Дети, как вы думаете? (Ответы детей). А еще наши старушки - смеюшки очень любят весну, яркое солнышко и готовы с нами поделиться своими знаниями о весне. - Какой большой мешок! А что же там лежит? (солнечные лучики, теплые денечки, охапки весенних цветов, солнечные зайчики, весенние картинки и еще много всего интересного). - Ребята, смотрите как много в мешке у старушек - смеюшек картинок о весне, о ее приметах. Давайте мы с вами вспомним весенние приметы. (Педагог предлагает детям д/и: выкладывается игровое поле, посередине которого изображено время года - весна. По бокам игрового поля - пустые квадраты. Детям предлагаются карточки с изображением примет весны. Дети берут карточку, называют примету весны и кладут карточку на пустой квадрат игрового поля. Когда все игровое поле будет закрыто карточками, дети еще раз повторяют все приметы весны). - Ребята, говоря о приметах весны, мы упомянули о том, что с юга возвращаются домой перелетные птицы (мнемотаблица «Перелетные птицы»). |
4 | 2 мин | Физкультминутка или этап релаксации | Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. | Вот весна пришла! С чем пришла? С хлопотушками (Дети хлопают). С топотушками (Дети топают). С попрыгушками (Дети прыгают). С повертушками (Дети поворачиваются вправо- влево). С мигалками (Дети мигают). С кричалками (Дети кричат). С улыбочками (Дети улыбаются). |
5 | 4 мин | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний. | Ребята, старушки - смеюшки приготовили для вас еще одно задание. (Педагог достает из мешка карточки с загадками о перелетных птицах. Ребенок должен прочитать загадку и внизу на пустых клеточках маркером написать или выложить магнитными буквами название птицы, о которой была загадка). Загадки: - На шесте - дворец, Во дворце - певец. (Скворец) - Кто на елке, на суку Счет ведет: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка) - Плавает, ныряет, хорошо летает, Ходит вразвалочку, в спотыкалочку. (Утка) - Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь) - Длинны у птицы шея, ноги, Лягушки от нее в тревоге. (Цапля) - Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели? (Соловей) - Она под крышами живет, Гнездо свое из глины вьет. (Ласточка) - В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок) - В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. (Журавли) Ребята, вы все уже справились с заданием? А теперь каждый из вас читает свою загадку для всех, мы ее отгадываем, находим картинку с изображением этой птицы и садим ее в гнездо. (Педагог выкладывает картинку весеннего дерева и карточки перелетных птиц, дети выполняют задание). |
Итоговый | 6 | 1 мин | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели. | Вот и подошла к концу наша встреча со старушками - смеюшками, пора домой. А теперь покрутим «колесо» времен года, скажем «волшебные» слова и оно перенесет нас домой. (Дети «крутят» колесо времен года и говорят волшебные слова: «Руки к солнцу поднимай и весну - красну встречай!»). |
10 | 2 мин | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Вот мы и вернулись с вами домой. Вам понравился наш поход в гости? (Ответы детей). Сколько всего с нами сегодня произошло интересного! Старушки - смеюшки оставили для вас подарки. Помните, что лежало у них в "волшебном" мешке знаний о весне? Солнечные лучики, теплые денечки, охапки весенних цветов, солнечные зайчики. Старушки - смеюшки просили передать вам на память «солнечных» зайчиков в «солнечной» корзинке, играя с которыми вы будете вспоминать об этом необычном дне. |