Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта организованной учебной деятельности на тему: «Мы - друзья природы»»
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Социум»
Раздел: Самопознание, основы экологии
Тема:Мы - друзья природы Цель: Расширять у детей представление о мире любви и доброты. Уточнить представления детей об экологически правильном поведении. Учить давать нравственную оценку поступкам, обосновывать свой выбор. Формировать у детей убеждение в том, что человек должен больше совершать хороших поступков и добрых дел. Воспитывать любовь к природе через практику ненасилия.
Ценность: Ненасилие
Качества: Непричинение вреда мыслью, словом, делом, любовь к природе. Ресурсы: аудиозапись спокойной музыки, иллюстрации к рассказу, вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета, ватман, клей, салфетки, бумага зеленого цвета, аудиозапись песни.
Группа : подготовительная.
Этапы деятельности
Мотивационно-побудительный
Позитивный настрой
Солнце ласково смеется,
В круг зовет своих друзей!
Мы друг другу улыбнемся,
Станем мы еще добрей!
Минутка тишины: Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.
Медленно открываем глазки, потягиваемся. Молодцы!
Цитата: Жизнь дана на добрые дела. - Ребята, как вы понимаете слова пословицы?
- Что значит делать добрые дела?
- Только ли для людей надо делать добрые дела?
Давайте заучим слова пословицы. (Отвечают на вопросы, рассуждают.Повторяют пословицу.)
Организационно-поисковый:
- У меня для вас есть подарок, послушайте историю.
Пересказывает рассказ Л.Толстого «Котенок»
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: — Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: — Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Беседа по рассказу.
- О ком этот рассказ?
- Что чувствовали дети, когда нашли кошку и котят?
- Почему котенок оказался в опасности? Кто виноват?
- Какой поступок совершил Вася?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Как вы понимаете слова «Мы в ответе за тех, кого приручили?»
- Для чего люди заводят домашних животных?
- Что происходит, когда люди перестают заботиться о домашних животных?
- Что значит «беречь природу»?
Дидактическая игра“Экологический светофор ” Воспитатель дает каждому ребенку по два картонных круга (зеленый и красный).
Воспитатель. -Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, “зажигайте” зеленый свет, а если неправильно — красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей ветка сломалась. “Слезайте и уходите!” — сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторили свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине. Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банке погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро. Как вы оцените действия девочки?
3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. “Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо”,- сказал папа. “Давай поищем ее гнездо”,- попросила Юля. “Птичке это не понравится, — сказал папа. — Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд”. Как вы считаете, папа правильно поступил?
4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: “ Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?( Слушают правила игры, показывают сигнальные круги. Объясняют выбор.)
Физминутка:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок Хомка раненько встает, Щечки моет, лапки трет Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку Раз, два, три, четыре, пять Хомка хочет сильным стать
Творческая работа (коллективная)
- Какие добрые дела нужно делать, чтобы сберечь природу?
- Мы сейчас посадим деревья. Обведем свои ладошки на листах зеленой бумаги, вырежем и сделаем елочки. Получится настоящий лес.(выполняют работу)
Рефлексивно- корригирирующий
- О чем мы сегодня говорили? - Помните, в начале нашего занятия мы говорили слова: «Жизнь дана на добрые дела». Давайте с вами вместе повторим и запомним эти слова
-Споемте, друзья! - А в заключение занятия мы все споем песню «Дорогою добра»
Заключительная минута занятия-Сегодня мы узнали, для чего люди держат дома домашних животных: кошек, собак, рыбок, хомячков. Они забавные, ласковые, красивые, люди их любят, заботятся о них. И животные дарят людям свою любовь и ласку. На нашей планете Земля все живое дружит - и люди, и животные и птицы, и все радуются солнышку.
Наше занятие окончено, спасибо вам за занятие. Ожидаемый результат:
Знать: о мире чувств и добрых дел, о чем говорят на занятиях по самопознанию. Иметь: представление о доброте, о бережном отношении к объектам природы. Уметь: высказываться по теме, проявлять заботу о домашних животных, оценивать поступки, выполнять работу коллективно.