Конспект НОД в старшей группе на тему:
«Мои пернатые друзья»
Программное содержание:
1. Познание, коммуникация: формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах; закрепить знания и представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.); учить детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к птицам.
2. Художественное творчество: побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение, продолжать приучать детей работать с клеем аккуратно; учить методом обрывания бумаги обклеивать силуэт птиц; развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: загадывание загадок о птицах; чтение художественной литературы; рассматривание картин; наблюдение в живой природе.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц; аудио записи «Голоса птиц»; клей, кисточки, цветная бумага, салфетки.
Словарная работа: насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие.
1. Организационный момент: Входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель и дети приветствуют гостя.
В: Незнайка, почему ты такой грустный
Н: я не смог выполнить задание, которое поручил мне Знайка. Мне нужно приготовить выставку о птицах, но когда я вышел на прогулку с фотоаппаратом многих птиц не нашёл и совсем запутался как какую птицу называют.
В: Я думаю мы с ребятами поможем тебе выполнить это задание.
Дети с удовольствием откликаются на просьбу, вместе с Незнайкой усаживаются на заранее приготовленные стульчики.
2. Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на этот плакат. Назовите знакомых вам птиц.
Дети:
(Грач, ласточка, снегирь, синичка, воробей, сокол, утка, сорока, ворона.)
Воспитатель:
- В какое время года птиц больше? (Летом.)
- Почему многие птицы улетают? (Не переносят холода, нет корма.)
- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные.)
- А какие птицы остаются с нами? (Зимующие.)
Воспитатель:
- Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то они называются насекомоядными. Давайте рассмотрим этих птиц на картинках. Обратите внимание, что клюв у этих птиц острый, прямой, удлиненный – это для того чтобы удобнее было ловить насекомых (скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок). Насекомоядные – это полезные птицы – они уничтожаю мух, комаров, а также вредителей, которые уничтожают урожай на огороде (трясогузка).
А теперь давайте поговорим о птицах, которые питаются зерном и плодами деревьев, их называют зерноядными. Давайте рассмотрим этих птиц (голубь, синичка, снегирь, ворона, сорока, воробей).
Ребята обратите внимание вот на этих грозных птиц. Клюв у них загнут к низу – это хищные птицы. Этим клювом они крепко цепляются в свою добычу. Они питаются ящерицами, мелкими грызунами, рыбой, зайцами, птицами.
Незнайка: теперь мне многое понятно и я узнал много нового о птицах а сейчас предлагаю поиграть.
3. Физ. Минутка:
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
4. Выставка кормушек:
(Дома дети с родителями сделали кормушки из подручного материала. Вместе с детьми рассмотреть их.)
Воспитатель задает детям вопросы:
- Для чего мы делаем кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой, зимой птицам добывать корм сложнее.)
- Почему необходимо подкармливать птиц? (чтобы птицы не погибли от голода).
- Из чего можно сделать кормушки? (из бутылок пластиковых, коробок, из дерева).
5. Воспитатель:
- Ребята, теперь я вам предлагаю изготовить своих птиц из бумаги. Обратите внимание, у каждого на столе своя птица. Мы с вами поможем Незнайке организовать выставку о птицах
(Воспитатель напоминает правила аппликации отрывным способом.)
Аппликация
Дети садятся за столы, воспитатель предлагает обклеить силуэт птиц бумагой. У каждого ребенка будет своя птичка. Дети обрывают от целого листа бумаги небольшие кусочки и наклеивают их на птичку.
После проделанной работы проводится анализ выполненных работ.
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько красивых птиц получилось у нас (синички, вороны, сороки, грачи и др.).
- Ребята, что нового мы узнали с вами сегодня?
- Как нужно помогать птицам зимой?
Каких птиц называют насекомоядные и почему, а каких зерноядными?
А каких птиц называют хищными и почему?
Незнайка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья помогли мне выполнить задание и я очень много интересного узнал о птицах, теперь не буду искать перелётных птиц зимой, а вот вам подарки от меня. До свидания, друзья!