– воспитывать чувство сопереживания, чуткого и доброжелательного отношения к людям.
Ресурсы: аудиокассета с записью песни из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда», мяч, «Азбука», фломастеры, клей, карандаши, цветная бумага, лист ватмана, фотографии детей и их близких.
Круг радости −Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада Вас видеть. Давайте встанем в круг и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками, и гостям. Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами. К тебе я обращаюсь, друг! Вставай скорее с нами вкруг! Почувствуй радость и тепло, И как с друзьями хорошо!
А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам) Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни(руки вперед) Делиться счастьем и добром!(руки в стороны) − Молодцы! Как приятно чувствовать руку друга!
Беседа
· Помогаете ли вы взрослым, и как вы это делаете?
· Случалось ли так, что взрослые отказывались от вашей помощи?
· Какие чувства испытываете вы, когда вам помогают друзья?
(Ответы учащихся).
Игра «Я умею помогать»
Учащиеся становятся в круг. Учитель бросает одному из учеников мяч и спрашивает, оказывает ли он конкретную помощь взрослым. Ученик начинает ответ со слов «Я помогаю…» (например: поливать цветы, подметать пол, мыть посуду). Если предложенное действие первокласснику выполнить не по силам, мяч возвращается учителю. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выскажется.
Упражнение «Кто быстрее»
Учащиеся делятся на пары. Задача - быстро и ловко одной рукой, сложить в портфель школьные принадлежности, лежащие на столе. Важно, чтобы каждый учащийся действовал только одной рукой. Побеждает та пара, которая действует быстрее всех.
· Как вы думаете, какие качества характера необходимы для победы в этом упражнении?
(Ответы учащихся).
Рассказ учителя
Изложение содержания рассказа Л.Каминского«Чья помощь лучше?».
Жил-был король. И было у него три дочери – Алина, Полина и Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
– Сегодня я прошелся по нашему дворцу и просто пришел в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И повсюду – фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
– Я вот как помогу. Когда ты начнешь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Все могут короли». С веселой песней ты моментально сделаешь уборку!
– А я лучше включу телевизор, – сказала средняя сестра Полина, – там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно ее смотреть и все тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберешь весь дворец!
– А ты что включишь? – спросил отец младшую дочь.
– Я включу пылесос, – ответила Эвелина, – нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого, влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе сядем и будем смотреть телевизор.
– Ну что же, – сказал король, – теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Как вы думаете, кого из сестер можно назвать настоящей помощницей? Почему? (Ответы учащихся).
Обобщение
– Для того чтобы помогать другому человеку, нужно многое уметь делать самому. Поэтому помощь должна быть вам по силам. А самое главное, помогая другому человеку, старайтесь быть внимательным и дружелюбным.
Цитата урока
– Народная пословица гласит: «Доброе дело добром отзовется».
Взаимная забота людей друг о друге помогает каждому человеку чувствовать себя нужным.