Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Толстой Л. Н.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к живой природе.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Введение в тему (побуждение, сообщение темы).
Вспомнить звуки окружающего мира, обозначить их с помощью звуков человеческой речи. (Опираться на картинки).
Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела).
- Пчела – это кто? (Насекомое). Вы послушали загадку и назвали слово – отгадку.
Сегодня мы с вами поговорим о слове и насекомых.
II. Новый материал. Выделение нового звука. Характеристика звука.
1.- Рассмотрите картинки в тетради. Кого еще вы видите? (В тетради: жук, оса, муха, шмель, бабочка, комар, муравей, стрекоза.) Кто они все? (Насекомые).
- Что вы произносили? (Слова).
- Все, что нас окружает, имеет название, т.е. обозначается словом.
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным - полно
А безымянных нету !
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами –
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А. Шибаев).
2. - Вы любите секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слов.
- Вы отгадали загадку о пчеле. Какой звук издает пчела? [ж].
- Что она делает, издавая этот звук? (Жужжит) кто еще может жужжать? (Жук) Какие звуки живут в этом слове? (Интонационно выделяют звуки: ж-ж-у-у-у-у-к-к). Эти звуки одинаковые или разные?
Выводы: слова состоят из разных звуков – это первый секретик слова. Поэтому и говорят: «Слова звучат». (Они состоят из звуков.)
3. - Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? (Все). Давайте проверим. Замените в слове «жук» звук [ж] на звук [л]. Что получилось? (Лук) Объясните значения слов.
Второй секретик: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняется значение слов.
4. Послушайте, я назову насекомых. Но в их названиях потерялись звуки: …абочка, кома… Вы знаете таких насекомых? Какие звуки и куда нужно поставить, чтобы получилось правильное название насекомых? В азбуке – тетради наклеить картинки бабочка и комар.
Вывод: у слов есть начало и конец – это третий секретик.
5. В слове может быть много звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и короткими.
Дидактическое упражнение «Длинное – короткое».
- Назовите насекомых в тетради, внимательно вслушиваясь в слова. Если слово длинное, соедините его с длинной полоской, а если слово короткое – с короткой.
6. Знакомство и работа со схемой:
- Под наклейками нарисуйте столько кружочков, сколько звуков в слове (на каждый звук – кружочек). Так мы будем обозначать звуки в словах (ведь они идут один за другим, как бусинки на ниточке).
Физминутка.
Кузнечики,
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок! Стоп!
Сели – травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
III. 1. Дифференцировать понятия «слово» - «звук».
- Вы узнали, что звуки мы будем обозначать кружочками, а слова - полоской.
- Я буду называть слова и звуки. Если вы услышали звук, поднимайте кружочек, а если слово – полоску.
Воспитатель называет слова и отдельные звуки (не только насекомых и звукоподражательные, но и другие).
2. Составление рассказа по сюжетной картинке (подобранной воспитателем) по плану или по образцу:
- Когда мы можем видеть насекомых? (Весной, летом, осенью).
- Какое время года на картинке?
- Кто прилетел на цветущий луг?
- Как вы узнали, что это насекомые? (Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек).
- Что делают бабочки? (Прыгают с цветка на цветок).
- Кто собирает нектар с цветов? (Пчелы).
- Что делает кузнечик? ( Прыгает в траве, стрекочет).
- Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц).
IV. Письмо.
Штриховка.
V. Итог. – Назовите полезных и вредных насекомых. Что значит: слова звучат? (Они состоят из звуков).
Игра «Собери слово». – Сделайте ладошки «чашечкой». Я буду «бросать» звуки, а вы собирать из них слова. Звуки нельзя «ронять» и переставлять! Ж.у.к; л.у.к; м.а.к; д.о.м; с.о.к; д.ы.м: и т.п. Дети закрывают «чашечку» и подносят ее к уху (слушают слова).