kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возрастные кризисы и психологические новообразования личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Возрастные кризисы и психологические новообразования личности. Тип урока: комбинированный. Цель: формирование представлений о кризисных периодах детства как новообразованиях личности, причинах возникновения кризисов и симптомах их проявления на этапах дошкольного детства. Задачи: 1.Обеспечить усвоение знаний в области выявления причин возникновения кризисов, симптомов их проявления на этапах дошкольного детства. 2. Развивать навыки логического мышления, анализа, сравнения, классификаций, умения делать выводы и заключения в ходе решения практико-ориентированных проблем. 3. Способствовать формированию профессиональных компетенций и ценностно-значимых личностных качеств. Обратить внимание студентов на компетенции, которыми они должны владеть. Структура урока 1.Организационный момент – 2 минуты 2. Опрос – 10 минут 3. Изучение нового материала – 25 минут 4. Закрепление – 5 минут 5. Домашнее задание – 3 минуты Основные методы применения на уроке: объяснение материала (рассказ), демонстрация пособий, вопросы для беседы, самостоятельная работа. Оборудование: доска, тесты, карточки с заданиями, ТСО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные кризисы и психологические новообразования личности »

Тема: Возрастные кризисы и психологические новообразования личности.

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование представлений о кризисных периодах детства как новообразованиях личности, причинах возникновения кризисов и симптомах их проявления на этапах дошкольного детства.

Задачи:

1.Обеспечить усвоение знаний в области выявления причин возникновения кризисов, симптомов их проявления на этапах дошкольного детства.

2. Развивать навыки логического мышления, анализа, сравнения, классификаций, умения делать выводы и заключения в ходе решения практико-ориентированных проблем.

3. Способствовать формированию профессиональных компетенций и ценностно-значимых личностных качеств. Обратить внимание студентов на компетенции, которыми они должны владеть.



Структура урока

1.Организационный момент – 2 минуты

2. Опрос – 10 минут

3. Изучение нового материала – 25 минут

4. Закрепление – 5 минут

5. Домашнее задание – 3 минуты

Основные методы применения на уроке: объяснение материала (рассказ), демонстрация пособий, вопросы для беседы, самостоятельная работа.

Оборудование: доска, тесты, карточки с заданиями, ТСО.



Список рекомендуемых источников:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург.: Деловая книга, 2002.

  2. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы». М.: Учитель, 2014.

  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: Мозаика-синтез, 2014.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

  5. Гейл Шихи Возрастные кризисы»: Ювента; Санкт Петербург; 1999.

  6. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. М.-В.2008.

  7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012.

  8. Кыласова Л.Е., Ротарь Н.В., Карцева Т.В. и др. Родительские собрания. Волгоград.: Учитель, 2012.

  9. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981.

  10. Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы – М.: Издательство ТЦ Сферы, 2014.

  11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.Психолого-педагогическая готовность к школе. М.: Владос, 2002.

  12. Родительские собрания в ДОО/Под ред. Зениной Т.Н.-М.: Ц.Пед.обр., 2014.

  13. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.

  14. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. – М., 2012.

  15. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Микляевой Н.В.-М.: ТЦ Сфера, 2013.

  16. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детском саду. С-П.: Детство-пресс, 2012.

  17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений .М.: Академия, 2001.

  18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарика, 2005.

  19. Фрухт Э.Л. Консультация и диагностика. М., 1998.

  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

  21. Интернет ресурсы:

http://www.voppsy.ru

http://psystudy.com.ru

http://www.psychology.ru/library/.



Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые студенты и присутствующие на уроке коллеги.

II. Повторение материала и проверка домашнее задания.

- На прошлых уроках мы изучали основные закономерности психического развития детей на разных этапах онтогенеза.

- В качестве домашнее задания вам было предложено выполнить тестовое задание по пройденному материалу. Надеюсь, что все справились и повторили пройденный материал (тесты собрать).

- Давайте вспомним и охарактеризуем эти закономерности.

вспомним основные закономерности психического развития.

1. В каких сферах психического развития жизни проявляются закономерности?

- Психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. (Это формы поведения, развитие психических познавательных процессов ).

2. Что отражают закономерности психического развития?

- Закономерности психического развития отражают существенные тенденции определяющие ход этого развития.

3. Назовите существенные закономерности психического развития ребёнка и дайте им характеристику.

1 закономерность. Для психического развития характерны: неравномерность, скачкообразность. Например: в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируется предметные действия.

  • А в раннем детстве действие с предметами превращаются в особый вид деятельности – предметно-манипулятивную в ходе которой развивается активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственное достижение.

  • Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряет её чувствительность к определённого рода воздействиям, называется сензитивными.

  • Например: в возрасте с 2 до 5 лет развивается речь.

2 закономерность. Стадийность психического развития. Определяет то, что стадии определённым образом следует одна за другой подчиняясь внутренней логике. Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность. (Отвечает студентка ?)

  • Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С. Выготский).

  • В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и её деятельности, психические изменения возникающие и определяющие преобразования в сознании ребёнка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те новообразования, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

  • Каждому возрасту присуще ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н. Леонтьев). В младенчестве: эмоциональное общение. В раннем возрасте: предметное. В дошкольном: игра.

  • В рамках каждого возраста возникает противоречие, разрешение которых является источником развития. Например: в 3 года у ребёнка выступает несоответствие между «хочу» и «могу», что ведёт к формированию новых умений и навыков, позволяет расширить границы самостоятельности. Которая затем рождает новые противоречия.

  • Основной закон психического развития: (который сформулировал Л.С. Выготский следующим образом) «Силы движущие развитие ребёнка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основой развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей более высшей возрастной ступени».

3 закономерность. В третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств, которая обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например: память отделяет от восприятия.

4 закономерность. В-четвертых, психика отличается пластичностью, что даёт возможность её изменения под влиянием каких-либо условий и проявлений. Например: в подражании, научении (И.В. Шаповаленко, Л.Ф.Обухова) .

5 закономерность. В пятых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют, которые его определяют. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребёнка определённых видов деятельности, складываются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Вывод: Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др).

III. Введение в тему.

- На столах у вас находятся карточки с заданиями. Прочитайте задания и ответьте на поставленные вопросы.

- Какая проблема затрагивается в каждом задании и легко ли вам было ответить на поставленные вопросы? (Студенты говорят, что в отношениях ребёнка со взрослыми возникают противоречия, причины которых взрослым непонятны).

- А как вы думаете, в чем же причины такого противоречия и возникновения негативных реакций ребёнка на указания и просьбы взрослых (студенты отвечают, что это кризисные явления детства).

- Какие цели и задачи учебной деятельности на уроке вы можете сформулировать, которые помогут вам овладеть общими и профессиональными компетенциями в области изучения психологии?

(обратите внимание на компетенции, которые у вас есть).

- Сегодня на уроке мы узнаем подробнее о кризисных периодах дошкольного детства, рассмотрим их характерные особенности, причины возникновения и симптомы проявления.

- У вас имеются опорные таблицы «Возрастная периодизация психического развития человека», в которой отражены ключевые показатели изменений происходящих в психическом развитии ребёнка на разных этапах дошкольного детства.

Изучить таблицу и выполнить следующие задания:

1. В каждом возрастном периоде выделить основные кризисы развития, укажите и назовите их.

2. Указать хронологические рамки возрастного периода и протекание кризисных периодов.

3. Определить социальные ситуации развития ребёнка на этапах детства (младенчества, раннее детство, дошкольное детство) и выделите «социальную ситуацию развития» кризисных периодов.

4. Изучить психологические новообразования каждого кризисного периода. (В ходе домашней самостоятельной работы выделите психологические новообразования характерные для каждого возрастного периода).

Вывод: Исходя из анализа проделанной работы какой можно сделать вывод?

(Происходит закономерное чередование возрастных периодов, в каждом из которых выделяются особенности онтогенетического психического развития и противоречия и новообразования связанные с данной возрастной ступенью) (Ведущая линии, формирования форм общения, социальные ситуации развития и кризисные периоды).

- На следующем этапе нашего урока мы более подробно изучим особенности кризисных периодов детства, выделим основные причины их возникновения и симптомы их проявления.

- Ваша задача внимательно анализировать информацию для того, чтобы ответить на вопросы для самопроверки.

- Первая презентация на тему «Кризис первого года жизни». Нам представит студентка Крылова Светлана.

«Л.С. Выготский датирует начало кризиса одного года дестью месяцами, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание». Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь (автономная).

План:

1.Первый год как этап психического развития.

1.1. Первый год жизни.

1.2. Этапы психического развития.

2.Кризисные периоды первого года.

3.1. Кризис новорождённости.

3.2. Кризис одного года.

Вывод.

Вопросы для самопроверки.

Список используемой источников.


Вывод:


Суть кризиса состоит в том, что ситуация полной слитности ребёнка со взрослым нарушается, в ней появляются двое ребёнок и взрослый.

Симптомы, характерные для одного года, проявляются различными эмоциональными и поведенческими реакциями ребёнка:

  • Запрет (или отсрочка) удовлетворения его желания, приводит к проявлению волевой реакции в поведении (стремление завладеть игрушкой, желание, чтобы ему уделили внимание), как характеристики психической жизни;

  • Ребёнок учится реагировать на просьбы и запреты, выражая удовольствие или неудовольствие проявлением эмоций. Наблюдается прямая зависимость ребенка от взрослого и приводит к тому, что:

  • Отношение его к самому себе и к действительности всегда преломляется сквозь призму отношений с другим человеком.

  • Недостаток любви и внимания со стороны взрослого, негативно отражается на будущей самооценке ребенка и формируют комплекс «недолюбленности».

  • Переизбыток внимания и постоянное «облизывание» малыша, приводит к тому, что в будущем он может стать «зависимым» - от родителей.



Вопросы для самопроверки:


  1. Почему рождение считается кризисным моментом в жизни ребёнка?

  2. Назовите основные признаки новорождённости.

  3. Каковы главные признаки кризиса одного года?

  4. В чем состоят новообразования кризиса первого года?

  5. Объясните главное противоречие одного года.

  6. В чем заключаются новые отношения со взрослыми в этот период?


Список используемых источников:


  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

  2. Гейл Шихи Возрастные кризисы»: Ювента; Санкт Петербург; 1999.

  3. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981.

  4. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.

  5. Фрухт Э.Л. Консультация и диагностика. М., 1998.

  6. Интернет ресурсы:

http://www.voppsy.ru

http://psystudy.com.ru

http://www.psychology.ru/library/.



- Вторая презентация на тему «Кризис трёх лет».

«Кризис трёх лет» - который рассматривается как социальный кризис, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка («самость», а так же переходу взаимоотношений со окружающими).

С причинами кризиса трёх лет и симптомами его проявления Вас познакомит Великанова Елена.


Вывод:

  • К трём годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит своё выражение в кризисе трёх лет.

  • Основными симптомами являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребёнка, бунт против окружающих.

  • За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования: система “Я”, личное действие, сознание “Я сам”, чувство гордости за свои достижения.

  • Новое видение себя через призму своих достижений даёт начало бурному росту самосознания ребёнка.

Одобрение и похвала взрослого рождают чувства гордости и собственного достоинства.

  • Ребёнок становится способным осуществить элементарную рефлексию

  • Становление “системы Я” и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

- Третья презентация на тему «Кризис семи лет»

Принимала участие в подготовке данной презентации студентка Девликамова Асия.


Кризис семи лет – возрастной период, возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному, характеризующейся очевидными изменениями в характере и поведение ребёнка(Л.С. Выготский).

- Что же происходит с ребёнком?

Симптомы проявления кризиса семи лет:

  • К 6 – 7 годам возрастает подвижность нервных процессов, процесс возбуждения преобладает.

  • Характерные особенности поведения и проявление эмоций: непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость.

  • Дети нарушают привычно - правильные нормы поведения: манерничают, кривляются, гримасничают, поясничают, что производит впечатление странного немотивированного поведения ребёнка и вызывает осуждение взрослых (Л. С. Выготский ).

- В чем заключается суть изменений в поведении и развитии ребёнка и каковы их причины?

Суть этих изменений Л.С.Выготский определил как:

  • Утрату детской непосредственности;

Причины:

  • Недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни.

  • Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживаниями и поступком “вклинивается” интеллектуальный момент – ребёнок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

  • Переживания и действия ребёнка интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, “как надо”, в связи с чем возникают новые трудности в отношениях ребёнка с близкими (К.Н.Поливанова).

Причина:

  • Правила установленные взрослыми нарушаются, отрицаются, а прошлый детский образ жизни обесценивается, отвергается, чтобы утвердить себя в новой роли.


  • Период кризиса семи лет можно характеризовать как период “трудновоспитуемости”:

  • Возникает новая реакция на указания взрослых: ребёнок в привычных ситуациях никак не реагирует на просьбы и замечания взрослых, делает вид, что не слышит.

  • Ребёнок нарушает режим и как бы игнорирует призывы близких на приглашения (идти обедать, спать).

  • Начинает демонстрировать нарочито взрослое поведение, подражая взрослым членам семьи.

  • У детей появляется интерес к своему внешнему виду (спорит по поводу выбора одежды, заявляя “Я не маленький”).


  • Возникает важнейшие позитивные новообразования этого периода, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Причина:

  • Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.




  • Наблюдается следующие изменения в поведение и переживаниях ребёнка:

  • Ребёнок начинает осознавать собственные переживания: ребёнок открывает сам факт их существования. Возникает обобщение переживаний или “логика чувств”.

  • Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребёнка: требовательность к себе, уровень запросов на успех, самолюбие, самооценка.

  • Вхождение ребёнка в новую более широкую социальную общность, становится главным смыслом жизни семилетного ребёнка: одобрение признания, ребёнок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берёт на себя.

  • Ребёнок овладевает широким кругом деятельности: игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, общение.


Заключение:

  • Главным итогом овладения видами деятельности являются:

  • с одной стороны, выступает овладение моделированием, как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер).

  • с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.НЛеонтьев, Д.Б. Эльконин): ребёнок учится ставить отдалённые цели и стремится к их достижению несмотря на препятствия.

  • Формируются зачатки элементарной учебной деятельности.

  • У 6-7- летних детей возникает стремление занять социально значимую роль и позицию ученика,(которую ребёнок занимает с переходом к школьному обучению).

  • Готовность ребёнка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит своё выражение в готовности к школьному обучению.


- Исходя из анализа материалов презентации, какие выводы можно сформулировать?

Вывод:


Согласно теории Л.С. Выготского:

  • Возрастные кризисы - неотъемлемая часть формирования личности;

  • Результатом кризиса является возникновение психических новообразований - новых структур личности, на которых строится дальнейшее развитие;

  • “Потеря непосредственности”, которая является итогом дошкольного детства, становится предпосылкой для вхождения в новый этап развития ребёнка - школьный возраст;

  • Переход к обучению в школе может быть своевременным лишь тогда, когда он соответствует психологической зрелости и готовности ребёнка к школе.

Вопросы для самопроверки.

  1. Какова симптоматика кризиса семи лет и его психологической природы?

  2. С чем связана трудновоспитуемость ребёнка в конце дошкольного детства?

  3. Каковы главные психологические новообразования этого периода?

  4. Как реализуется стремление ребёнка к социальному функционированию?



Список используемых источников.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

  2. Гейл Шихи Возрастные кризисы»: Ювента; Санкт Петербург; 1999.

  3. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981.

  4. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. – М., 2012.

  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений .М.: Академия, 2001.

  6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарика, 2005.

  7. Интернет ресурсы:

http://www.voppsy.ru

http://psystudy.com.ru

http://www.psychology.ru/library/.



- Что понимается и подразумевается под готовностью ребёнка к школе и какие компоненты готовности к школе выделяются, познакомит Мария Шапочкина.

IV. Подведение итога.

- На сегоднешнем уроке мы изучили особенности протекания кризисных периодов дошкольного возраста, выделили основные причины их возникновения, симптомы проявления и психические новообразования личности.

- Для того, чтобы в работе с детьми учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности ребёнка и новообразования характерные для кризисных периодов. Это поможет найти правильный подход к каждому ребёнку и будет способствовать гармоничному психическому развитию формирующейся личности.

- Уважаемые студенты, обратите внимание на источники, которые помогут вам подготовиться к выполнению домашних заданий. Вы можете воспользоваться материалами презентаций.

Задание на дом:

Осуществить анализ использованных источников по теме и выполнить следующие виды домашней самостоятельной работы:

  1. Продолжить работу с таблицей: “ Возрастная периодизация психического развития человека”, по выделению психических новообразований личности на этапах дошкольного детства и соответствующих им кризисных периодов.

  2. Составить таблицу: «Кризисные периоды детства» и выделить следующие показатели: симптомы проявления кризиса, причины, мотивы кризисных проявлений и психологические новообразования личности.

  3. Составить тестовые задания для взаимопроверки по теме: « Кризисные периоды детства», включающие не менее 5-6 вопросов.

  4. Проанализировать различные ситуации из собственного опыта или из других источников, касающиеся кризисных периодов детства и проблем взаимоотношений ребёнка и взрослого.

  5. Разработайте правила взаимодействия взрослого с ребёнком в период кризиса 3-х лет и 7-и лет.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возрастные кризисы и психологические новообразования личности

Автор: Афонина Людмила Ивановна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Возрастные кризисы и психологические новообразования личности. Кризис трех лет "
    ["seo_title"] => string(88) "vozrastnyie-krizisy-i-psikhologhichieskiie-novoobrazovaniia-lichnosti-krizis-triekh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "146919"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419272401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Основные психологические новообразования и кризис дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(72) "osnovnyiepsikhologhichieskiienovoobrazovaniiaikrizisdoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265644"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450007394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Возрастные особенности подростков-восьмикласников"
    ["seo_title"] => string(48) "vozrastnye_osobennosti_podrostkov_vosmiklasnikov"
    ["file_id"] => string(6) "563928"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605895351"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Возрастные кризисы и психологические новообразования личности. Кризис первого года жизни "
    ["seo_title"] => string(99) "vozrastnyie-krizisy-i-psikhologhichieskiie-novoobrazovaniia-lichnosti-krizis-piervogho-ghoda-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "146933"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419273409"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Консультация для родителей на тему: кризис трех лет"
    ["seo_title"] => string(59) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_na_tiemu_krizis_triekh_liet"
    ["file_id"] => string(6) "378194"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484156791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства