Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.»
3
Сущность методической работы воспитателя детей
дошкольного возраста.
1. Понятие методической работы и её цели.
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как:
методические объединения педагогов дошкольного образования,
научно-методический и педагогический совет,
мониторинговой службы,
а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.
На ДОУ в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи:
обучать,
воспитывать
готовить к жизни
то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем.
В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОО, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
2.Планирование методической работы
Методическая служба - это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Методическая служба ДОО в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:
построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
адаптацию ДОО к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
светскость образования.
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: Сфера, 2005. - С. 96.
Планирование методической работы в ДОО осуществляется на аналитической основе:
анализ внешней среды ДОО (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
анализ состояния ДОО (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Любое ДОО существует в одном из двух режимов:
функционирования
или развития (инновация).
1. Следовательно, в ДОО, находящаяся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.
2. Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОО из режима функционирования в режим развития.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М.: Дрофа, 2005. С. 152.
Во всех случаях цель методической службы - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОО.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
Основные подходы к организации методической работы в ДОУ
основаны на:
системно-деятельный подход:
понимание целей и задач деятельности ДОО, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
личностно-ориентированный подход:
обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленность на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере методиста и старшего воспитателя;
дифференцированном подход:
учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
подход свободного самоопределения:
свободный выбор каждого педагога образовательных программ и путей самореализации;
мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО.
Основная причина - формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.
Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
3.Методическое обеспечение методического процесса
Одним из стержневых условий жизнедеятельности ДОО является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом ДОО.
Программно-методический комплекс ДОО отбирается с учетом:
ориентации на государственные требования,
нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление),
особенности и законы психического развития детей,
специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.
Через орган самоуправления ДОО - педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОО осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОО зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:
1. Организация РППС ДОО, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендаций по РППС ДОО;
- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.
2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой:
- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
- анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
4. Структура, формы и методы методической работы
Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповым формам относятся:
участие педагогов в методических объединениях города, района, ДОО;
организация теоретических и научно - практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным относятся:
индивидуальные консультации,
беседы,
наставничество,
взаимопосещения,
самообразование.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
целями и задачами ДОО;
количественным и качественным составом коллектива;
сравнительной эффективностью форм и методов работы;
особенностями образовательного процесса;
материальными, морально-психологическими условиями в ДОО;
реальными возможностями;
передовым опытом и научными рекомендациями.
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
педсовет;
семинары, семинары-практикумы;
открытые просмотры;
медико-педагогические совещания;
консультации;
работа творческой группы.
Внешнее повышение квалификации происходит:
за счет посещения курсов повышения квалификации;
обучение в учебных заведениях;
участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОО:
участие в работе совета педагогов;
обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
консультирование и др.
В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов.
В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.
5.Методический кабинет как центр методической работы
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.
Ему принадлежит ведущая роль:
в оказании помощи в организации образовательного процесса,
обеспечении их непрерывного саморазвития,
обобщении передового педагогического опыта,
повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет - это копилка лучших традиций ДОО, поэтому задача зам. зав. по ВМР:
сделать накопленный опыт живым, доступным,
научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет ДОО должен соответствовать требованиям как:
информативность,
доступность,
эстетичность,
содержательность,
обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно-аналитической функции управления ДОО обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Банк информации ДОУ
Банк внешней информации
Банк внутренней информации
1. Нормативно-правовые документы Законодательства РФ;
1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО;
2. Организация методической работы в ДОО;
2. Планирование деятельности ДОО;
3. Развитие ребенка в образовательном пространстве ДОО;
3. Организация и руководство образовательной деятельности ДОО;
4. Организация взаимодействия ДОО с семьей и школой;
4. Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОО.
5. Информация периодических изданий ДОО.
В методическом кабинете ДОО:
постоянно должны действовать выставки,
представлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материал семинаров-практикумов;
план - график повышения квалификации педагогов;
план аттестации педагогических кадров;
передовой педагогический опыт и т.д.)
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Результатом методической работы в ДОУ должны стать:
обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;
пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;