~~Цель: 1) Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.
2) Учебная - формирование системы знаний, необходимых для развития
художественной культуры.
3) Развивающая - развитие умения самостоятельно и мотивировано организо
вать свою познавательную деятельность.
4) Воспитательные - формирование у обучающихся духовности и культуры
самостоятельности, инициативности.
Задачи: 1)Приобретение опыта разнообразной деятельности;
2)Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
3) Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
4) Формирование умения анализировать культуроведчискую инфомацию в разных знаковых системах (рисунок, текст, аудиовизуальный ряд)
Оборудование: 1)Презентация городецкой росписи.
2)Музыкальное сопровождение, доска, выставочный стенд.
Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь.
Тип урока: урок-обобщение.
План урока:
1.Актуализация -10 мин.
Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
2.Постановка художественной задачи -5 мин.
3.Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой
декоративной композиции - 20 мин.
4.Анализ детских работ - 3 мин.
5.Итоговое тестирование - 5 мин.
6.Заключительное слово - 2 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(слайд с городецкая росписью)
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной росписью. Декоративный орнамент используется на многих предметах нашего быта. Это чайные сервизы, вышитые полотенца, керамическая посуда, деревянные ложки.
Послушайте что сказал Б. Дубровин об орнаменте.
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живёт.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками
Зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим
Знаки
Славянского календаря.
И действительно народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Человек этим украшал свой быт. Передавал предметы обихода по наследству. Вот поэтому они продолжили свою жизнь в домах и музеях. В каждой местности возникали свои традиции. Национальное русское декоративное прикладное искусство также славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске оно поистине уникально.
Сегодня мы познакомимся с одной из видов декоративно-прикладного искусства, известной часто применяемой «городецкой росписью».
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
(слайд хохлома)
Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.
(слайд жостовской росписи)
Жостовская роспись-это декоративная живопись на металлических подносах.
(слайд Полхов-майданских сувениров)
Полхов-майданские сувениры - это матрёшки, грибки-коробочки, чашки и многое другое.
(слайд гжель)
Гжель-это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике.
(слайд с городецкой росписью)
А вот эти прекрасные вещи делают мастера ещё одного промысла-Городца.
Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии.
Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масленными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
(показываю свой рисунок)
Пользуясь методоми создания городецкой росписи, я попыталась создать комбинированную картину из основных элементов городецкой росписи.
(объясняю)
Городецкая роспись-яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической боводкой и характерный рисунок растений, живодных.
Как правило все её элементы красными, розовыми, синими, голубыми, зелёными, и чёрными красками на ярко-жёлтом фоне. (показываю перечень цветов).
2. Постановка художественной задачи.
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера (показываю законченную работу).
Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан и розан способом примакивания кистью.
(слайд с поэтапным выполнением элементов).
Разбираем работу по этапам.
Разделите лист на четыре части. В каждой части рисуем один элемент. Сначала рисуем силуэт цветка, а затем дополняем элементами.
3. Практическая работа.
Дети приступают к работе.
Учитель выполняет на доске, комментируя.
4. Анализ детских работ.
5. А сейчас ребята я проверю ваши знания с помощью теста.
1. Место возникновения городецкой росписи.
а) Московская область.
б) Нижегородская губерния.
2. Городецкая роспись…
а) Это роспись синим цветом.
б) это сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.
в) это использование красных, розовых, синих, зелёных, цветов на ярко-жёлтом фоне.
3. Выберите вариант городецкой росписи.
(слайд с вариантами)
а) хохлома.
б) жостово.
б) городец.
4. Городецкая роспись возникла…
а) в селе Хохлома.
б) в деревне Жостово.
в) в городе Городец.
Оценка тестов.
6. Заключительное слово.
Таким образом мы убедились что декоративно-прикладное искусство многооб-разно.
Тут посуда, одежда, игрушки, шкатулки всего и не счесть.
Не смотря на давность истории, декоративно - прикладное искусство мы и сегодня восхищаемся и применяем его. Оно всегда будет достоянием нации и ценностью мировой культуры.