kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка " Мордовский костюм-этапы создания национального шедевра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Мордовский костюм -  этапы создания национального шедевра»

Цель занятия: развитие интереса к процессу создания  одежды и украшения ее мордовской народной вышивкой.

Задачи:

  • знакомство с процессом создания мордовского костюма, умение видеть и понимать прекрасное, частицей которого является неповторимая  народная одежда.
  • воспитание уважения к предкам, их труду, быту, культуре, неотъемлемой частью которой является мордовская народная одежда.
  • развитие логического мышления, образного восприятия исторического прошлого.

Оборудование:

 .     Выставка «Кукла в мордовском костюме»

 .     Экспозиция «Предметы народного быта»

  .     Выставка « Домотканное полотно»

 .     Выставка детских рисунков «Мордовская народная одежда»

 .     Книжная выставка « Мордовская народная культура»

                                              Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Звучит мордовская музыка. На фоне музыки педагог читает слова:

Река времён в своём стремлении
Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А  если что и остаётся…

А что же может остаться после человека? (ответы детей)

Память. Культурные ценности. Опыт предшествующих поколений, переданный в культуре народа. Все это бесценный источник, который научит нас многому.

  1. Актуализация знаний

Сегодня  мы совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем о том, как создавалась мордовская народная одежда.

Обратите внимание на экспонаты, представленные нам музеем библиотеки им. П. С. Кириллова г. Саранска. (мордовский костюм, предметы народного быта).

Посмотрите,  какой красивый мордовский национальный костюм, сколько в нем элементов. Давайте с ними познакомимся.

  1. Словарная работа «Толковый словарик» 

Заглянем в словарик и дадим объяснение словам  –  панар, пулай, руця, понкст, сюлгамо, панг. И узнаем, какой это элемент одежды.

  1. Экскурс в историю «Одежда наших предков» 

Прежде чем, говорить о костюме, давайте  совершим путешествие в прошлое. Узнаем,  кто же такие мордва, где жили и чем занимались?

Рассказ юного экскурсовода (подготовленный ребенок)

Мордва – древнее финно-угорское племя. Оно начало формироваться в 6-7 веках до нашей эры на территории Поволжья, на правом берегу р. Волги. Мордовские племена в те времена были сильно разрозненными, попадали под гнет монголо-татарского ига, под владычество Казанского Ханства… Постепенно народ Мордовии стал оседло-земледельческим, появились крепости и города.

Все события, происходившие с мордовским народом,  сказывались на формировании и трансформации мордовского национального костюма. Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами, поэтому включал только необходимые элементы одежды. Из основных элементов одежды можно отметить нательную и верхнюю одежду, а также комплекты для межсезонья и зимы. Отдельные детали служили для украшения костюма и были съемными.

Мордовская народная одежда – это уникальный памятник культуры мордовского народа. К сожалению, в наше время, подлинный старинный мордовский костюм можно увидеть только в музее.

На нашей выставке рядом с домотканным полотном, мы видим стебельки растения с семенами. Это растение называется лен.

Посмотрите, ребята, на лен и скажите, где у льна семена.  (ответы детей: Семена льна в коробочках – бубенчиках.)

 А что получают из семян льна?Льняное масло).

Правильно. А как вы думаете, ребята, что получают из стебля льна? (ответы детей. Волокно)

Посмотрите здесь лен с корешком. Лен дергают, а не косят, чтобы получить больше волокна. Лен называют универсальным растением. Он и кормит, и одевает, и в хозяйстве помогает.

Запомните слово «лен». Это первое слово в нашем процессе рождения одежды из домотканого полотна. (на магнитную доску крепится слово «лен»)

Лен после сбора  хорошо замачивают, а потом отделяют волокно. Вот оно на нашей выставке. Возьмите его в руки, ощутите его теплоту.

Волокно - следующее слово, которое необходимо запомнить. (на магнитную доску крепится слово «волокно»)

Процесс получения изо льна волокна длился с 28 августа до 14 октября (до Покрова). Затем женщины брались за работу и начинали прясть.

А какие инструменты понадобятся для этого? Найдите их в нашей экспозиции. (Дети находят в экспозиции прялку и веретено).

Вот и подошли мы с вами, ребята, к определению еще одного слова в рождении домотканой одежды. Какое это слово? (ответы детей:  нить, на магнитную доску крепится слово «нить»)

Как вы думаете, ребята, с какого возраста девочки в крестьянской семье учились прясть? (Ответы детей).

Девочки в крестьянской семье учились прясть с 5 лет. Отцы делали им маленькие прялочки. Ведь девочки выходили замуж рано, в 15-17 лет, поэтому они готовили себе сундук приданого. Все, к чему прикасались руки наших предков, было удобным и красивым. Вот так, ребята, до середины февраля, до начала великого поста, и пряли наши прабабушки. А потом мужчины устанавливали ткацкие станки, и женщины начинали ткать льняное полотно. (на магнитную доску крепится слово «полотно»)

Приступая к процессу создания льняного полотна, каждая женщина знала, что оно должно получиться не грубым. Ведь изо льна шили одежду для торжественных случаев.

Создание домотканого полотна на ткацком станке. (видео-показ ткацкого станка и работы на станке)

На ткацком станке особым способом закрепляется основа из нитей, затем идет процесс создания полотна. Почти 14 часов. Домотканое полотно изо льна как правило было серого цвета. Значит надо отбелить полотно. Наши замечательные трудолюбивые предки хорошо знали, что отбелить полотно можно при помощи мартовского снега, летней росы. После отбеливания полотно стирали, а потом гладили. Для этого служили рубель и скалка. Найдите, ребята, их в нашей экспозиции. (Дети находят рубель и скалку и гладят полотно).

Наши предки знали более пятидесяти растений, которыми можно было окрасить нити или же готовое полотно. Для получения красного цвета использовалась лебеда, зеленого - крапива, пижма, шишки осины. Синюю краску получали из корня дуба и ясеня, цветов василька,  черную - из ягод черники. Вот какими наблюдательными были наши предки, ребята.

Из домотканого полотна создавалась мордовская народная одежда - рубаха. Она украшалась узорами, которые имели свое значение. Были узоры – обереги, они располагались вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу рубахи и служили оберегами от нечистой силы.

Вот, как здесь, на выставке, на ваших рисунках. Сможете ли вы, ребята, прочитать узоры на ваших рисунках, которые вы подготовили  и на наших домотканых изделиях? Расскажите, пожалуйста, об этом, ребята. (Ответы детей).

Чтобы сшить из домотканого льняного полотна замечательную удобную и прочную одежду, нужно было приложить много усилий и труда.

Мы подошли к последнему главному слову в нашем замечательном процессе. Это слово (дети определяют) – «одежда» (вывешивается на магнитную доску)

5.Обобщение занятия

Ребята, давайте составим алгоритм «рождения» одежды из домотканого льняного полотна. ( Ответ детей:лен-волокно-нить-полотно-одежда)

6.Блиц – опрос  «Чудо-лен» (систематизация знаний).

Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие в историческое прошлое наших предков. И чтобы понять, какую пользу оно вам принесло, мы приготовили для вас интересное задание – блиц-опрос «Чудо-лен».

  1. Что такое лен? (Растение).
  2. Почему лен – универсальное растение? (Лен и кормит и одевает).
  3. Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна).
  4. Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями).
  5. Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено).
  6. При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно? (При помощи ручного ткацкого станка).
  7. Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент).
  8. Что значит “говорящий” узор? (Каждый узор несет какую-то информацию).
  9. Какую информацию несли вышитые узоры на одежде, расположенные вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу? (Обереги).
  10. Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты).

7.  Подведение итога работы.

Мы все сегодня потрудились хорошо. Интересно и с пользой провели наше занятие. Но на этом наша работа не закончена. Задание для вас: посетить музей национальной культуры и сделать описание трех любых вышитых узоров на одежде наших предков.

Исследование «Говорящие узоры». До свидания, добра и успехов вам, ребята!

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Мордовский костюм-этапы создания национального шедевра"»

Министерство образования Республики Мордовия

Муниципальное учреждение дополнительного образования

« Центр эстетического воспитания детей»

















Методическая разработка

«Мордовский костюм - этапы создания национального шедевра»



Автор:

Шехмаметьева Т.Н. – педагог дополнительного образования





























Тема занятия: «Мордовский костюм - этапы создания национального шедевра»

Цель занятия: развитие интереса к процессу создания одежды и украшения ее мордовской народной вышивкой.

Задачи:

  • знакомство с процессом создания мордовского костюма , умение видеть и понимать прекрасное, частицей которого является неповторимая народная одежда.

  • воспитание уважения к предкам, их труду, быту, культуре, неотъемлемой частью которой является мордовская народная одежда.

  • развитие логического мышления, образного восприятия исторического прошлого.

Оборудование:

. Выставка «Кукла в мордовском костюме»

. Экспозиция «Предметы народного быта»

. Выставка « Домотканное полотно»

. Выставка детских рисунков «Мордовская народная одежда»

. Книжная выставка « Мордовская народная культура»

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Звучит мордовская музыка. На фоне музыки педагог читает слова:

Река времён в своём стремлении
Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А  если что и остаётся…

А что же может остаться после человека? (ответы детей)



Память. Культурные ценности. Опыт предшествующих поколений, переданный в культуре народа. Все это бесценный источник, который научит нас многому.



  1. Актуализация знаний

Сегодня мы совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем о том, как создавалась мордовская народная одежда.


Обратите внимание на экспонаты, представленные нам музеем библиотеки им. П. С. Кириллова г. Саранска. (мордовский костюм, предметы народного быта).

Посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм, сколько в нем элементов. Давайте с ними познакомимся.

  1. Словарная работа «Толковый словарик» 

Заглянем в словарик и дадим объяснение словампанар, пулай, руця, понкст, сюлгамо, панг. И узнаем, какой это элемент одежды.

  1. Экскурс в историю «Одежда наших предков» 

Прежде чем, говорить о костюме, давайте совершим путешествие в прошлое. Узнаем, кто же такие мордва, где жили и чем занимались?

Рассказ юного экскурсовода (подготовленный ребенок)

Мордва – древнее финно-угорское племя. Оно начало формироваться в 6-7 веках до нашей эры на территории Поволжья, на правом берегу р. Волги. Мордовские племена в те времена были сильно разрозненными, попадали под гнет монголо-татарского ига, под владычество Казанского Ханства… Постепенно народ Мордовии стал оседло-земледельческим, появились крепости и города.



Все события, происходившие с мордовским народом, сказывались на формировании и трансформации мордовского национального костюма. Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами, поэтому включал только необходимые элементы одежды. Из основных элементов одежды можно отметить нательную и верхнюю одежду, а также комплекты для межсезонья и зимы. Отдельные детали служили для украшения костюма и были съемными.

Мордовская народная одежда – это уникальный памятник культуры мордовского народа. К сожалению, в наше время, подлинный старинный мордовский костюм можно увидеть только в музее.

На нашей выставке рядом с домотканным полотном , мы видим стебельки растения с семенами. Это растение называется лен.

Посмотрите, ребята, на лен и скажите, где у льна семена. (ответы детей: Семена льна в коробочках – бубенчиках.)

 А что получают из семян льна?Льняное масло).

Правильно. А как вы думаете, ребята, что получают из стебля льна? (ответы детей. Волокно)

Посмотрите здесь лен с корешком. Лен дергают, а не косят, чтобы получить больше волокна. Лен называют универсальным растением. Он и кормит, и одевает, и в хозяйстве помогает.

Запомните слово «лен». Это первое слово в нашем процессе рождения одежды из домотканого полотна. (на магнитную доску крепится слово «лен»)

Лен после сбора хорошо замачивают, а потом отделяют волокно. Вот оно на нашей выставке. Возьмите его в руки, ощутите его теплоту.

Волокно - следующее слово, которое необходимо запомнить. (на магнитную доску крепится слово «волокно»)

Процесс получения изо льна волокна длился с 28 августа до 14 октября (до Покрова). Затем женщины брались за работу и начинали прясть.

А какие инструменты понадобятся для этого? Найдите их в нашей экспозиции. (Дети находят в экспозиции прялку и веретено).

Вот и подошли мы с вами, ребята, к определению еще одного слова в рождении домотканой одежды. Какое это слово? (ответы детей:  нить, на магнитную доску крепится слово «нить»)

Как вы думаете, ребята, с какого возраста девочки в крестьянской семье учились прясть? (Ответы детей).

Девочки в крестьянской семье учились прясть с 5 лет. Отцы делали им маленькие прялочки. Ведь девочки выходили замуж рано, в 15-17 лет, поэтому они готовили себе сундук приданого. Все, к чему прикасались руки наших предков, было удобным и красивым. Вот так, ребята, до середины февраля, до начала великого поста, и пряли наши прабабушки. А потом мужчины устанавливали ткацкие станки, и женщины начинали ткать льняное полотно. (на магнитную доску крепится слово «полотно»)

Приступая к процессу создания льняного полотна, каждая женщина знала, что оно должно получиться не грубым. Ведь изо льна шили одежду для торжественных случаев.

Создание домотканого полотна на ткацком станке. (видео-показ ткацкого станка и работы на станке)

На ткацком станке особым способом закрепляется основа из нитей, затем идет процесс создания полотна. Почти 14 часов. Домотканое полотно изо льна как правило было серого цвета. Значит надо отбелить полотно. Наши замечательные трудолюбивые предки хорошо знали, что отбелить полотно можно при помощи мартовского снега, летней росы. После отбеливания полотно стирали, а потом гладили. Для этого служили рубель и скалка. Найдите, ребята, их в нашей экспозиции. (Дети находят рубель и скалку и гладят полотно).

Наши предки знали более пятидесяти растений, которыми можно было окрасить нити или же готовое полотно. Для получения красного цвета использовалась лебеда, зеленого - крапива, пижма, шишки осины. Синюю краску получали из корня дуба и ясеня, цветов василька, черную - из ягод черники. Вот какими наблюдательными были наши предки, ребята.

Из домотканого полотна создавалась мордовская народная одежда - рубаха. Она украшалась узорами, которые имели свое значение. Были узоры – обереги, они располагались вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу рубахи и служили оберегами от нечистой силы.

Вот, как здесь, на выставке, на ваших рисунках. Сможете ли вы, ребята, прочитать узоры на ваших рисунках, которые вы подготовили и на наших домотканых изделиях? Расскажите, пожалуйста, об этом, ребята. (Ответы детей).

Чтобы сшить из домотканого льняного полотна замечательную удобную и прочную одежду, нужно было приложить много усилий и труда.

Мы подошли к последнему главному слову в нашем замечательном процессе. Это слово (дети определяют) – «одежда» (вывешивается на магнитную доску)

5.Обобщение занятия

Ребята, давайте составим алгоритм «рождения» одежды из домотканого льняного полотна. ( Ответ детей:лен-волокно-нить-полотно-одежда)

6.Блиц – опрос «Чудо-лен» (систематизация знаний).

Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие в историческое прошлое наших предков. И чтобы понять, какую пользу оно вам принесло, мы приготовили для вас интересное задание – блиц-опрос «Чудо-лен».

  1. Что такое лен? (Растение).

  2. Почему лен – универсальное растение? (Лен и кормит и одевает).

  3. Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна).

  4. Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями).

  5. Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено).

  6. При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно? (При помощи ручного ткацкого станка).

  7. Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент).

  8. Что значит “говорящий” узор? (Каждый узор несет какую-то информацию).

  9. Какую информацию несли вышитые узоры на одежде, расположенные вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу? (Обереги).

  10. Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты).

7. Подведение итога работы.

Мы все сегодня потрудились хорошо. Интересно и с пользой провели наше занятие. Но на этом наша работа не закончена. Задание для вас: посетить музей национальной культуры и сделать описание трех любых вышитых узоров на одежде наших предков.

Исследование «Говорящие узоры». До свидания, добра и успехов вам, ребята!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка " Мордовский костюм-этапы создания национального шедевра"

Автор: Шехмаметьева Татьяна Николаевна

Дата: 27.09.2020

Номер свидетельства: 558574

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства