Просмотр содержимого документа
««Традиции и быт казахского народа»»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Традиции и быт казахского народа»
Григораш Елена Александровна – методист, высшая категория, высшее образование, [email protected]
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
Тема: «Традиции и быт казахского народа»
Цель: Дать детям представление об особенностях бытаказахского народаи традициях. Активизировать и пополнять словарь детей. Формирование интереса к истории казахского народа, прививать уважительное отношение дошкольников к культуре казахского народа
Оборудование: юрта с домашним бытом казахов, игрушки домашних животных, казахский национальный орнамент.
В начале занятия звучит казахская инструментальная музыка. У стилизованной юрты детей встречает воспитатель в казахской национальной одежде.
-Проходите в юрту, присаживайтесь (дети садятся на корпешки полукругом, скрестив ноги (по-казахски)
Воспитатель предлагает поговорить о нашей Родине:
- Дети, назовите страну, в которой мы живем?
-Как называется самый главный город Казахстана?
-Назовите, пожалуйста, село, в котором мы с вами живем?
Республика Казахстан - наша Родина. Село, в котором мы живем -наша малая Родина.
Воспитатель рассказывает детям о том, что издавна казахский народ славился своимгостеприимством. Казахский народ всегда был рад гостям и принимал их радостно и приветливо. Давайте рассмотрим убранство юрты.
К предметам обихода относятся в первую очередь, деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка (жукаяк), шесты-вешалки (адалбакан). В каждой юрте можно было встретить набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара, тостаган, а также изделия из металла: треножник – мосы, кувшин – кумган и т.д.
Пол юрты застилался бело-коричневыми сырмаками, текеметами (постилочные войлочные коврамы), алаша (безворсовые ковры). Пол юрты застилали не только текеметами, но и алашой (безворсовые тканные ковры), в интерьере юрты преобладали предметы ткачества.
Посмотрите, что у меня на столе лежит:
дорожная сумка- коржын, торсы (сосуд для кумыса, шубата, айрана; сделан из козьей шкуры и напиток остаётся прохладным даже в жару); тостаган (деревянная чашкадля холодных напитков), кесе (пиала для чая), домбыра, кобыз народные казахские инструменты)
Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.
-Национальное жилище казахского народа – юрта, её удобно было перевозить, потому что она складывается.
Дидактическая игра «Подбери правильно» (Дети находят из предложенных животных только тех, кого казахи-кочевники могли использовать в своем хозяйстве)
-Казахи – мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрывают дастархан.
-Казахский народ почитает и уважает старших. Сохраняют и передают своим потомкам обряды и традиции: «Рождение малыша», «Бесікке салу», «Укладывание в колыбель», «купание малыша», «Тусау кесу». «Перерезание пут», «Посвящение в наездники», «Суинши» «Хорошая весть», «Шашу»
Педагог предлагает посмотреть видео с проведением одного из обрядов
Я приглашаю вас в круг, давайте простимся с нашим огоньком, поблагодарим за тепло и уют, и пожелаем нашей Родине процветания.
-Чему посвящено было сегодня наше занятие?
-Чему самому главному оно вас научило?
Дети говорят пожелания своей Стране
Любить свою Родину.
Ожидаемые результаты.
Воспроизводит: первоначальные знания о стране, в которой родились и живут (предметы быта, обряды и традиции казахского народа;
Понимает: устойчивый интерес к истории и традициям казахского народа; эмоционально – положительное отношение к родным местам
Применяет: любить и уважать Родину; видеть и понимать красоту окружающей жизни и природы Казахстана.