Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Образовательная область: «Познание», «Социум»
Раздел: Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Наши цветочные друзья»
Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, их многообразии, строении.
Задачи:
- продолжать учить выполнять задания с использованием мультимедийных технологий; закреплять умения правильного ухода за растениями (полив, рыхление, протирание листьев); расширять лексический словарь детей прилагательными;
- развитие речевой активности, зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, воображения.
- воспитывать бережное отношение к растениям, аккуратность.
Оборудование: мультимедийные технологии, презентация к ОУД в программе ActivInspire, комнатные цветы в горшках, раздаточный материал.
Предварительная работа: наблюдение за ростом и развитием растений в группе; рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений; уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
Методические приемы: мультимедийная презентация в программе ActivInspire, беседа, видеоклип, рисунки – схемы, использование художественной литературы, проблемные ситуации, практическая деятельность детей.
Ход организованной учебной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, давайте по приветствуем друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
Воспитатель:– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящего ребёнка не только напрямую, но и через сравнения).
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Дети: Комнатные растения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте посмотрим на наши комнатные растения. Какие они? Я начну, а вы продолжайте. Растения…(Зелёные, красивые, чистые, добрые…).
Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).
Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: Правильно, ребята, цветы – это одно из чудес природы. Смотришь на них – и сердце радуется! Ребята, посмотрите, на что похожи комнатные цветы? (Цветы похожи на дерево, на травку, на ёжик, на паутинку) Правильно, цветы отличаются друг от друга внешним видом, потому что у них разная форма листьев, стебля, окраска. А вы знаете названия комнатных растений? (Дети называют комнатные растения).
- Какие бывают цветы?
Дети: - Полевые, садовые, комнатные.
Воспитатель: Все ли вы знаете комнатные растения?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим, вам нужно собрать картинки с комнатными цветами и сказать, как называется это растение.
Дети: Герань, кактус, алоэ, фиалка и т.д.(предполагаются полные ответы детей).
Воспитатель: Молодцы.
Дидактическая игра « Что лишнее?» (выполняют задания на электронной доске).
Воспитатель: - Посмотрите на экран, скажите какой цветок лишний?
1.слайд (колокольчик, ромашка, роза, василек)
2. слайд (гладиолус, тюльпаны, анютины глазки, герань)
3. слайд ( фиалка, хлорофитум, фикус, ландыш)
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием.
Воспитатель: А давайте рассмотрим цветок. Расскажите, как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету).
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями) Дети, а как вы думаете, сможет ли растение жить без корня? (Не сможет) Почему? (Растение упадет, погибнет). Действительно, корень – важная часть растения, он держит растение, питает его. Нет корня – нет растения!
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами строение цветов?
Дети: Корень, стебель, лист, цветок.
Воспитатель делит детей на подгруппы. 1микрогруппа выполняет задания на интерактивной доске (значок «галерея»). 2 микрогруппа собирает карточки с изображением роста растения на рабочих столах.
Задание «Посадим комнатный цветок» (выполняют задания на интерактивной доске, комментируют свой выбор).
Рассказ воспитателя:- Яркие красивые цветы появились не сразу. Сначала будущий цветок спал и набирался сил в своей растительной колыбельке-семечке, укутанный в свои растительные пеленки, совсем как маленький ребенок. Семечко-колыбельку я спрятала в питательную землю и поливала (показ схем). В теплой влажной земле малыш-цветок начал пробуждаться и расти, расти, расти… И вот он уже слегка подрос и пеленки ему стали малы. Малыш-цветок начал вылезать из них. Но это еще не цветок, это только росток с маленьким корешком. Росток продолжал расти, стебель-клубень его креп, увеличивался в размерах и на нем появился первый листок. Постепенно листьев становилось все больше и больше. И вот появились первые бутоны, в которых спят сами цветы. Наконец бутоны распустились и открыли нам свою неповторимую красоту. Мы любуемся ими и восхищаемся ею. Рождение цветка – это настоящее чудо! Вы со мной согласны?
- А сейчас давайте еще раз рассмотрим вот эти рисунки-схемы и вспомним, что они обозначают (Ответы детей).
- Появились новые схемы: это горшок для земли, удобрения для подкормки, пульверизатор для опрыскивания.
Воспитатель: - Молодцы.
Динамическая пауза:
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
(Дети выполняют действия согласно тексту).
Воспитатель: - У меня на столе лежат карточки – схемы для наших растений. Давайте поиграем в игру «Кому что нужно»
Дидактическая игра «Кому что нужно».
Воспитатель: - Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений. Дети выбирают карточки – схемы.
Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Итак, давайте сделаем вывод. Что же нужно растениям для жизни? (свет, тепло, вода и воздух). Давайте еще раз закрепим изученный материал с помощью слайдов на интерактивной доске.
Задание «Какие условия необходимы для жизни растений?».
Дети, используя значок «галерея» в программе ActivInspire подбираю картинки с изображением необходимых условий для роста растений.
Воспитатель: - Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
Воспитатель: Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. О пользе растений очень хорошо говорится в стихотворении:
На окошках зеленеют, а зимой цветут,
Воздух очищают, создают уют.
Значит, цветы – наши друзья!
- А для чего нам нужны комнатные растения? (Предназначения цветов).
Дети: - Растения очищают воздух, создают радостное настроение, украшают группу, радуют глаз), лечат.
Воспитатель: - Есть комнатные растения, которые называются растения – лекари. Они помогают людям справиться с болезнями. Вот послушайте загадку:
Загадка:
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас,
В любой день и час!
- Вы догадались, о каком растении - лекаре говорится в этой загадке? (алоэ)
- Это растение помогает лечить раны, заболевания желудка, насморк и кашель.
Воспитатель показывает карточку с изображением алоэ.
Воспитатель: - Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.). Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, царапин. Хлорофитум убивает вредные микробы в воздухе.
Некоторые комнатные растения не только радуют нас необычной формой листьев, необычной окраской. Замечено, что они гасят отрицательные эмоции. Это бегония, папоротник и традесканция.
Дети: - Цветы и растения не бывают похожи друг на друга, они различаются по форме и цвету и каждое растение, каждый цветок по своему уникален.
Просмотр видеопрезентации на тему «Вальс цветов».
Физкультминутка «Домашние цветы »
На окне в горшочках Дети сидят на корточках
Поднялись цветочки. Встают, тянутся на носочках, подняв руки вверх.
К солнцу потянулись, Разводят руки в сторону ладонями вверх.
Солнцу улыбнулись. Поворачиваются вправо-влево руки на поясе.
К солнышку листочки. Соединяют ладошки над головой.
Повернут цветочки, Раскрывают ладошки-бутоны.
Развернут бутоны
В солнышке утонут.
Воспитатель: - Ребята, что нужно делать, чтобы растения всегда радовали нас своей пышной зеленью, ярким цветением? (Надо за ними ухаживать: поливать, протирать листочки, рыхлить землю).
- Давайте вспомним, как правильно ухаживать за растениями. Как нужно поливать? (Поливать надо осторожно, носик лейки прижимать к краю горшка)
Как правильно рыхлить землю, чтобы не повредить корни? ( Рыхлить землю надо деревянной палочкой, у края горшка поглубже)
Расскажите, как протирать листочки. (Листочки нужно протирать влажной тряпочкой с обеих сторон листа очень осторожно).
Выполнение трудовых действий.
Воспитатель раскладывает на столе орудия труда: лейка, мягкая тряпочка для протирания листьев, грабли и палочки для рыхления. - А покажите мне, как это сделать. (Дети подгруппами подходят к столам и выполняют практические действия с растениями). Вызывает детей. 1 ребёнок берёт лейку и поливает растение, остальные дети и воспитатель комментирует действия.
– Молодцы, ребята, хорошо потрудились! В ответ на вашу заботу растения всегда будут радовать вас сочными зелеными листьями, яркими цветами. Наполнят нашу группу чистым воздухом.
Итог: Что мы сегодня делали? Для чего? Как мы трудились? Что нового вы узнали?
Игра «Что было бы, если бы…»
- Что было бы, если бы растение поставили в темное место? (Ответы детей).
- Что было бы, если бы растение забыли полить? (Ответы детей).
- Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что же нам шепчут комнатные растения?
Включается звуковое письмо «Приветствие цветов», в котором цветы благодарят детей за их труд. Всем спасибо!