Занятие-ознакомление с окружающим
на тему:«Знакомство с предметами национального быта»
(старшая группа)
Образовательная область: «Познание», «Творчество», «Коммуникация»
Программные задачи: Закрепить знания детей о символике Республики Казахстан. Знакомить детей с творчеством Жамбыла Жабаева.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства: гордость за свой народ, любовь к Родине. Развивать интерес к познанию прошлого своего народа.
Продолжать развивать изобразительное творчество детей, закреплять навыки составления узоров на кувшине для кумыса, используя элементы казахского орнамента.
Материал к занятию: Отрывки из поэмы «Утеген-Батыр», иллюстрация батыра. Набор посуды для кумыса, краски, кисти, лист бумаги, палитра.
Связь с другими сторонами: рисование национальной посуды.
Ход занятия:
- Ребята, в какой стране мы живем? (ответы)
Наша Родина-Казахстан, это большое, свободное, самостоятельное государство. Казахстан имеет свой гимн (?н?ран), свой флаг (т?), свой герб.
-Расскажите, что это за символы?
(дети рассказывают о символике; гимне, флаге, гербе)
-Ребята сегодня мы продолжим занятие по изучению прошлого истории казахского народа.
Когда-то давным-давно на территории Казахстана было много мелких ханств. Казахи кочевали по степям, перегоняя скот с одного пастбища на другое. Ночью, когда дети и женщины спали,раздавался топот вражеских коней. Многочисленные полчища джунгар нападали на казахские аулы, уводили в плен детей и женщин, враги захватывали лучшие пастбища, отбирали скот. И тогда сказал Утеген-батыр;
«Эй, Друзья-джигиты, собирайтесь в бой».
Светлый ум и жар стремлений
Покорили в Утегене.
Смелый, гордый и красивый
Он похож был на оленя.
Развились в батыре рано
Ловкость барса, слух джейрана,
Непокорного арстана (лев).
Так писал о батыре Жамбыл Жабаев в своей книге «Утеген-Батыр».
- В одной из казахской степи батыром выбрали Кабанбая.
- Кабанбай-Батыр своим войскам говорил;
«Надо быть справедливым всегда
Не страшна тогда будет беда.
Будем биться всегда за народ,
За обиженных вдов и сирот».
В Пришилеских степях жил еще один казахский герой- Наурызбай-Батыр и не было ему
Равных. Никто не мог помериться с ним ловкостью и силой. Он был настоящим великаном; плечистым, высоким, крепким, да еще и красивым.
- И сказал Наурызбай своим джигитам;
«Если мы совешим добро-
Шлют нам золото и серебро.
Если же зло совершим,
Тогда ожидает нас зло и беда».
-Народ любил своих героев и рассказывал о них легенды и сказки, о их силе и ловкости.
Физ.минутка; «Перетяни канат» (дети меряются силой)
-Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе, что это за предметы?
(показываю пиалу для кумыса, сосуд для кумыса-торсы?, ложка-ожау для кумыса)
-Дети, это предметы быта казахского народа.
-Какие предметы вам знакомы, назовите их. (ответы детей)
-Сила батыра отражается не только через игру, но еще ему дает здоровье национальный напиток кумыс.
-А что такое кумыс?
-Кумыс – это молоко кобылицы, лечебный напиток, он очень полезный и делают его, и употребляют его только в Казахстане. Хранят его, вот в таком сосуде. (показ сосуда)
-Обратите внимание на орнамент, он называется «бараньи рога».
-У вас на партах лежит контур кувшина. Предлагаю вам обвести этот контур, вырезать и раскрасить кувшин орнаментом.
(в ходе занятия провожу индивидуальную работу)
В конце занятия предлагаю исполнить песню «Отаным ?аза?стан»
Анализ занятия.