Ход занятия Дети под казахскую мелодию входят в зал, встают в круг. В какой стране мы живем? Кто является коренным народом Республики Казахстан? Правильно, с древних времен на территории Казахстана проживают казахи. Казахи занимались разведением скота, им приходилось переезжать с места на место, где росла зеленая, сочная трава, которой могли питаться домашние животные. А для этого чтобы они могли, быстро переезжать у них было переносное жилище, которое можно было собрать и разобрать. Называется это жилище юрта-(киіз –үй) Ой, кто это стучится к нам в дверь? Да это кукла Сауле. Сәлеметсіз балалар- здоровается Сауле с детьми. Дети, Сауле хочет пригласить нас в увлекательное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете после того как я прочту вам стихотворение. В степи на джайлау Пасутся овечки, Там дедушка юрту Поставил у речки. Светла и бела, Слово тучка она под куполом дырка На месте окна! В неё синева Поднебесная льется Нам с дедушкой в юрте Отлично живется. Да, правильно, мы сейчас отправимся в гости к Сауле (дети вместе с воспитателем садятся в автобус и едут в гости к Сауле.) Дети вместе с воспитателем поют песенку: Вот мы в автобусе сидим и сидим и сидим. И из автобуса глядим и глядим Глядим назад глядим вперед вот так вот вот так вот Ну что ж автобус не везет не везет….
Остановка, дети садятся на стульчики . (На интерактивной доске, показываю слайды и изображением юрты и ее убранством) Кукла Сауле пригласила нас к себе в гости, а живет она в юрте-(киіз –үй) Посмотрите как красиво в юрте-(киіз –үй). Выслушиваю ответы детей и уточняю Пол юрты - (киіз – үй) застелен коврами – кілем, чтобы было тепло и удобно сидеть на полу. Посреди юрты - (киіз –үй) низкий, круглый стол- дастархан. . Что украшает юрту? (показывает на ковер) Ковер — кілем — украшен казахскими орнаментами. А что это? ( показываю сундук) Правильно, это сундук – сандық, в нем хранят посуду. Это чайный набор, а это сундук- сандық, где хранят одеяла, подушки. А это домбыра - казахский народный двухструнный музыкальный инструмент -А как звучит домбра! Хотите услышать? Звучит мелодия С давних времен казахи славились своим гостеприимством. Гостей сажали на почетное место накрывали дастархан и угощали национальными вкусными блюдами. На этой картине мы видим накрытый дастархан .Бабушка-Әже поздравляет всех с праздником Наурыз. Это ранней весны каприз, Праздник нашей страны-Наурыз! И ликуя спешит весь народ По казахски встречать Новый Год!!! Вот и кукла Сауле нас решила угостить баурсаками. Мынау бауырсақ – это казахское национальное блюдо. Воспитатель: что- то мы ребята с вами засиделись, друг на друга засмотрелись, давайте мы с вами сделаем разминку. Провожу физкультминутку. А ну - ка дети встали. Построим юрту сами. (берутся за руки) Стенки - это кереге. Давайте их растянем. (расходятся, растягиваюсь) Поднимаем шанырақ. (поднимают руки) Полочки вставляем. (руки вперед) Укрываем! Завершаем! (поднимают руки вверх, затем опускают вниз) И построили юрту сами. По казахским традициям пришедшему гостю дарят подарки. Кукла Сауле нам приготовила баурсаки. Давайте и мы сделаем нашей Сауле подарок-коврики . Предлагаю детям рассмотреть образец. Дети, что вы видите на этом коврике? Чем он украшен? Где расположен узор? Правильно, на коврике посередине казахский орнамент какой? а какого цвета? по краям какие?какого цвета? Похожие коврики лежат у вас на столе. Какие коврики вам больше нравятся те, что у вас, или тот, что у меня? Почему? Конечно, мои коврики красивые - они украшены узором. Давайте мы научимся украшать коврики. Мы веселые ребята, И не любим мы скучать, Вместе радостно сегодня Ковер мы будем украшать»! Показ способа выполнения работы 1. С начало мы раскладываем готовые узоры на листочке, узор выкладываем в центре листка. 2. переворачиваем и покрываем клеем. Прижимаем, пользуясь салфеткой. 3. Закрепление способа выполнения работы. Предлагаю, детям, приступить к украшению своих ковриков. Звучит музыка. Индивидуальный подход. Молодцы дети! И сейчас, мы с Сауле пройдем и посмотрим, как вы украсили коврики. Посмотрит Сауле, какие красивые коврики у нас получились. Ну, что же Сауле, как не хочется расставаться, но нам пора возвращаться в группу. Сау болыныз! Кукла Сауле прощается с детьми. Дети вместе с воспитателем садятся в автобус и возвращаются в детский сад.) Дети вместе с воспитателем поют песенку: Вот мы в автобусе сидим и сидим и сидим. И из автобуса глядим и глядим Глядим назад глядим вперед вот так вот вот так вот Ну что ж автобус не везет не везет….
А теперь давайте вспомним. Кто приходил к нам в гости? Куда пригласила нас Сауле? Как называется жилище казахов? В какой стране мы живем? Какой подарок мы делали для нашей гостьи? Чем мы украшали коврики? Молодцы дети, вы сегодня очень хорошо занимались и кукле Сауле очень понравились ваши коврики . И давайте закончим наше занятие «Добрыми словами»
Круг расставания Дети за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь, Улыбнитесь и гостям Пожелаем всем добра, Скажем добрые слова |