НОД "Знакомство с коренными народами Сибири: "Сибирские татары"
НОД "Знакомство с коренными народами Сибири: "Сибирские татары"
Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Знакомство с татарской культурой
Задачи:
1.Расширять и углублять знания о народах Сибири.
2.Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами, жилищем. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются.
3. Воспитывать уважение к традициям татарского народа интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, беседа-исследование, беседа-рассуждение, показ презентации, игровые ситуации, татарские подвижные игры, физминутки, художественное слово, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), чтение сказки.
Оборудование: карта-схема путешествия; презентация «Достопримечательности Казани»; набор карточек «Безопасное поведение в поезде»; карта РФ; изображение герба и флага Татарстана; картинки с элементами национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул, посуда; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно-прикладного искусства, виды Казани; диск с татарской национальной музыкой, аудиозапись звуков поезда; кукла Айгуль в национальной одежде; одежда для куклы;иллюстрации к праздникам татарского народа; картинки с изображением людей разных национальностей(русские, татары, армяне);
Ход
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Татарстан».
Воспитатель обращает внимание на стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо. Дети с помощью воспитателя читают письмо: «Приезжайте в гости к нам в солнечный Татарстан». Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Обсуждение, на каком транспорте мы туда отправимся (на поезде). Дети рассматривают карту России, определяют путь, по которому поедут. Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит татарская мелодия. Воспитатель сообщает о том, что приехали в столицу Татарстана-город Казань (показ презентации «Достопримечательности Казани»). Ситуативный разговор «Правила поведения в поезде». Дети рассказывают правила поведения в поезде. Беседа-исследование «Чем мне понравилась Казань». Дети рассматривают презентацию и отвечают на вопросы: что вам больше всего запомнилось? Чем отличается архитектура Казани от архитектуры Томска? Есть ли у Татарстана свой флаг, герб, президент? Чем отличаются флаг и герб от российского?
Воспитатель объясняет и поправляет ответы детей. Дидактическая игра «Собери флаг и герб Татарстана». Дети рассматривают карточки с изображением герба и флага Татарстана, собирают пазлы, затем сравнивают с образцом.
Игровая ситуация «У нас гости». В гости приходит кукла Айгуль (м/б изображение) в национальном костюме. Воспитатель сообщает детям, что в гостях у них Айгуль по национальности она татарка, обращает внимание на то, что в гости она пришла грустная. Дети спрашивают Айгуль, почему она грустная. Воспитатель прикладывает к уху куклу и говорит, что Айгуль опаздывает на праздник «Сабантуй», т. к. пропал ее костюм праздничный и просит детей помочь ей, но для начала дети должны познакомиться с праздниками татарского народа. Айгуль вместе с детьми решает данную ситуацию. Показ презентации «Народные праздники татарского народа».
Просмотр презентации. Дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном. Народная татарская игра «Тимербай». Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.). Дидактическая игра «Собери богатыря-батыра.Дети собирают картинку по образцу. Художественное слово. Зазвенел теплом июнь. Здравствуй праздник Сабантуй! После сева летним днём Мы станцуем и споём. Победит, кто будет сильным, смелым, ловким, и удалым. Пригодится здесь сноровка и отвага молодым. Быстрый конь летит, как вихрь, управляет им джигит, А чуть дальше, посмотри, на поляне силачи! Вот высокий шест стоит, всех людей к себе манит апопробуй-ка в мешке, пробежаться по траве! Вёдра, полные воды, очень быстро пронести смех, улыбка, шутки, пляс- всё здесь это и сейчас. Веселись же и ликуй! Это праздник Сабантуй!
Дети выполняют аппликацию ( татарский национальный костюм).
Подведение итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД "Знакомство с коренными народами Сибири: "Сибирские татары"»
Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Знакомство с татарской культурой
Задачи:
1.Расширять и углублять знания о народах Сибири.
2.Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами, жилищем. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются.
3. Воспитывать уважение к традициям татарского народа интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, беседа-исследование, беседа-рассуждение, показ презентации, игровые ситуации, татарские подвижные игры, физминутки, художественное слово, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), чтение сказки.
Оборудование: карта-схема путешествия; презентация «Достопримечательности Казани»; набор карточек «Безопасное поведение в поезде»; карта РФ; изображение герба и флага Татарстана; картинки с элементами национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул, посуда; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно-прикладного искусства, виды Казани; диск с татарской национальной музыкой, аудиозапись звуков поезда; кукла Айгуль в национальной одежде; одежда для куклы;иллюстрации к праздникам татарского народа; картинки с изображением людей разных национальностей(русские, татары, армяне);
Ход
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Татарстан».
Воспитатель обращает внимание на стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо. Дети с помощью воспитателя читают письмо: «Приезжайте в гости к нам в солнечный Татарстан». Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Обсуждение, на каком транспорте мы туда отправимся (на поезде). Дети рассматривают карту России, определяют путь, по которому поедут. Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит татарская мелодия. Воспитатель сообщает о том, что приехали в столицу Татарстана-город Казань (показ презентации «Достопримечательности Казани»). Ситуативный разговор «Правила поведения в поезде». Дети рассказывают правила поведения в поезде. Беседа-исследование «Чем мне понравилась Казань». Дети рассматривают презентацию и отвечают на вопросы: что вам больше всего запомнилось? Чем отличается архитектура Казани от архитектуры Томска? Есть ли у Татарстана свой флаг, герб, президент? Чем отличаются флаг и герб от российского?
Воспитатель объясняет и поправляет ответы детей. Дидактическая игра «Собери флаг и герб Татарстана». Дети рассматривают карточки с изображением герба и флага Татарстана, собирают пазлы, затем сравнивают с образцом.
Игровая ситуация «У нас гости». В гости приходит кукла Айгуль (м/б изображение) в национальном костюме. Воспитатель сообщает детям, что в гостях у них Айгуль по национальности она татарка, обращает внимание на то, что в гости она пришла грустная. Дети спрашивают Айгуль, почему она грустная. Воспитатель прикладывает к уху куклу и говорит, что Айгуль опаздывает на праздник «Сабантуй», т. к. пропал ее костюм праздничный и просит детей помочь ей, но для начала дети должны познакомиться с праздниками татарского народа. Айгуль вместе с детьми решает данную ситуацию. Показ презентации «Народные праздники татарского народа».
Просмотр презентации. Дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном. Народная татарская игра «Тимербай». Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.). Дидактическая игра «Собери богатыря-батыра .Дети собирают картинку по образцу. Художественное слово. Зазвенел теплом июнь. Здравствуй праздник Сабантуй! После сева летним днём Мы станцуем и споём. Победит, кто будет сильным, смелым, ловким, и удалым. Пригодится здесь сноровка и отвага молодым. Быстрый конь летит, как вихрь, управляет им джигит, А чуть дальше, посмотри, на поляне силачи! Вот высокий шест стоит, всех людей к себе манит апопробуй-ка в мешке, пробежаться по траве! Вёдра, полные воды, очень быстро пронести смех, улыбка, шутки, пляс- всё здесь это и сейчас. Веселись же и ликуй! Это праздник Сабантуй!
Дети выполняют аппликацию ( татарский национальный костюм).
Подведение итогов.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 102 Г. ТОМСКА _________________________________________________________________________
634062, г. Томск, ул. Бирюкова, 4 тел. 67-67-42, 67-67-69 факс 67-67-69 [email protected] http://ds-102.dou.tomsk.ru
ИНН 7017043340 КПП 701706001
Конспект НОД
В подготовительной группе №11
Тема: «Знакомство с коренными народами Сибири: «Сибирские татары»