kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные психологические новообразования и кризис дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Основные психологические новообразования и кризис дошкольного возраста»

     Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития  - Л.С.Выготский. В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

     Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

– коммуникативная готовность;

– когнитивная готовность;

– уровень эмоционального развития;

– технологическая оснащенность;

– личностная готовность.

     Коммуникативная готовность. Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других.

     Когнитивная готовность. Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

     Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело.  4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается ("Это не по правде"). К возрасту 5– 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития.

     Анимизм. Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

     Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы

     Уровень эмоционального развития. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например,  она помогает справиться со страхами.

     Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Технологическая оснащенность. Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. По мнению психологов, гораздо важнее иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности – высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

     Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами [6, с.132].

     Личностная готовность. Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

     Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:

1.   притязания личности (формируется путем успехов и неудач);

2.  Я – концепция (3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный);

3.   перспективы личности (связаны с его образом взрослости);

4.   иерархия побуждений (иерархии мотивов).

Кризис дошкольного возраста.

     Развитие ребенка  неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

     Л.С. Выготский называл кризис дошкольного детства кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребен­ка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.

     Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирую­щих переживаний.

     В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осоз­нанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны пре­жде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в дого­нялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере­живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения пережи­ваний. Но это не единственные признаки наступления кризисного пе­риода.

     Другие новые поведенческие характеристики, хорошо замет­ные в домашней ситуации:

– возникновение паузы между обращением к ребенку и его от­ветной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повто­рить»);

– появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее ис­полнения;

– непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

– хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой фор­ме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

– демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

– обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

     Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

     К позитивным моментам могут быть отнесены:

– заинтересованность в общении с взрослым и внесение в него
новых тем (о школе, о жизни в других странах и т.д.);

–   самостоятельность в занятиях – хобби и в выполнении от­дельных обязанностей, взятых на себя по собственному реше­нию; рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности само­стоятельно организованных самим ребенком действий.

     Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет – разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что – то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоя­тельной деятельности;  напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка спра­виться с ним.

Список литературы:

  1. Абрамова,  Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.
  2. Выготский, Л. С.Психология развития человека. –  М.: Смысл, 2010. –360 с.
  3. Урунтаева,  Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия,   2011. – 336 с.
  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.

Просмотр содержимого документа
««Основные психологические новообразования и кризис дошкольного возраста»»

«Основные психологические новообразования и кризис дошкольного возраста»

Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития - Л.С.Выготский. В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

– коммуникативная готовность;

– когнитивная готовность;

– уровень эмоционального развития;

– технологическая оснащенность;

– личностная готовность.

Коммуникативная готовность. Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других.

Когнитивная готовность. Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело. 4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается ("Это не по правде"). К возрасту 5– 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития.

Анимизм. Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы

Уровень эмоционального развития. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Технологическая оснащенность. Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. По мнению психологов, гораздо важнее иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности – высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами [6, с.132].

Личностная готовность. Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:

1. притязания личности (формируется путем успехов и неудач);

2. Я – концепция (3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный);

3. перспективы личности (связаны с его образом взрослости);

4. иерархия побуждений (иерархии мотивов).

Кризис дошкольного возраста.

Развитие ребенка неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Л.С. Выготский называл кризис дошкольного детства кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребен­ка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.

Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирую­щих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осоз­нанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны пре­жде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в дого­нялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере­живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения пережи­ваний. Но это не единственные признаки наступления кризисного пе­риода.

Другие новые поведенческие характеристики, хорошо замет­ные в домашней ситуации:

– возникновение паузы между обращением к ребенку и его от­ветной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повто­рить»);

– появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее ис­полнения;

– непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

– хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой фор­ме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

– демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

– обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

– заинтересованность в общении с взрослым и внесение в него
новых тем (о школе, о жизни в других странах и т.д.);

– самостоятельность в занятиях – хобби и в выполнении от­дельных обязанностей, взятых на себя по собственному реше­нию; рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности само­стоятельно организованных самим ребенком действий.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет – разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что – то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоя­тельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка спра­виться с ним.


Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.

  2. Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.

  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.

  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Основные психологические новообразования и кризис дошкольного возраста»

Автор: Пудеева Екатерина Алексеевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-dwaegpsikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-adaptatsii-riebienka-k-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427959245"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства